г. Самара |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А65-22974/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" - до перерыва - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - до перерыва - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014 N2.4-0-12/000028), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 - 07 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (далее - общество, ООО "Татгазселькомплект") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Татарстан) от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 1 л.д. 3-6).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 по делу N А65-22974/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 (т. 2 л.д.219-222).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.4-7).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.3 л.д.25-33).
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.04.2014 (т.3 л.д.40).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.04.2014 до 12 час. 50 мин. 07.04.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 19.02.2013 ООО "Татгазселькомплект" представило в Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основе указанной уточненной декларации по земельному участку 16:50:050211:174, составила 150 448 руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 03.06.2013 N 2.12-0-21/2369 (т.1 л.д.80-81).
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения, налоговой инспекцией принято решение от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 7 964 руб. 20 коп., обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 398 210 руб. и начислены пени в сумме 31 121 руб. 01 коп. (т.1 л.д.9-11).
Основанием принятия оспариваемого решения является вывод налоговой инспекции, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 119 925 221 руб.
Следовательно, рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 548 658 руб.
Однако, налогоплательщиком по земельным участкам с кадастровым номером 16:50:050211:174 применена кадастровая стоимость 32 8884 708 руб. По мнению инспекции, меньшая кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь с 01.01.2013, поскольку она установлена решением арбитражного суда в 2012 году.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Республике Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 27.09.2013 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение инспекции утверждено (л.д.16-17).
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела видно, что определение кадастровой стоимости земельного участка явилось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А65-15231/2012, по которому решением от 06.08.2012 исковые требования общества удовлетворены, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" обязали внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 32 884 708 руб.; указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 28.09.2012.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 вступило в законную силу 06.09.2012.
Указанным решением кадастровая стоимость для земельного участка 16:50:050211:174 в размере 32 884 708 руб. определена арбитражным судом на основании экспертного заключения ООО "Ди энд Эл Оценка" от 15.05.2012 N 3447/БР. Из содержания указанного заключения следует, что датой, на которую проведена оценка, является 01.01.2011.
Суд первой инстанции сделал вывод, что вывод налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости только с 01.01.2013 являются неправомерными.
Суд первой инстанции указывает, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, земельный налог за 2012 подлежит уплате в 2013 (не позднее 15.02.2013 применительно к г. Казани в соответствии с Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге").
Налогоплательщик может защитить свои права изменением кадастровой стоимости земельного участка посредством определения его рыночной стоимости по состоянию на 1 января налогового периода лишь по прошествии этой даты, а не до нее. Определение рыночной стоимости земельного участка на налоговый период 2012 в 2011 в принципе является невозможным.
На момент сдачи налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год кадастровая стоимость была изменена решением арбитражного суда, имеющим обязательную силу и подлежащему исполнению на всей территории Российской Федерации с момента его вступления в законную силу.
Суд первой инстанции делает вывод, что поскольку заявитель обратился с иском об изменении кадастровой стоимости в 2012 году, в этом же году принято и вступило в законную силу решение об удовлетворении его исковых требований, налоговая база по земельному налогу должна определяться с учетом измененной кадастровой стоимости.
Из представленной инспекцией распечатки из базы АИС "Налог" (т.1 л.д. 86) следует, что периодом применения уменьшенной кадастровой стоимости указан 2012 (с 01.01.2012).
Суд первой инстанции довод инспекции о том, что решение арбитражного суда от 06.08.2012 подлежит исполнению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" лишь в 2013 признал неверным, противоречащим статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции указывает, что поскольку решение арбитражного суда вступило в законную силу 06.09.2012, с этого времени оно и является общеобязательным, в любом случае решение суда исполняется в 2012.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод налогового органа о том, что в решении суда от 06.08.2012 отсутствует указание на применение рыночной стоимости земельного участка с 01.01.2011.
Суд первой инстанции признал необоснованными доводы налогового органа о том, что земельный налог был им рассчитан по сведениям кадастровой службы.
Уплата авансовых платежей в течение налогового периода также не свидетельствует о неприменимости измененной кадастровой стоимости земельного участка в спорном налоговом периоде, поскольку пунктом 5 статьи 396 НК РФ установлен механизм определения размера земельного налога как разницы между суммой исчисленного налога и суммами подлежащих уплате авансовых платежей. Из буквального толкования пунктов 1 и 5 статьи 396 НК РФ также следует, что земельный налог исчисляется по истечении налогового периода.
Суд первой инстанции делает вывод, что доводы налоговой инспекции о неприменимости при расчете земельного налога за 2012 кадастровой стоимости земельного участка, установленной в 2012, являются несостоятельными, а произведенное заявителем в 2013 году исчисление земельного налога за 2012 с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка является верным, так как решение арбитражного суда охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, что соответствует пункту 1 статьи 391 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013.
В рассматриваемом деле установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050211:174 зарегистрировано на общество 02.04.2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 в размере 119 925 221 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-15231/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 внесена в кадастр 13.09.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 13.09.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочный позицию суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 может быть применена на весь налоговый период, начиная с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 119925221 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного земельного налога составляет - 304810 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 32884708 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 12 мес. * 4 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 66 866 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 371 676 руб. (30 4810 + 66 866 руб.)
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 150 448 руб.
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 221 228 руб. (371676 - 150 448)
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 398 210 руб. (548658 - 150 448).
Фактически обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 221 228 руб.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекции неправомерно доначислен обществу оспариваемым решением земельный налог в сумме 176 982 руб. (398210 - 221228).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, принять новый судебный акт, признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 в части доначисления ООО "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части исковых требований обществу отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-22974/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан от 22 августа 2013 года N 2.12-0-19/3814 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176982 (Сто семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля, соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22974/2013
Истец: ООО "Татгазселькомплект", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара