г. Саратов |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А12-14323/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи В.А. Камериловой,
судей О.В. Лыткиной, Т.Н. Телегиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Зайнула,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ" - Сидоренко Е.В., представитель по доверенности от 26.12.2013 г.
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года по делу N А12-14323/2013 (судья С.А. Шутов)
по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, (ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230)
к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ", г. Волгоград, (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052)
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2011 год в размере 11 181 612 руб. 46 коп. в пользу бюджета.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду носят компенсационный характер, и размещение отходов является объектом взимания платы, объект размещения отходов, эксплуатируемый ответчиком, не является специализированным полигоном по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов; ссылаясь на судебную практику, управление считает, что ответчик должен платить обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Росприроднадзора направило ответчику требование от 08.05.2013 N 2557 об уплате за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на собственном полигоне за 2011 год.
Невнесение обществом в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отсутствии у общества обязанности вносить плату за размещение отходов на собственном специализированном полигоне промышленных отходов, соответствующем санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов производства и потребления относится к негативному воздействию на окружающую среду, которое является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона "Об охране окружающей среды", установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В силу пункта 1 данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Закона "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Закона "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 6 Постановления N 632 разработаны и утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания).
Согласно пункту 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
В соответствии с пунктом 4.4 Приложения N 1 Инструктивно-методических указаний размещение отходов производства и потребления осуществляется на полигонах захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).
Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
Специализированные полигоны по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов являются самостоятельным видом объектов размещения отходов.
В решении арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2009 по делу N А12-18765/09, участником которого являлось общество, установлено, что оно имеет лицензию от 03.05.2007 N ОТ-00-007358(00) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, созданном в соответствии с требованиями Федеральный закон N89-ФЗ.
Обществу 03.10.2010 выдана аналогичная лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта "Полигон для захоронения промышленных отходов завода" от 31.12.2003, свидетельству о государственной регистрации права от 13.07.2005 N 34-34-16/009/2005-25 полигон промышленных отходов общества отвечает всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и т.п.
В соответствии с заключениями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы от 12.11.1999 и от 16.05.2003 по рабочему проекту "Полигон хранения твердых производственных отходов ОАО "Волгоградский алюминий" (правопредшественник до 31.12.2004 - общество), при размещении отходов уровень негативного воздействия (загрязнения) на окружающую среду является допустимым.
Согласно экспертному заключению Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от 09.02.2010 N 459 предприятие имеет специализированный полигон промышленных отходов ОАО "СУАЛ" филиал "ВгАЗ-СУАЛ", Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации р.п. Ерзовка. Заявленный вид деятельности, работ, услуг соответствует санитарно-гигиеническим правилам и нормативам. Обществу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 34.12.01.000.М.000448.04.10 от 08.04.2010.
При принятии решения суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что эксплуатируемый ответчиком объект является собственным специализированным полигоном по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов, отвечает всем необходимым требованиям природоохранного законодательства, СНиП, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, в связи с чем плата за загрязнение окружающей среды не взимается при условии размещения токсичных отходов на специализированном полигоне.
Сделанные судом первой инстанции выводы также подтверждаются правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-2867/14 от 24.03.2014 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А12-8733/2013 по аналогичному спору между теми же сторонами за иной период времени.
Приведенные Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области доводы выводы суда первой инстанции не опровергают и о нарушении единообразия в толковании и применении судом норм права не свидетельствуют.
Таким образом, апелляционная коллегия судей считает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую природную среду законным и обоснованным.
Судебной коллегией не установлено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года по делу N А12-14323/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14323/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: ОАО "СУАЛ" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ"