город Омск |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А81-4166/2011 |
Судья Восьмого арбитражного апелляционного суда Смольникова М.В.,
ознакомившись с апелляционной жалобой (регистрационный номер 08АП-3467/2014) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2014 года по делу N А81-4166/2011 (судья Беспалов М.Б.), вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "АрсеналПромСтрой" (ОГРН 1068905015739, ИНН 8905039520),
установил:
имеются основания для возвращения апелляционной жалобы, установленные пунктом 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: апелляционная жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного АПК РФ, в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.02.2014 по делу N А81-4166/2011 прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "АрсеналПромСтрой".
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Федеральная налоговая служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.
Рассмотрев указанную жалобу, суд полагает необходимым её возвратить в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 264 АПК РФ, поскольку судом установлено, что апелляционная жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 статьи 259 Кодекса апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен названным Кодексом. Указанный порядок в соответствии с пунктом 35.3 Постановления N 35 распространяется на судебные акты, указанные в пункте 1 статьи 52 Закона о банкротстве, в частности, на определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его вынесения.
В силу части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. Согласно части 4 статьи 113 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
Апелляционная жалоба на определение от 12.02.2014, месячный срок на обжалование которого истёк 12.03.2014, подана уполномоченным органом в Арбитражный суд Ямало-ненецкого автономного округа 20.03.2014, что подтверждается штампом суда первой инстанции, то есть по истечении установленного законом срока.
Федеральная налоговая служба заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, в котором просит его восстановить, ссылаясь на то, что обстоятельства, по которым она обратилась с настоящей апелляционной жалобой стали ей известны лишь 04.03.2014, в связи с чем считает причины пропуска срока уважительными.
Рассмотрев ходатайство Федеральной налоговой службы о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает его не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием уважительных причин пропуска срока.
В силу части 2 статьи 259 АПК РФ восстановление арбитражным судом апелляционной инстанции пропущенного срока подачи апелляционной жалобы по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, возможно при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
Следовательно, лицо, обращающееся с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, должно указать причины пропуска срока и обосновать их уважительность.
Однако, заявитель жалобы в ходатайстве о восстановлении пропуска срока не указывает причины позднего обращения в суд с данной жалобой, не прикладывает соответствующих доказательств в обоснование уважительности причины пропуска срока, не ссылается на независящие от него обстоятельства, повлекшие пропуск срока (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Указанные Федеральной налоговой службой причины пропуска не являются независящими от заявителя.
Кроме того, уполномоченный орган ссылается, что об основаниях, послуживших поводом для подачи настоящей апелляционной жалобы, ему стало известно 04.03.2014, то есть в пределах установленного законом срока на обжалование, в то время как с настоящей апелляционной жалобой он обратился лишь 20.03.2014 ( то есть за пределами срока на обжалование).
Частью 3 статьи 41 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и при этом по смыслу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе и последствий в виде возврата апелляционной жалобы.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что, действуя разумно и добросовестно, Федеральная налоговая служба имела объективную возможность подачи апелляционной жалобы в установленный законом срок.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что законодателем для дел о банкротстве традиционно устанавливались сокращенные сроки на обжалование большинства определений, о чем Федеральной налоговой службе как профессиональному участнику дела о банкротстве достоверно известно.
В связи с чем Федеральная налоговая служба обязана предпринимать все возможные меры для соблюдения сроков подачи апелляционных жалоб.
Процедуры банкротства являются срочными, связаны с постоянным изменением фактических обстоятельств, определения подлежат немедленному исполнению.
Затягивание процедуры их обжалования в таких условиях может привести к невозможности реального восстановления нарушенного права и даже, напротив, нарушению баланса интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Поэтому само наличие сокращенного срока на подачу жалобы не может являться основанием для удовлетворения ходатайства о его восстановлении, если заявитель не привел обстоятельств, препятствующих ему соблюсти этот срок хотя бы с того момента, когда он имел полную возможность подать апелляционную жалобу своевременно.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2010 N 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Произвольный подход к законно установленным последствиям пропуска данного срока также приведет к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности (статьи 8, 9 АПК РФ), поскольку удовлетворив необоснованное ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока, суд поставит его в преимущественное положение по сравнению с другими лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Поскольку в ходатайстве не приведено доводов, подтверждающих, что заявитель по не зависящим от него обстоятельствам был лишен возможности своевременно обратиться с жалобой, либо реализация данного права вопреки воле заявителя была существенно затруднена, суд апелляционной инстанции не находит оснований для восстановления пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
В силу пункта 3 части 1 статьи 264 АПК РФ отказ суда в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы влечет возвращение жалобы заявителю.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2014 года по делу N А81-4166/2011 возвратить заявителю.
2. Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы поступили в электронном виде.
Судья |
М.В. Смольникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4166/2011
Должник: ООО "АрсеналПромСтрой"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Арбитражный управляющий Кузьмин Игорь Сергеевич, Денисов С. Г, Денисов С. Г., Денисов Сергей Григорьевич, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", ОМВД России по г. Ноябрьску, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, Учредитель Хуснутдинов И. Я., Учредитель Яхин М. М., Червинская Н. М., Червинский Сергей Иванович, МУП "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск, Отдел судебных приставов по г. Ноябрьску Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, Суд общей юрисдикции, Управление Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2829/14
11.02.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15172/15
23.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2829/14
09.04.2014 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3467/14
12.02.2014 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4166/11
17.01.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10020/13
03.09.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4166/11
12.03.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4166/11
12.03.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4166/11