Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Томск |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А27-5548/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Марченко Н.В.., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании: Чигодайкиной И.В., доверенность от 10.12.2013 г.; Малкирова А.Р., доверенность от 10.10.2013 г.; Воробьевой И.А., доверенность от 12.04.2012 г.
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Кемеровской таможни на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 сентября 2013 года по делу N А27-5548/2013 (судья Смычкова Ж.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент", г. Красноярск (1052465003315 ИНН 2465088146) к Кемеровской таможне, г. Кемерово (1024200707079 ИНН 4205009474) о признании недействительными решения по результатам таможенной проверки N 10608000/400/260313/Т0063 от 26.03.2013 г., требования об уплате таможенных платежей.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне о признании недействительными решения по результатам таможенной проверки N 10608000/400/260313/Т0063 от 26.03.2013 г., требования об уплате таможенных платежей N 49 от 24.04.2013 г.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2013 г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кемеровская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнений к ней), в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильным толкованием норм материального права.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что вывод суда о неприменении к спорным правоотношениям Порядка, утвержденного Решением КТС от 15.07.2011 г. N 728, противоречит п.1 ст. 370 Таможенного кодекса Российской Федерации; судом не применены положения абз.3 п.4 Порядка, подлежащие применению.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "РУСАЛ Сервис Рент" в суд апелляционной инстанции направлен отзыв, а также дополнения к нему, содержащие возражения относительно доводов апеллянта.
Определением апелляционной инстанции от 22.01.2014 г., оставленным без изменения постановлением ФАС ЗСО от 18.03.2014 г., производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Судом Евразийского экономического сообщества дела по заявлению ООО "СеверАвтоПрокат" об оспаривании пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. N 728.
Определением от 17.03.2014 г. производство по делу возобновлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции, стороны доводы жалобы, отзыва поддержали по изложенным в них основаниям.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, с учетом представленных к ним дополнений, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2013 г. подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в июле 2005 г. иностранным учредителем ООО "РУСАЛ Сервис Рент" Компанией "ЛЭНРИК СЕРВИСИЗ, ЛТД" в качестве вклада в уставный капитал общества внесены вилочные автопогрузчики.
Автопогрузчики с вилочным захватом в количестве 11 шт. были ввезены на территорию Российской Федерации и продекларированы в таможенном органе по ГТД N 10608050/140705/0006608.
Общая стоимость погрузчиков по ГТД 0608050/140705/0006608 составила 4 822 989,42 руб.
Автопогрузчики были выпущены условно, под процедуру внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товаром.
Обществу предоставлены льготы по уплате таможенных платежей на сумму 1 195 531,06 руб. (в том числе ввозная таможенная пошлина - 250 111,10 руб., НДС-945 419,96 руб.).
13.09.2013 г. Кемеровской таможней проведен таможенный контроль в форме камеральной таможенной проверки за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 по вопросу соблюдения обществом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по ГТД N 10608050/140705/0006608 с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки N 10608000/400/260313/А0063 от 26.03.2013 г.
26.03.2013 г. вынесено решение N 10608000/400/260313/Т0063, а также направлено требование об уплате таможенных платежей N 44 от 10.04.2013.
Согласно решению обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, потребовано уплатить сумму задолженности в размере 1 346 177, 94 руб.
ООО "РУСАЛ Сервис Рент" 30.04.2013 от Кемеровской таможни получено требование об уплате таможенных платежей от 24.04.2013 г. N 49 в размере 281 560,49 руб. (в том числе, ввозная таможенная пошлина - 250 111,10 руб., пени 31 449,39 руб.) и сопроводительное письмо от 26.04.2013 г. N19-19/9320, из которого следовало, что требование от 10.04.2013 г. N 44 отозвано.
Не согласившись с решением таможенного органа и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ООО "РУСАЛ Сервис Рент", пришел к выводу о том, что у заявителя не возникло обязанности по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", поскольку таможенным органом не доказан факт того, что Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 728, распространяет свое действие на отношения, возникшие до введения данного порядка в действие.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Так, с 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС, письмо Федеральной таможенной службы от 29.06.2010 N 01-11/31847).
Согласно пункту 1 статьи 3 ТК ТС таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, Международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
По правилам статьи 366 ТК ТС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
Согласно пункту 2 статьи 366 ТК ТС к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза.
