г. Пермь |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А71-9414/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
от заявителя открытого акционерного общества "Оскон" (ОГРН 1021800583386, ИНН 1805001030): представители не явились;
от заинтересованного лица Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 декабря 2013 года по делу N А71-9414/2013,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Оскон"
к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании решений органов, уполномоченных в области финансовых рынков, о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Оскон" (далее - заявитель, ООО "Оскон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 19.08.2013 N 11-13-353/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа 500 000 рублей.
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции произведена замены Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе на правопреемника - Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2013 в заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении правонарушения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях проверки сведений, изложенных в обращении Тотоева В.И. от 14.11.2012 на предмет соблюдения ОАО "Оскон" требований законодательства об акционерных общества при подготовке и проведении годового общего собрания акционеров от 29.06.2012, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в адрес ОАО "Оскон" направлено предписание от 21.11.2012 N 11-12-МУ-03/3288-т с требованием в срок до 07.12.2012 представить в Региональное отделение ФСФР в Волго-Камском регионе следующую документацию: копию устава общества, копию протокола годового общего собрания акционеров, копию списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, копию всех бюллетеней для голосования, документы, подтверждающие полномочия счетной комиссии, список, подтверждающий регистрацию акционеров на годовом общем собрании, копию сообщения, направленного Тотоеву В.И. Во исполнение указанного предписания ОАО "Оскон" была представлена часть запрошенных документов.
В связи с чем Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в адрес ОАО "Оскон" направлено новое предписание от 04.06.2013 года N 11-13-МУ- 03/1137-т, которым Обществу предписывалось обеспечить хранение документов (бюллетеней для голосования на годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012, протокола счетной комиссии общества об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012, списков, составленных обществом для осуществления акционерами своих прав, подтверждающего регистрацию акционеров в годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012) по месту нахождения исполнительного органа ОАО "Оскон". Срок для исполнения данного предписания был определен до 03.07.2013. Данное предписание получено ОАО "Оскон" 17.06.2013, однако в установленный срок не исполнено.
По факту неисполнения предписания в установленный срок Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в отношении ОАО "Оскон" составлен протокол об административном правонарушении от 12.08.2013 N 11-13-356/пр-ап (л.д. 12-13), и вынесено постановление от 19.08.2013 N 11-13-353/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб. (л.д. 7-8).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии вины ОАО "Оскон" в совершении административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 24.07.2013) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (действовавшего в спорный период), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе выдавать предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.4.15 указанного Положения).
На основании п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции, действовавшей в спорный период) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в редакции, действовавшей в спорный период) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано хранить, в том числе, следующие документы: протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), бюллетени для голосования, списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены уполномоченным органом.
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что предписанием Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 04.06.2013 года N 11-13-МУ- 03/1137-т ООО "Оскон" предписывалось обеспечить хранение по месту нахождения исполнительного органа общества следующих документов: бюллетеней для голосования на годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012, протокола счетной комиссии общества об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012, списков, составленных обществом для осуществления акционерами своих прав, подтверждающего регистрацию акционеров в годовом общем собрании акционеров от 29.06.2012; срок для исполнения данного предписания определен до 03.07.2013; предписание получено ОАО "Оскон" 17.06.2013, однако в установленный срок не исполнено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
Между тем согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
По мнению административного органа, вина заявителя установлена надлежащим образом, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности; при этом административный орган указывает, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.03.2013 в отношении ОАО "Оскон" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Крутов Д.Н.
На основании ч. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
19.03.2013 конкурсным управляющим в адрес президента ОАО "Оскон" Касаткина П.И. направлено письмо от 19.03.2013 исх. N 1 с требованием о передаче бухгалтерской и иной документации общества, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Данное письмо было вручено представителю ОАО "Оскон" 23.04.2013, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 18, 19).
В связи с тем, что указанное письмо со стороны президента ОАО "Оскон" Касаткина П.И. осталось без ответа, конкурсным управляющим Крутовым Д.Н. в адрес ОАО "Оскон" повторно направлено письмо от 19.04.2013 N 18 с требованием о передаче всей документации, печатей, штампов и товарно-материальных ценностей (л.д. 20), данное письмо вручено лично Касаткину П.И. 25.04.2013, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 20, 21).
Поскольку вся запрашиваемая документация конкурсному управляющему Крутову Д.Н. не была передана, конкурсный управляющий 19.03.2013 обратился в УЭБ и ПК МВД по УР для решения вопроса о привлечении Касаткина Д.Н. к уголовной ответственности, в связи с осуществлением последим противоправных действий, направленных на вывод имущества и документации общества (л.д. 72). 16.05.2013 следователем о/у УЭБ и ПК МВД по УР был составлен протокол осмотра документов, касающихся деятельности ОАО "Оскон".
31.05.2013 конкурсный управляющий обратился в УЭБ и ПК по УР с просьбой о передаче документов, касающихся деятельности ОАО "Оскон" изъятых 16.05.2013. УЭБ и ПК МВД по УР письмом от 13.06.2013 N 37/1659 сообщило Крутову Д.Н., о том, что он может только ознакомиться с документами, изъятыми в ходе осмотра места происшествия (л.д.24).
Однако данные обстоятельства административным органом в ходе производства по административному делу не исследованы. При рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, подлежали установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принятии конкурсным управляющим Крутовым Д.Н., исполняющим полномочия руководителя должника и иных органов управления ОАО "Оскон", всех необходимых мер, направленных на получение документации Общества и на исполнение вынесенных административным органом предписаний. Доказательств обратного административным органом в нарушение требований ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Недоказанность вины как элемента состава административного правонарушения, свидетельствует о недоказанности в целом состава правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы административного органа о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 декабря 2013 года по делу N А71-9414/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9414/2013
Истец: ОАО "Оскон"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Центральный Банк Российской Федерации в лице Службы Банка России по финансовым рынкам Межрегиональное управление в Волго-Камском регионе (г.Казань)
Третье лицо: Центральный банк РФ в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе