г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А42-6316/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от заинтересованных лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4880/2014) Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2013 по делу N А42-6316/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по иску (заявлению) Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная детская библиотека города Мурманска"
к 1) Отделу надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области
2) Главному управлению МЧС России по Мурманской области
о признании частично недействительным предписания от 25.02.2013 N 79/1/26
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная детская библиотека города Мурманска" (ОГРН 1085190004250; место нахождения: г.Мурманск, ул.Беринга, д.28; далее - МБУК "ЦДБ города Мурманска", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Отделу надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - ОНД города Мурманска) о признании недействительными предписаний от 25.02.2013 N N 93/1/23, 92/1/24, 79/1/26, 91/1/25, 77/1/28, 78/1/27 и от 26.02.2013 NN 36/1/44, 36/1/45, 37/1/39, 61/1/35, 31/1/42, 32/1/41, 84/1/38, 66/1/36, 33/1/43, 67/1/37 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Определением суда от 15.07.2013 заявление принято к производству с присвоением делу номера А42-3708/2013, в рамках которого определением от 14.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области.
Определением суда от 11.09.2013 по делу N А42-3708/2013 требования в части признания недействительным предписания от 25.02.2013 N 79/1/26 выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А42-6316/2013. Как следует из уточненного заявления (л.д.83-90), Учреждение не согласно с пунктами 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10 предписания от 25.02.2013 N 79/1/26.
Решением суда от 30.12.2013 требования Учреждения удовлетворены в полном объеме; суд признал недействительными пункты 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10 предписания от 25.02.2013 N 79/1/26.
В апелляционной жалобе ОНД города Мурманска просит решение суда от 30.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым оставить в силе оспариваемое предписание.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы: копия руководства по эксплуатации прибора приемно-контрольного и управления пожарно-охранного ГРАНИТ - 2 (4) и копия выписки из справочника "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средств их тушения" (которые не были представлены суду первой инстанции при рассмотрении настоящего дела), возвращаются судом апелляционной инстанции подателю жалобы в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ. Подателю жалобы также возвращается копия сертификата N C-RU.ПБ12.В00215, имеющаяся в материалах дела.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. МБУК "ЦДБ города Мурманска" представило в суд отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы Отдела.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.01.2013 N 79 ОНД города Мурманска проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиале N 2 МБУК "ЦДБ города Мурманска", расположенном по адресу: г.Мурманск, ул.Лобова, д. 46/2 (л.д.120), по результатам которой составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 25.02.2013 N 79 (л.д.121).
Как указано в акте от 25.02.2013 N 79, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму лица, назначенного ответственным за пожарную безопасность на объекте, что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ), пунктов 31 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций";
2) Стеллажи для хранения книг выполнены из дерева (помещения N N 3, 5, 7 согласно экспликации технического паспорта), что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 1.19 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введённых в действие Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N736 (далее - ВППБ 13-01-94);
3) Стеллажи для хранения книг стоят вплотную к стене (книгохранилище), что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, части 5 пункта 5 подпункта 5.1.12 ВППБ 13-01-94;
4) Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (библиотека Ф 2.1 и книгохранилище Ф 5.2), что является нарушением статьи 88 табл. 23, 24 Закона N 123-ФЗ, пунктов 7.4, 5.14 табл. 1, 2 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
5) Эвакуационный выход из помещения общественного назначения ведет в помещение жилой части, что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные";
6) Планы-схемы эвакуации людей при пожаре выполнены с нарушением действующих норм, что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4 Закона N 123, пунктов 4.5.1 и 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля";
7) Отсутствует акт проверки работоспособности АПС, что является нарушением пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР);
8) Расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4, части 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ, пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", пункта 4.13 "СП 6.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
9) Провода и кабели соединительных линий систем оповещения и управления эвакуацией проложены в коробах или каналах из горючих материалов, что является нарушением частей 2 и 3 статьи 4, части 3 статьи 143 Закона N 123-ФЗ, пункта 3.9 НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях";
10) В защищаемых помещениях библиотеки допущено применение менее трех пожарных извещателей (два дымовых пожарных извещателя), что является нарушением частей 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 14.3 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом ОНД города Мурманска Учреждению выдано предписание N 79/1/26 от 25.02.2013 по устранению выявленных в ходе проверки требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием (в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10), Учреждение оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 30.12.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы ОНД города Мурманска в связи со следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, помещения библиотеки (филиал N 2) общей площадью 170,5 кв.м на первом этаже многоквартирного дома по адресу: г.Мурманск, ул.Лобова, д.46, закреплены за МБУК "ЦДБ города Мурманска" на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ), в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанных помещениях.
