Новая система оплаты труда бюджетников - первые результаты введения
В статье рассмотрены основные элементы новых систем оплаты труда работников вузов, проблемы с их практическим введением, в частности, нарушение единых принципов оплаты труда в отношении федеральных и региональных бюджетных учреждений в 2009 г. Авторами проанализированы положения по оплате труда более чем 30 вузов РФ в части установления окладов, повышающих коэффициентов к окладам и стимулирующих выплат. Отмечены сложности по "встраиванию" системы стимулирующих выплат в расчет и начисление заработной платы научно-педагогических работников. Проанализированы изменения в уровне заработной платы после перехода на новые системы оплаты труда в образовании.
Современные социально-экономические отношения ориентированы на поддержание конкурентоспособности каждого его участника на основе достижения высоких конечных результатов деятельности и развития предпринимательских качеств. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, применение более сложного труда с высоким уровнем профессиональной подготовки и адекватным уровнем оплаты труда. Формирование профессиональных кадров для всех отраслей экономики, отвечающих этим требованиям, осуществляется работниками сферы высшего профессионального образования, организация оплаты труда которых в условиях многообразия форм собственности должна также отражать современные тенденции стимулирования в достижении ключевых результатов деятельности. В этих целях постановлением от 5 августа 2008 г. N 583 все работники федеральных бюджетных учреждений, ранее оплачиваемые на основе единой тарифной сетки (ЕТС), с 1 декабря 2008 г. переведены на новые системы оплаты труда (НСОТ) [1].
Отличительными особенностями НСОТ в федеральных образовательных учреждениях являются:
- распределение компетенций между федеральными органами государственной власти по формированию нормативно-правовой базы и фактическому введению новых правил оплаты труда, в том числе для руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров;
- отмена Единой тарифной сетки (ЕТС) и введение профессионально-квалификационных групп (ПКГ), с установлением окладов по должности;
- заработная плата работников вуза (без учета премий и иных стимулирующих выплат), в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации;
- фонд оплаты труда работников вуза формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
- средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться на выплаты стимулирующего характера. С 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Сравнительный анализ моделей формирования фонда оплаты труда с использованием ЕТС и новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях (рис. 1.) позволяет отметить принципиально новый подход в формировании средств на оплату труда - определение лимитов бюджетного финансирования. На основе лимитов вуз самостоятельно определяет штатную численность в соответствии с распределением учебной нагрузки и иными установленными в вузе нормами труда работников. При этом внебюджетные средства вуза, полученные от приносящей доход деятельности, если иное не установлено законом, не могут быть источником основной (тарифной) оплаты труда.
/----------------------------\ /--------------------------\
| по ЕТС | | по НСОТ |
\----------------------------/ \--------------------------/
| |
| |
/---------------------------\ /--------------------------\
| Штатная численность по | | Объем предоставляемых |
| нормативам | | государственных услуг |
\---------------------------/ \--------------------------/
| |
| |
/---------------------------\ /--------------------------\
| Оклады по ЕТС | | Бюджетные ассигнования |
\---------------------------/ | на оплату труда (ФОТ) |
| | в объеме оказанных услуг |
\--------------------------/
/---------------------------\ |
| Компенсационные и | |
| стимулирующие выплаты |
\---------------------------/ /--------------------------\
| | Штатная численность, |
| | система оплаты труда |
| (в пределах ФОТ) |
/--------------------------\ \--------------------------/
| Бюджетные ассигнования |
| на оплату труда |
\--------------------------/
Рис. 1. Различия двух моделей формирования средств на оплату труда в федеральных бюджетных организациях
Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
При формировании штатного расписания в него могут быть включены только те должности, виды работ, которые предусмотрены ЕТС в соответствии с утвержденными Минздравсоцразвития РФ перечнями должностей профессий рабочих, относящихся к соответствующей профессиональной квалификационной группе по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений (рис. 2). Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем вуза на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, - профессиональных квалификационных групп (ПКГ) и квалификационных уровней (КУ). Таким образом, главная цель НСОТ - увеличение объема выполняемых работ при минимизации издержек на оплату труда работников за счет бюджетных средств и одновременное повышение интенсивности, результатов и качества выполняемых работ.
/----------------------------------------------------\
| Группа 4. Должности руководителей структурных |
| подразделений учреждений, требующие наличия |
/----------------| высшего профессионального образования, и должности |
| | служащих из числа профессорско-преподавательского |
| | состава и научных работников, к которым |
| | предъявляются требования о наличии ученой степени |
| | и (или) ученого звания |
| \----------------------------------------------------/
|
| /---------------------------------------\
| | Группа 3. Должности служащих, |
| | требующие наличия высшего |
| | профессионального образования |
| \---------------------------------------/
|
| /------------------------------------------\
| | Группа 2. Профессии рабочих и должности |
| | служащих, в том числе руководителей |
| | структурных подразделений учреждений, |
| | требующие наличия начального или |
| | среднего профессионального образования |
| \------------------------------------------/
|
| /------------------------------------\
| | Группа 1. Профессии рабочих и |
| | должности служащих, которые не |
\-| требуют наличия профессионального |
| образования |
\------------------------------------/
Рис. 2. Профессионально-квалификационные группы
Федеральным бюджетом в 2008 г. предусматривалось выделение средств на повышение зарплаты бюджетников в объеме 11,6 млрд. руб.; в бюджете 2009 г. - в объеме 140 млрд. руб. Если учесть, что численность федеральных бюджетников РФ составляет 3,2 млн. чел. (работники образования, науки, здравоохранения и культуры), то средняя надбавка к заработной плате из средств федерального бюджета в 2008 г. должна была составить примерно 3625 руб. Кроме того, бюджетные учреждения должны были изыскать внутренние резервы для повышения окладов до установленного федерального уровня минимальной заработной платы в размере 4330 руб. с 1 января 2009 г.
О том, как же фактически изменилась заработная плата сотрудников вузов при введении НСОТ, речь пойдет ниже.
Разработка и внедрение НСОТ осуществлялась вузами самостоятельно, реализация предоставленных прав при планировании фондов оплаты труда, штатной численности работающих, установлении окладов и их дифференциации, критериев оценки индивидуального вклада и др. была сопряжена с определенными сложностями:
- несвоевременным получением нормативных документов для введения НСОТ;
- отсутствием нормативных документов Рособразования, строго регламентирующих установление должностных окладов, выплат стимулирующего и компенсационного характера (минимальные и максимальные размеры выплат);
- отсутствием в соответствующих приказах Минздравсоцразвития России многих должностей, включенных в штатные расписания вузов;
- отсутствием квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов, служащих, включенных в ПКГ;
- отсутствием установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы) по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников;
- отсутствием централизованно установленных минимальных размеров окладов по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников;
- недостатком финансовых средств для обеспечения дифференциации в оплате труда разных категорий работников при введении НСОТ с учетом необходимости реализации нового МРОТ.
Руководителям и работникам планово-финансовых, кадровых и бухгалтерских служб в условиях отсутствия специалистов по труду и заработной плате в штате учреждений, а также отсутствия планового обучения различных категорий специалистов указанным вопросам, пришлось в короткие сроки самостоятельно постигать "тонкости" перехода на НСОТ.
После введения новых условий оплаты труда прошел год, и можно говорить о первых итогах в решении задач, которые были предусмотрены разработчиками новой системы оплаты труда бюджетников.
Используя методы сравнительного и сопоставительного анализа, авторами рассмотрены положения по оплате труда более чем 30 вузов РФ в части установления окладов, повышающих коэффициентов к окладам и стимулирующих выплат. На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.
I. Установление окладов и повышающих коэффициентов
Сравнение должностных окладов и коэффициентов квалификационного уровня (КУ) по профессионально-квалификационным группам (ПКГ) в 12 вузах (табл. 1), показало, что минимальный оклад по I ПКГ установлен в размере 4330 руб. только в одном вузе - Воронежском педагогическом институте. В остальных вузах минимальный оклад I ПКГ составляет от 1830 руб. (ГУ-ВШЭ) до 3770 руб. (Ижевский ГТУ).
Таблица 1
Минимальные оклады по ПКГ и коэффициенты квалификационного уровня 4 ПКГ для ППС [2]
КУ | Мурманский государственный технический университет | РЭА им. Г.В. Плеханова | ОмГУ им. Ф.М. Достоевского | Ижевский ГТУ | ГУ-ВШЭ | Сибирский государственный медицинский университет | ||||||
Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад КПГ, руб. | Повышающие коэффициенты / Региональный коэфф. | Минимальный оклад/Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | 3700 / 3700 | 1,03-1,12 | 2000 / 2500 | 1,6-16,5 | 2700 / 4500 | 1,0 | 3770 / 5620 | 1,0-1,12 | 1830 / 4500 | 1,0-1,20 / 1,0-1,11 | 3335 / 5000 | 1,60-2,92 |
2 | 4400 | 1,21-1,29 | 1,9-1,95 | 1,15 | 5820 | 1,07-1,19 | 5700 | 1,0-1,06 / 1,0-1,26 | 1,10-2,50 | |||
3 | 4400 | 1,11-1,26 | 2,1-2,25 | 1,2 | 5960 | 1,45-1,55 | 6000 | 1,4-1,51 / 1,0 | 1,40-3,46 | |||
4 | 4400 | 1,18-1,36 | 2,2-2,5 | 1,3 | 6849 | 1,6-1,85 | 6700 | 1,6-1,72 / 1,0-1,05 | 1,60-3,66 | |||
5 | 4400 | 1,66-2,39 | 2,4-4,32 | 1,6 | 8344 | 1,2-1,73 | 7500 | 2,0-4,06 | ||||
6 | 9500 | 1,13-1,42 | 3,64-4,48 | 1,7 | 9270 | 1,35-1,75 | 9000 | 4,37-9,02 |
КУ | Удмуртский госуниверситет | Воронежский педагогический институт | Ордский государственный технологический институт | ГОУ ВПО "РГПУ им. А.И. Герцена" | Уральский государственный технический университет | Ульяновский государственный технический университет | ||||||
Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | Минимальный оклад / Оклад КПГ, руб. | Повышающие коэффициенты / Региональный коэфф. | Минимальный оклад / Оклад ПКГ, руб. | Повышающие коэффициенты | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
1 | 2280 / 4200 | 1,0-1,05 | 4330 / 5000 | 1,0-1,2 | 2200 / 5000 | 1,0-1,1 | 5600 | 1,0-1,35 | 2000 / 4330 | 1,0 | 2300 / 5000 | 1,0 |
2 | 1,07 | 1,2 | 1,25 | 1,16-1,5 | 1,14 | 1,06 | ||||||
3 | 1,25-1,46 | 1,4 | 1,3-1,35 | 1,25-2,05 | 1,24 | 1,15-1,25 | ||||||
4 | 1,57-1,78 | 1,6 | 1,40-1,65 | 1,6-2,35 | 1,45 | 1,26-1,41 | ||||||
5 | 1,36-1,88 | 2,0 | 2,0-2,94 | 1,5 | 2,02-2,54 | |||||||
6 | 1,46-2,0 | 2,2 | 2,3-3,1 | 2,08 | 2,56-2,92 |
"Вилки" повышающих коэффициентов к окладам установлены по всем ПКГ работников в 9 вузах. В трех вузах повышающие коэффициенты установлены в виде одной величины для каждой должности ПКГ (Мурманский ГТУ, Ижевский ГТУ, ГУ-ВШЭ). В двух вузах - ГУ-ВШЭ и РЭА им. Г.В. Плеханова, для некоторых ПКГ установлены региональные или специальные повышающие коэффициенты.
