г. Москва |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А40-170633/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Красная Пресня" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-170633/13 (148-1162) судьи Нариманидзе Н.А.
по заявлению ОАО "Красная Пресня" (ОГРН 1027700230755, 123007, г. Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Ространснадзора
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Головина Э.И. по дов. от 26.03.2014 N 11;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 ОАО "Красная Пресня" (далее - Общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Ространснадзора (далее - Управление Ространснадзора по ЦФО) от 19.11.2013 по делу N 0041/1000/0526.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что указанное решение является незаконным и необоснованным, поскольку суд неполно исследовал обстоятельства дела; не дал надлежащей оценки представленным доказательствам; не учел нормы АПК РФ о распределении обязанностей по доказыванию; неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела; и неправильно применил нормы материального права.
Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Ространснадзора по ЦФО указывает, что на момент проверки и момент составления постановления установлено, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры и совершило административное правонарушение.
Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, считает решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.
Указал на то, что Общество не является собственником объекта транспортной инфраструктуры.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.10.2013 Савеловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области транспортной безопасности в ОАО "Красная Пресня" по адресу: г. Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7.
По результатам проверки составлен Акт от 17.10.2013, согласно которому установлены нарушения требований п.7 ст.2, п.6 ст.3, п.п. 2, 3 ст.5, п.1 ст.4, ст.8 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - Закон о транспортной безопасности); приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87; п.4, п/п 5.6.10, 5.6.11, 5.9, 5.11, 5.12, 5.14-5.14.4, 5.25-5.25.5, 5.30, 5.30.20, 5.30.22, 5.30.23 п.5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства"; приказа Минтранса России от 16.02.2011 N 56; п/п 17 п.4 приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 N 34; ст.28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794; 11 раздела ГОСТ 50776-95 "МЭК" 60839-1-4; 1989., приказов Министерства транспорта России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 N 52/112/134; приказа Министра ГО и ЧС от 04.11.2004 N 506.
В нарушение требований п.п.2, 3 ст.5 Закона и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 отсутствует утвержденная Федеральным дорожным агентством оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в количестве 5 ед.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.6.10 п.5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011 N 19981) - далее Приказ, не определен порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.6.11 п.5 Приказа не разработан порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию.
В нарушение требований п.7 ст.2 Закона, п.4, п/п.5.12 п.5 Приказа не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документов государственного образца.
В нарушение требований Приказа Минтранса России от 16.02.2011 N 56 порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства не разработан.
В нарушение требований п.1 ст.4, ст.8 Закона не разработан должностной регламент лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и транспортных средствах.
В нарушение требований п.6 ст.3 Закона не разработаны документы по организации взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России и с органами государственной власти и местного самоуправления.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.9 п.5 Приказа не разработаны документы по организации взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности с другими ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.30 п.5 Приказа не разработаны пропуска единого вида, действительные для прохода физических лиц, проезда автотранспорта, проезда граждан, перемещения материальных ценностей в перевозочный и/или технологический секторы.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.30.22 п.5 Приказа аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия не уничтожаются с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.30.20 п.5 Приказа не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ на видном месте поверх одежды.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.30.23 п.5 Приказа не согласованы образцы пропусков всех видов с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение п/п.17 п.4 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 N 34 отсутствует разработанный и утвержденный порядок действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.11 п.5 Приказа не должным образом ведется прием на работу лиц, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекращение трудовых отношений с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.14-5.14.4 п.5 Приказа не информируют в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся.
В нарушение требований ст.8 Закона, п.4, п/п.5.25-5.25.5 п.5 Приказа не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности:
- Конфигурации и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ).
- Конфигурации и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ.
- Конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее -перевозочный сектор зоны транспортной безопасности).
- Конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности).
- Схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ.
В нарушение требований ст.28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 план порядка действий при угрозах по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий отсутствует.
В нарушение требований 11 раздела ГОСТ 50776-95 "МЭК" 60839-1-4; 1989 отсутствует паспорт тревожной сигнализации, журнал функционирования, отключения.
В нарушение приказов Министерства транспорта России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 N 52/112/134, требований п/п.17, п.4 приказа Минтранса России от 11.02.2010 N 34 не разработан порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства и взаимодействия с МВД, ФСБ, МЧС и другими структурами.
Паспорт безопасности опасного объекта на момент проверки не имеется (приказ Министра ГО и ЧС от 04.11.2004 N 506).
17.10.2013 заместителем Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым ОАО "Красная Пресня" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
В порядке ст.23.36 КоАП РФ материалы дела направлены для рассмотрения в Управление Ространснадзора по ЦФО.
Постановлением Управления Ространснадзора по ЦФО от 19.11.2013 по делу N 0041/1000/0526 ОАО "Красная Пресня" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик доказал, так как документально подтвердил факт совершения заявителем административного правонарушения.
При этом, суд указал на то, что административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются в соответствии с п.9 ч.1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу п.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Закон о транспортной безопасности определяет, что требования распространяются на юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
При этом, Закон устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства должны быть отнесены к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий и включены в соответствующий Реестр.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, выраженной в постановлении от 07.03.2013 по делу N А40-38081/12-21-354, законодательством не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.
Рассматривая заявление о признании незаконным приказа Росавтодора о присвоении категорий транспортным средствам, суд кассационной инстанции отметил, что согласно п.10 ч.1 Закона о транспортной безопасности транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу ч.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.5, 9 ч.1 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п.2 ч.1 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.6 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок), предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр) в соответствии с ч.2 ст.6 Закона о транспортной безопасности.
Согласно п.п.4, 11 Порядка Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.
Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.
Таким образом, из положений вышеизложенных норм права следует, что субъекты транспортной инфраструктуры - заявители по настоящему делу являются компетентными органами, уполномоченными на включение транспортных средств, находящихся в их владении, в Реестр.
При этом законодательством не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов. Деятельность по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не предполагает заявительного порядка обращения, а также разработки административного регламента в рассматриваемой сфере деятельности.
Количество категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определяются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Требования).
Согласно п.5.7 раздела 2 Требований обеспечение проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС должно быть произведено в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, разработаны в соответствии со ст.8 Закона о транспортной безопасности, и, соответственно, подлежат применению в отношении ОТИ, включенных в реестр категорированных ОТИ с присвоением категории, о которых субъект транспортной инфраструктуры должен быть уведомлен.
Также следует обратить внимание на то, что в новой редакции Закона о транспортной безопасности, вступившей в силу с 04.02.2014, конкретизирован перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, собственники или владельцы которых обязаны соблюдать требования данного закона и принятых на его основании подзаконных актов.
В частности, уточнены понятия, согласно которым к транспортным средствам, собственники или владельцы которых обязаны соблюдать требования данного закона, отнесены транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с доводом апелляционной жалобы о недоказанности Управлением Ространснадзора по ЦФО оснований для отнесения заявителя к субъектам транспортной инфраструктуры, а, следовательно, об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-170633/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Ространснадзора N 0041/1000/0526 от 19.11.2013.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170633/2013
Истец: ОАО "Красная Пресня"
Ответчик: УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопаности по ЦФО