В соответствии с частью 12 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Аналогичные положения содержатся также в пунктах 8 и 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375
Таким образом, основанием для выдачи должностным лицом органа государственного пожарного надзора обязательного к исполнению предписания является установленный факт нарушения лицом требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 25.02.2013 N 79/1/26 выдано Учреждению уполномоченным должностным лицом ОНД города Мурманска в связи с выявленными в ходе проведения плановой выездной проверки (распоряжение от 23.01.2013 N 79) нарушениями требований пожарной безопасности (частей 2 и 3 статьи 4, статьи 88, табл. 23, 24, части 3 статьи 143, части 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ, пунктов 1.19, 5.1.12 ВППБ 13-01-94, пунктов 7.4, 5.14 табл. 1, 2 СНиП 21-01-97, пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003, пунктов 4.5.1 и 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009, пункта 62 ППР, пунктов 13.3.6, 14.3 СП 5.13130.2009, пункта 4.13 СП 6.13130.2009, пункта 3.9 НПБ 104-03).
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2013 по делу N А42-2140/2013 признано незаконным и отменено постановление ОНД города Мурманска от 11.03.2013 N 160, которым Учреждение было привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ по факту выявленных в ходе проведения проверки на основании распоряжения от 23.01.2013 N 79 нарушений требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки от 25.02.2013 N 79 и положены в основу оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 25.02.2013 N 79/1/26.
При рассмотрении дела N А42-2140/2013 арбитражным судом по существу установлено отсутствие в действиях Учреждения нарушений правил пожарной безопасности по следующим пунктам акта проверки от 25.02.2013 N 79 (аналогичным пунктам оспариваемого предписания от 25.02.2013 N 79/1/26): пункт 2 (стеллажи для хранения книг выполнены из дерева, нарушение пункта 1.19 ВППБ 13-01-94), пункт 3 (стеллажи для хранения книг стоят вплотную к стене, нарушение пункта 5.1.12 ВППБ 13-01-94), пункт 4 (противопожарные преграды между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, нарушение статьи 88, табл. 23, 24 Закона N 123-ФЗ, пунктов 7.4, 5.14 табл. 1, 2 СНиП 21-01-97*), пункт 5 (эвакуационный выход из помещения общественного назначения ведет в помещение жилой части, нарушение пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003), пункт 6 (планы-схемы эвакуации людей при пожаре выполнены с нарушением пунктов 4.5.1 и 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009), пункт 8 (расстояние от проводов и кабелей пожарной автоматики до силовых и осветительных кабелей менее 0,5-м, нарушение части 1 статьи 151 Закона N123-ФЗ, пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009, пункта 4.13 СП 6.13130.2009), пункт 9 (провода и кабели соединительных линий систем оповещения и управления эвакуацией проложены в коробах и каналах из горючих материалов, нарушение части 3 статьи 143 Закона N123-ФЗ, пункта 3.9 НПБ 104-03), пункт 10 (в помещениях библиотеки допущено применение менее трех пожарных извещателей, нарушение пункта 14.3 СП 5.13130.2009).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как правомерно указал суд первой инстанции, арбитражным судом по делу N А42-2140/2013 по существу установлено отсутствие в действиях Учреждения нарушений правил пожарной безопасности по всем эпизодам (пунктам предписания от 25.02.2013 N 79/1/26), оспариваемым в рамках настоящего дела; указанные обстоятельства не подлежит доказыванию и переоценке при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, административный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания от 25.02.2013 N 79/1/26 в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда от 30.12.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 декабря 2013 года по делу N А42-6316/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6316/2013
Истец: МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска"
Ответчик: Главное Управление МЧС России по Мурманской области, Отдел надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС по Мурманской области, Отдел надзорной деятельности г. Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области