город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2014 г. |
дело N А32-39408/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.02.2012 г. N 23АА1415843 Стахирюк ОВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 г. по делу N А32-39408/2013 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2014 года, с учетом исправительного определения от 23 января 2014 года, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение мотивировано доказанностью наличия состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что вывод суда первой инстанции о нереализации ОАО "МТС" мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих ОРД, противоречит имеющимся в деле доказательствам, доказательства осуществления ОАО "МТС" деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, отсутствуют. По мнению общества само по себе наличие или отсутствие действующего акта в любом случае не является основанием для привлечения ОАО "МТС" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также общество указывает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Через канцелярию суда поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства подателя жалобы о приобщении дополнительных документов к материалам дела и возвратил их заявителю в судебном заседании. Также, суд возвратил документы, приложенные к апелляционной жалобе, а именно: постановление от 12.12.2013 г., постановление от 29.04.2013 г., план от 26.09.2011 г., дополнение к плану, приказ от 29.12.2012 г., положение от 29.12.2012 г. N 1481. На вопрос суда представитель общества не смог обосновать уважительность причины непредставления названных документов в суд первой инстанции.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 27.09.2013 года N 1003 проведена внеплановая выездная проверка филиала ОАО "МТС" в г. Новороссийске.
В ходе проверки установлено, что общество на основании лицензии N 96039 оказывает услуги подвижной радиотелефонной связи с нарушением лицензионных условий, выразившихся в невыполнении требований по внедрению на узле связи MGw-04, установленной по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова, 12, технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). План и акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ отсутствуют, что является нарушением пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 96039 и пунктов 7 и 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 г. N 538 (далее - Правила).
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 30.10.2013 года N А-23Т-10/13/4102, копия которого направлена в адрес общества по почте.
Заявителем в адрес общества направлена телеграмма о вызове законного представителя на 12.11.2013 года в 15 часов 00 минут для участия при составлении протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Телеграмма получена обществом 30.10.2013 года.
Должностным лицом управления 12.11.2013 года, в присутствии представителя общества по доверенности Неверовой Л.Д., составлен протокол об административном правонарушении N 1413/13, в котором действия заявителя квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола под роспись вручена Неверовой Л.Д.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Пунктами 2 и 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 96039, лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
На основании пункта 7 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Согласно пункту 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 названных Правил, органа внутренних дел.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является оператором по оказанию услуг связи и осуществляет свою деятельность, в том числе на основании лицензии N 96039, следовательно, обязан обеспечить осуществление уполномоченными государственными органами оперативно-розыскных мероприятий, путем реализации согласованного плана СОРМ на своей сети.
Пунктом 2 требований к лицензии N 96039 предусмотрено, что лицензиат обязан начать оказание услуг связи в соответствии с данной лицензией не позднее 30.05.2012 года.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, а также не оспаривается обществом, что на момент проверки обществом на основании лицензии N 96039 оказывались абонентам услуги подвижной радиотелефонной связи.
Обществом и УФСБ России по Краснодарскому краю в сентябре 2011 года утвержден план реализации эксплуатационно-технических требований по обеспечению ОРМ на расширенной и реконструированной сети подвижной радио связи стандартов GSM 900/1800 и IMT-2000/UMTS в Краснодарском крае филиала ОАО МТС" Макро-Регион "Юг" (далее - план).
Пунктом 20 плана предусмотрено, что оператор совместно с управлением проводит повторные приемо-сдаточные испытания, результаты которой оформляются протоколом и по итогам актом приемки в эксплуатацию технических средств СОРМ не позднее июля 2012 года.
В августе 2012 года обществом и ФСБ России по Краснодарскому краю утверждено дополнение к плану, в пункте 7 которого предусмотрен срок для подписания акта приемки в эксплуатацию технических средств СОРМ, не позднее ноября-декабря 2012 года.
В ходе реализации плана обществом совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю неоднократно в 2013 году проводились проверки работоспособности технических средств СОРМ на узлах связи общества, установленных на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Однако каждый раз по результатам проведенной проверки делался вывод о неполном соответствии технических средств СОРМ требованиям Приказа Минкомсвязи РФ от 20.04.1999 года N 70 и устанавливался срок для устранения ответчиком данных несоответствий (письмо УФСБ России по Краснодарскому краю от 14.06.2013 года N 14/2-2007, протокол проверки работоспособности технических средств СОРМ от 11.06.2013 года, от 02.08.2013 года).
Протоколом проверки работоспособности технических средств СОРМ от 02.08.2013 года обществу предписано совместно с производителем коммутационного оборудования подготовить техническое решение по устранению выявленных замечаний в срок до 01.09.2013 года.
Однако на момент проведения проверки (с 09.10.2013 года по 30.10.2013 года) обществом не были устранены несоответствия технического оборудования СОРМ требованиям Приказа Минкомсвязи РФ от 20.04.1999 года N 70, а также не утвержден в установленном порядке (в УФСБ России по Краснодарскому краю) акт приемки в эксплуатацию технических средств СОРМ, в том числе на узле связи MGw-04, установленном по адресу: г.Новороссийск, ул. Видова, 12.
Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие об уклонении УФСБ России по Краснодарскому краю от подписания акта приемки в эксплуатацию технических средств СОРМ.
В силу вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о непринятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению условий лицензии N 96039, а именно по вводу в эксплуатацию в предусмотренные планом сроки технических средств СОРМ на узле связи MGw-04.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 96039, подтверждается материалами дела, в том числе, письмом УФСБ России по Краснодарскому краю от 14.06.2013 года N 14/2-2007, протоколами проверки работоспособности технических средств СОРМ от 11.06.2013 года, от 02.08.2013 года, актом проверки от 30.10.2013 года N А-23Т-10/13/4102, протоколом об административном правонарушении от 12.11.2013 года N 1413/13. Обществом обратное не доказано.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Довод общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
Вменяемое административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по своей правовой природе является длящимся правонарушением, следовательно, судебный акт по делу об административном правонарушении может быть вынесен не позднее трех месяцев с момента обнаружения и фиксации административного правонарушения в соответствующем процессуальном документе.
Административное правонарушение, квалифицированное в протоколе об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обнаружено управлением 30.10.2013 года, о чем свидетельствует акт проверки.
Таким образом, общество могло быть привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позднее 30.01.2014 года, следовательно, на момент рассмотрения дела, а именно 22.01.2014 г. срок давности привлечения к административной ответственности, который является пресекательным и восстановлению не подлежит, не истек.
При назначении административного наказания, суд первой инстанции учел наличие отягчающего ответственность общества обстоятельства, а именно привлечение в течение года к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2013 года по делу N А32-9594/2013), и пришел к обоснованному выводу о назначении обществу административного наказания по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 г. по делу N А32-39408/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39408/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кк и ЮФО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
Ответчик: ОАО "МТС"