Соотношение минимальных размеров окладов между IV ПКГ и I ПКГ (прочий обслуживающий персонал) при формировании НСОТ в учреждениях, или общий диапазон минимальных размеров окладов по ПКГ, составляет от 1,0:4,48; максимальный диапазон между минимальным и максимальным окладом I ПКГ и IV ПКГ отмечен в Сибирском государственном медицинском университете - 1,0:9,0 (табл. 1). Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что вузы при переходе на НСОТ старались не отклоняться от ранее установленного диапазона ЕТС - 1,0:4,5. В зависимости от финансовых возможностей, а также от того, к какой составляющей части заработной платы (к должностному окладу, компенсационным или стимулирующим выплатам) отнесены обязательные выплаты за занимаемую должность и наличие ученой степени, в конкретном вузе должностные оклады варьируются: по I ПКГ - от 2380 до 4368 руб., по IV ПКГ - от 2500 до 30 081 руб.
II. Использование стимулирующих выплат
1. Перечень стимулирующих выплат, предусмотренных за результаты труда, содержит большое количество критериев, трудно поддающихся оценке, учету и контролю. Только в двух вузах (Сибирском государственном медицинском университете и Ижевском государственном техническом университете) и двух научных учреждениях РАН (Институте океанологии, Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга МГУ) предусмотрены критерии установления надбавок ППС за высокие результаты труда в рамках должностных обязанностей и предложен механизм их расчета.
2. В большинстве вузов отсутствует конкретизация стимулирующих выплат по категориям сотрудников, дается перечень для всех категорий, что усложняет их установление, учет и контроль. В 9-ти бюджетных учреждениях (Иркутском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, КГТУ им. А.Н. Туполева, Сибирском государственном медицинском университете, Ижевском государственном техническом университете, Институте океанологии РАН, Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова, Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга МГУ, ГУ-ВШЭ) перечень стимулирующих выплат конкретизирован по категориям сотрудников.
3. Список стимулирующих выплат не предусматривает разграничение обязательных и дополнительных надбавок и премий, основания установления и выплаты которых существенно различаются. Так, стимулирующие выплаты заведующим кафедрами и деканам, а также их заместителям названы в одном случае "за интенсивность труда и высокие результаты работы", в других - "за интенсивность работы", "за напряженность работы".
4. Чаще всего конкретизированы стимулирующие выплаты заведующим кафедрами и деканам. В качестве показателей рассматриваются: численность НПР, контингент обучающихся, в том числе обучающихся на бюджетной основе. В ряде случаев устанавливаются также дополнительные стимулирующие выплаты НПР, сверх установленных законодательством, - за ученое звание доцента и профессора.
5. Не прописаны управленческие процедуры по "встраиванию" системы стимулирующих выплат в расчет и начисление заработной платы НПР: не разработаны формы учета показателей, процедуры утверждения рейтингов, не назначены ответственные за сбор информации, и др. Только в тех вузах, где в период 2001-2006 гг. в соответствии с приказами Минобразования России проводился мониторинг качества образования по итогам работы и были разработаны и внедрены системы рейтинговых оценок кафедр, факультетов и отдельных преподавателей при установлении стимулирующих выплат, данные вопросы отражены в локальных нормативных документах.
6. Особо выделяются вузы, статус и финансирование которых отличаются от большинства федеральных образовательных учреждений, а их деятельность максимально ориентирована на международное признание. Так, в ГУ-ВШЭ устанавливаются надбавки преподавателям, работающим на постоянной основе и имеющим международную признанную степень PhD. Целью установления надбавок является стимулирование выполнения преподавателями ГУ-ВШЭ научных исследований международного уровня, способствующих превращению ГУ-ВШЭ в признанный исследовательский университет международного уровня.
В Высшей школе менеджмента СПбГУ с 2003 г. принято свое положение о конкурсе профессорского-преподавательского состава, максимально ориентированное на их результативность. С большинством преподавателей заключаются короткие контракты, которые перезаключаются по результатам выполнения преподавателем установленных норм по: публикациям в зарубежных изданиях (не менее 2 для доцентов), уровню знаний английского языка в зависимости от программы, подготовки кейсов, и др. Структура и объем учебной и методической нагрузки (250-500 часов) НПР в этом вузе значительно отличается в сравнении с другими вузами, а уровень заработной платы НПР достигает 60-80 тыс. руб.
