г. Пермь |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А60-41419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 января 2014 года
по делу N А60-41419/2013,
вынесенное судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Кветного Игоря Владимировича (ОГРНИП 308667218200012, ИНН 667205906594)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, федеральное государственное унитарное предприятие "Свердловский кустовой вычислительный центр" (ОГРН 1026602329830, ИНН 6658010739)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
индивидуальный предприниматель Кветный Игорь Владимирович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (с учетом определения суда от 01.11.2013) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304011:3 общей площадью 7058 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Посадская, 21, по состоянию на 15.11.2012 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 55 842 000 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, федеральное государственное унитарное предприятие "Свердловский кустовой вычислительный центр"
Решением суда от 24.01.2014 исковые требования удовлетворены.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением суда от 24.01.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке не является основанием для изменения цены договора, избрание истцом такого способа защиты нарушает принцип свободы договора и требования закона, связанные с изменением цены договора. Третье лицо считает, что утверждение кадастровой стоимости в размере, превышающим рыночную стоимость, не может нарушать права истца, поскольку истец собственником земельного участка не является. Обращаясь в суд с иском, истец злоупотребляет правом, в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца не подлежит удовлетворению.
Заявитель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. Истец в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения. Истец ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора спорного земельного участка, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304011:3 площадью 7058 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Посадская, 21.
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304011:3 составляет 136 928 234 руб. 94 коп.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012, превышает его рыночную стоимость.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО "Оргтранс" от 17.06.2013 N 01О-06/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304011:3 по состоянию 15.11.2012 составляет 55 842 000 руб. (л.д. 23-88).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО "Оргтранс" от 17.06.2013 N 01О-06/13 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 528/06-13 отчет ООО "Оргтранс" от 17.06.2013 N 01О-06/13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 89-105).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304011:3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 55 842 000 руб. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя жалобы о том, что истец не является собственником спорного земельного участка и не имеется права на обращение в суд с рассматриваемым иском, является несостоятельным.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Расчет арендной платы за земельные участки производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.
Ссылка третьего лица на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При рассмотрении настоящего дела злоупотребление правом со стороны истца в отношении лиц, участвующих в деле, не установлено, поскольку, обратившись в суд с рассматриваемым иском, истец реализовал предусмотренное законом право на судебную защиту.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе доводы основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2014 года по делу N А60-41419/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41419/2013
Истец: Кветный Игорь Владимирович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, МУГИСО, ФГУП "Свердловский кустовой вычислительный центр"