Положениями пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пунктом 1 статьи 370 ТК ТС определено, что товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу ТК ТС в Российской Федерации под таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, со дня вступления в силу ТК ТС считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении таких товаров подлежат применению положения ТК ТС и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Соответственно, к товарам, помещенным до применения на территории Российской Федерации ТК ТС под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, с 01.07.2010 подлежит применению правовой режим, включая запреты и ограничения по пользованию и распоряжению товарами, установленный для данных товаров таможенным законодательством Таможенного союза, иными международными договорами государств - членов ТС и решениями Комиссии Таможенного союза.
Статьей 200 ТК ТС предусмотрено, что товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются выпущенными условно и могут использоваться только в целях соответствующих условиям предоставления льгот. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин и налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 ТК ТС).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные товары являются условно выпущенными, обладают статусом иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
При этом, в отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Статьей 211 ТК ТС определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 366 ТК ТС по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названным Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Следовательно, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу Кодекса, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, так как ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, Таможенным кодексом Российской Федерации не регламентированы.
При этом, следует учесть, что в данном случае, повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется. Общество не лишено права до истечения указанного срока заявить об изменении таможенного режима в отношении ввезенного оборудования.
Аналогичный вывод сделал в решении от 01.11.2013 Суд Евразийского экономического сообщества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот.
Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией Таможенного союза.
18.08.2011 вступил в силу Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок N 728).
Согласно материалам дела, товары, ввезенные заявителем с использованием льгот по уплате таможенных платежей, сданы в аренду по договорам, заключенным после вступления Порядка в силу.
Соответственно, общество передало во временное пользование иным лицам условно выпущенные товары, находящиеся на территории Российской Федерации и не помещенные на момент заключения договоров и передачи товаров под иную таможенную процедуру, допускающую такое использование.
При изложенных обстоятельствах, таможенный орган обоснованно в связи с несоблюдением обществом ограничения, установленного Порядком N 728, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза отказал в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей и направил требование об уплате задолженности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции при проверке законности судебного акта суда первой инстанции находит необходимым отметить следующее.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.11.2013 N 79 определил приоритет норм таможенного законодательства Таможенного союза при разрешении вопросов, возникающих при рассмотрении дел, связанных с применением таможенного законодательства.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, принятого Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 05.07.2010 N 502, Суд Евразийского экономического сообщества обеспечивает единообразное применение Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) от 10.10.2000 и других действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.
В связи с формированием Таможенного союза Суд Евразийского экономического сообщества рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, а также дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза.
Постановлением Суда Евразийского экономического сообщества от 08.04.2013 установлено, что решение Суда, сформировавшего правовую позицию в отношении спорного акта Комиссии Таможенного союза либо его отдельных положений, действует непосредственно, не требует подтверждения другими органами и подлежит неукоснительному исполнению. Решение Суда действует применительно не только к липам, участвующим в деле, но и к неограниченному кругу лиц, что влечет возможность пересмотра в соответствующей процедуре судебных актов национальных судов, в которых нормы оспариваемого акта Комиссии Таможенного союза, применены в значении, отличном от толкования Суда Евразийской экономического сообщества.
Суд апелляционной инстанции, при принятии постановления по настоящему делу, принимает во внимание решение Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического сообщества от 24.02.2014, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ООО "СеверАвтоПрокат", об оставлении без изменения решения Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 01.11.2013 года по делу N 1-7/4-2013 по заявлению ООО "СеверАвтоПрокат" об оспаривании пункта 4 Порядка N 728.
Так, Апелляционная палата Суда Евразийского экономического сообщества в указанном решении отметила, что абзац третий пункта 4 Порядка N 728 является самостоятельной нормой международного права прямого действия и должен применяться непосредственно всеми государствами - членами Таможенного союза в отношении товаров, ввезенных как до, так и после принятия этих ограничений, то есть, и в отношении товаров, ввезенных и условно выпущенных до 19.08.2011 г.
При этом Апелляционная палата в решении от 24.02.2014 признала, что довод заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 4 Порядка N 728 постановлению N 883 и о том, что приоритет применения должен быть за нормой национального законодательства, не согласуется с принципами международного права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Кемеровской таможни подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2013 г. - отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 сентября 2013 года по делу N А27-5548/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обществу с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" в удовлетворении требований о признании недействительными решения по результатам таможенной проверки N 10608000/400/260313/Т0063 от 26.03.2013 г., требования об уплате таможенных платежей N 49 от 24.04.2013 г. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5548/2013
Истец: ООО "РУСАЛ Сервис Рент"
Ответчик: Кемеровская таможня, Кемеровская таможня Сибирского Таможенного управления Федеральной таможенной службы
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2333/14
27.06.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9340/13
22.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2333/14
03.02.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9340/13
25.08.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2333/14
09.04.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9340/13
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2333/14
11.09.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5548/13