Безусловно, примеры ГУ-ВШЭ и ВШМ СПбГУ - это модель российского вуза, конкурентоспособного на международном рынке. Большинству же российских вузов в настоящее время приходится решать куда более прозаические задачи - обеспечение минимальной заработной платы на уровне не ниже установленного Федеральным законом от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 4330 руб.
Оценивая результаты введения НСОТ в 10,3 тыс. федеральных бюджетных учреждениях, Минздрав объявил, что цели реформы оплаты труда федеральных бюджетников в 2009 г. достигнуты. Несмотря на кризис, из 83 субъектов на новую систему оплаты труда полностью или частично переведены работники государственных и муниципальных бюджетных учреждений в 75 субъектах и обеспечен рост средней зарплаты на 17,9%, которая достигла в среднем 25,3 тыс. руб. [3].
Однако в федеральных бюджетных учреждениях сферы образования эти результаты значительно скромнее. Сравнение среднемесячной заработной платы до и после перехода на новые условия оплаты труда в образовании в ноябре 2008 г. и в январе 2009 г. показало, что за этот период в среднем зарплата увеличилась на 14,9% - с 9 700 руб. до 11 147 руб. и составила 63,3% от уровня среднемесячной начисленной заработной платы в экономике в январе 2009 г. (17 584 руб.); за январь-ноябрь 2009 г. заработная плата в образовании составила 12 945 руб. или 71% от общероссийского уровня [4]. Несмотря на положительную динамику начисленной заработной платы в образовании, она по-прежнему, даже с учетом ее повышения в рамках реформы, ниже средней заработной платы в экономике.
Более детальный анализ начисленной заработной платы в образовании после перехода на НСОТ показал следующее. Доля работников, получающих зарплату ниже уровня МРОТ (до 4330 руб.) в федеральных образовательных учреждениях по результатам выборочного обследования о начисленной заработной плате*(1) в апреле 2009 г., составляет 5,2% от общей численности в образовании. Результаты обследования о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2009 г. показали также, что 15,4% от общей численности работников начислена заработная плата 4200,1-5000 руб.;
7,2% - 5000,1-5800 руб.;
6,9% - 5800,1-6600 руб.;
5,9% - 6600,1-7400 руб.;
10,1% - 7400,1-9000 руб.;
8,6% - 9000,1-10 600 руб.;
7,4% - 10 600,1-12 200 руб.;
5,9% - 12 200,1-13 800 руб.
Прожиточный минимум, утвержденный Правительством РФ за I квартал 2009 г., составил 5497 руб., поэтому данные выборочного обследования позволяют сделать вывод о том, что более 20% работникам образования в апреле 2009 г. начислена заработная плата ниже прожиточного минимума. В соответствии с российским законодательством они относятся к малообеспеченным и нуждаются в социальной поддержке [5].
Вместе с тем, если посмотреть на соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников (коэффициентов фондов) в образовании, то в этом периоде оно составило 10,3 раз, что характеризует значительную дифференциацию заработной платы работников образования (максимальный диапазон - выше 75 тыс. руб.).
Оценивая результаты реформы оплаты труда, следует также обратить внимание на затянувшийся процесс разработки и утверждения основных принципов формирования новых систем оплаты труда на федеральном уровне. Данное обстоятельство привело к тому, что субъекты Российской Федерации, воспользовавшись возможностью самостоятельного формирования новых систем оплаты труда в бюджетной сфере, разработали и реализовали самые разнообразные подходы и методики.
Так, в 11 субъектах РФ при исчислении заработной платы работников образования используется по-прежнему Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетных организаций с одновременным применением усовершенствованного порядка распределения стимулирующих выплат, еще в 2-х субъектах РФ используется ЕТС в модифицированном варианте. В 13 субъектах РФ используется модель формирования НСОТ на основе применения базовых окладов и повышающих коэффициентов (модель г. Санкт-Петербурга); в 5-ти регионах система оплаты труда строится на основе применения схем ставок заработной платы и окладов, еще в 2-х регионах - применяется штатно-окладная система оплаты труда, а в 2-х других - используется НСОТ, основанная на применении разнообразных подходов к исчислению заработной платы. В 14 субъектах РФ приступили к реализации НСОТ на основе принципов формирования новых систем оплаты труда, предусмотренных в федеральных бюджетных учреждениях [6].
В некоторых субъектах РФ складывается парадоксальная ситуация, когда в пределах одного территориального образования для работников образовательных учреждений, выполняющих одни и те же функции, но находящихся в подчинении исполнительных органов разных уровней власти, не соблюдаются единые принципы по оплате труда.
Например, в Москве используется Единая тарифная сетка с диапазоном тарифных коэффициентов 1:4,5; а также используются отраслевые стимулирующие выплаты. Трехсторонним соглашением на 2009 г. была установлена ставка первого разряда ЕТС в абсолютном размере с 1 января, с 1 мая и 1 сентября 2009 г. соответственно в размерах 5420 руб., 5855 руб. и 6325 руб. в месяц. Соглашением о минимальной заработной плате в г. Москве на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей предусмотрено двухэтапное повышение размера минимальной заработной платы с 1 января 2010 г. до 9500 руб., с 1 мая 2010 г. - до 10 100 руб.
С 1 сентября 2009 г. Департаментом образования г. Москвы установлены следующие ставки по разрядам ЕТС (табл. 2).
Таблица 2
ЕТС по системе департамента образования г. Москвы на 1 сентября 2009 г.
Разряд | Размер ставки (в руб.) на |
1 | 6323 |
2 | 7019 |
3 | 7778 |
4 | 8600 |
5 | 9548 |
6 | 10560 |
7 | 11635 |
8 | 12773 |
9 | 14038 |
10 | 15429 |
11 | 16946 |
12 | 18275 |
13 | 19729 |
14 | 21247 |
15 | 22891 |
16 | 24662 |
17 | 26558 |
18 | 28456 |
В соответствии с Едиными рекомендациями на 2010 г. предусматривается, что системы оплаты труда (в т.ч. тарифные системы оплаты труда) работников учреждений бюджетной сферы устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и используют в качестве ориентиров примерные положения, утвержденные федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений [7].
Такой подход к принципам оплаты труда в отношении федеральных и региональных бюджетных учреждений может вызвать отток наиболее квалифицированных работников из федеральных образовательных учреждений в региональные учреждения, предлагающих более высокий уровень заработной платы. Но в то же время возникают условия для реальной конкуренции среди образовательных учреждений за квалифицированные кадры, что, с нашей точки зрения, позволит повысить качество образовательных услуг и учесть потребности рынка.
Библиографический список
1. Постановление Правительства России N 583 от 05.08.2008; приказы Минздравсоцразвития России, N 149 от 31.03.2008, N 158н от 02.04.2008, N 167 от 08.08.2008, N 216 от 05.05.2005, N 247 от 29.05.2008, N 248 от 29.05.2008, N 350 от 24.07.2008, N 424н от 14.08.2008, N 425н от 14.08.2008, N 663 от 22.10.2007, N 818 от 29.12.2007, N 822 от 29.12.2007.
2. Положения об оплате труда российских вузов из разных источников.
3. Газета "Коммерсантъ" N 226 (4281) от 03.12.2009.
4. Расчеты автора по данным: http://www.gks.ru
5. Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы (по результатам выборочного обследования организаций за апрель 2009 г.).
6. http://www.ed-union.ru
7. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год. Утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 декабря 2009 г. (протокол N 10) (http://www.gks.ru / wages / wag09.htm).
Ю.Г. Одегов,
доктор экономических наук,
профессор, зав. кафедрой УЧР ГОУ ВПО
"РЭА им. Г.В. Плеханова"
Л.С. Бабынина,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры УЧР ГОУ ВПО
"РЭА им. Г.В. Плеханова"
"Нормирование и оплата труда в промышленности", N 5, май 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Выплаты за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в промышленности"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15352 от 12 мая 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru