Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
С введением в 2002 г. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(1) государство установило принципы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в новых условиях. Законодатель стремился, с одной стороны, защитить трудовые права российских граждан и создать механизмы приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, с другой - предоставить работодателям возможность удовлетворять растущие потребности в рабочей силе за счет привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Положения Закона об иностранных гражданах распространяются:
1) на иностранных граждан. Под иностранным гражданином в Законе об иностранных гражданах понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (подданства - если государство является монархией);
2) лиц без гражданства. Под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
3) других субъектов правоотношений с участием иностранных граждан - организации, индивидуальных предпринимателей, органы государственной власти, пр. В числе органов государственной власти - Федеральная миграционная служба, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (с изм. 31.10.2009), Федеральная миграционная служба (ФМС России) подведомственна МВД России.
Согласно ст. 4 Закона об иностранных гражданах неграждане Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такие исключения касаются участия иностранных граждан в государственном управлении, а также правил пребывания на территории Российской Федерации, перемещения по ней. Однако самые серьезные ограничения затрагивают трудовую правосубъектность иностранных граждан.
Правила осуществления трудовой деятельности напрямую зависят от формы законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Закон об иностранных гражданах предусматривает три формы:
1) временное пребывание;
2) временное проживание;
3) постоянное проживание.
В зависимости от того, на каком основании иностранный гражданин находится в Российской Федерации, его трудовая правосубъектность ограничивается соответствующими административно-разрешительными инструментами. Все они, за исключением иностранных граждан с особым правовым статусом - беженцев, будут рассмотрены далее.
Особый правовой режим распространяется на граждан Республики Беларусь, поскольку для них нет правовых ограничений по въезду, пребыванию, проживанию и трудовой деятельности в Российской Федерации. В соответствии с Договором о создании Союзного государства от 08.12.1999, ратифицированным Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ, Российской Федерацией и Республикой Беларусь было создано Союзное государство, объединившее народы двух стран.
Временное пребывание в Российской Федерации
Временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы*(2) или в порядке, не требующем получения визы*(3), и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия визы.
Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
Порядок получения виз определен Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. на 27.12.2009).
Согласно ст. 24 этого Федерального закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В аспекте трудовых отношений интерес представляют только отдельные правила получения виз, имеющие непосредственное отношение к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы являются:
1) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
3) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
Подробные правила выдачи виз определены в Положении об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (с изм. на 05.03.2010).
Российская виза выдается государственным органом Российской Федерации, специально на то уполномоченным законодательством Российской Федерации, иностранному гражданину, который может обратиться в этот орган лично или через представителя, уполномоченного на представительство надлежащим образом.
Согласно ст. 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин:
а) использовал подложные документы либо сообщил заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;
б) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
в) 2 и более раза в течение 3 лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
г) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонился от уплаты налога или административного штрафа либо не возместил расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
д) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации находился в Российской Федерации вследствие его передачи иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение 5 лет со дня передачи в соответствии с указанным договором.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если:
1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо был передан Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
3) иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
4) иностранный гражданин не представил документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;
5) иностранный гражданин не представил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;
6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу РФ иностранный гражданин не смог подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;
7) в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
8) отсутствует письменное подтверждение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о применении процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина, который передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Въезд также может быть не разрешен (при наличии визы), если иностранный гражданин в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушил правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы (въезд не разрешается до устранения нарушения).
Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным подп. 2, 3 и 7, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляют соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.
При этом в соответствии с п. 12 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (с изм. на 05.03.2010) разъяснять причины отказа в выдаче визы уполномоченный государственный орган не обязан.
В том случае, если иностранный гражданин въезжает на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная виза. Если целью въезда иностранного гражданина является временное проживание на территории Российской Федерации, ему выдается виза временно проживающего лица.
Визы также подразделяются на однократные (дают иностранному гражданину право на въезд в Российскую Федерацию 1 раз), двукратные (дают право на двукратный въезд в Российскую Федерацию) и многократные (дают право на неоднократный (более 2 раз) въезд в Российскую Федерацию).
1. Обыкновенная виза. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенная виза имеет следующие разновидности:
а) частная;
б) деловая;
в) туристическая, в том числе групповая;
г) учебная;
д) рабочая;
е) гуманитарная;
ж) на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.
Для получения права на осуществление трудовой деятельности необходима обыкновенная рабочая виза. Она выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на основании приглашения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления органом миграционной службы по месту регистрации иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора, но не более чем на 1 год для каждой последующей визы.
2. Виза временно проживающего лица выдается сроком на 4 месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд на территорию Российской Федерации для временного проживания на основании решения территориального органа Федеральной миграционной службы, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации с возможностью последующего ее продления территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту постановки на миграционный учет по месту проживания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия разрешения на временное проживание. Иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание в период временного пребывания на территории Российской Федерации, выдается многократная виза временно проживающего лица на срок действия разрешения на временное проживание.
Виза содержит следующие сведения:
фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов) иностранного гражданина;
дату рождения, пол, гражданство (подданство);
номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
дату выдачи визы;
разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;
номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию;
срок действия визы;
цель поездки;
данные о приглашающей организации;
кратность визы.
Цель поездки указывается в визе в соответствии с Перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Этот Перечень утвержден приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27.12.2003 N 19723А/1048/922. В соответствии с ним в визах иностранных граждан, въезжающих для осуществления трудовой деятельности (код 006) или для временного проживания в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание (код 010), указывается информация, приведенная в таблице 1.
В отношениях между отдельными странами в целях упрощения взаимного въезда и выезда граждан этих стран специальными соглашениями устанавливается безвизовый порядок въезда и выезда. Так, например, безвизовый режим установлен в странах Европейского союза, в большинстве стран Латинской Америки.
Российская Федерация в 1992 г. в рамках заключенного 09.09.1992 рядом стран - членов Содружества Независимых Государств (СНГ) Соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории его участников установила такой режим в отношении стран, подписавших Соглашение. В 2000 г. Правительство РФ в своем постановлении от 30.08.2000 N 641 приняло решение о выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников, и в настоящее время порядок взаимного безвизового передвижения граждан с бывшими советскими республиками из состава СНГ устанавливается отдельными международными договорами.
Цель поездки/ статус | Кто въезжает | Категория и вид визы | Кратность и срок | Примечание |
Работа по найму | Иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью осуществления своей профессиональной деятельности | Обыкновенная рабочая (ОР) | Однократная до 3 месяцев | С последующим продлением путем оформления многократной визы сроком до 1 года |
Иносотрудни | Иностранцы, прибывающие в качестве штатных сотрудников иностранных представительств коммерческих, финансовых, банковских структур, аккредитованных при соответствующих российских организациях | Обыкновенная рабочая (ОР) | Однократная до 3 месяцев | С последующим продлением путем оформления многократной визы сроком до 1 года |
Преподаватель | Иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью преподавания в вузах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях на срок до 3 месяцев, в том числе для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) | Обыкновенная рабочая (ОР) | Однократная (двукратная) до 3 месяцев | - |
Корреспондент СМИ | Иностранцы, прибывающие для работы постоянными корреспондентами в иностранных представительствах СМИ, аккредитованных при ДИП МИД России | Обыкновенная рабочая (ОР) | Однократная до 3 месяцев | Аккредитация в ДИП МИД России с последующим продлением путем оформления многократной визы сроком до 1 года в территориальном органе МВД России |
Техсотрудник СМИ | Иностранцы, прибывающие для работы в качестве постоянных технических сотрудников представительств иностранных СМИ, аккредитованных при ДИП МИД России | Обыкновенная рабочая (ОР | Однократная до 3 месяцев | Аккредитация в ДИП МИД России с последующим продлением путем оформления многократной визы сроком до 1 года в территориальном органе МВД России |
Сопровождающий член семьи | Иностранцы, сопровождающие в поездке в качестве членов семьи иностранца, имеющего однократную или многократную обыкновенную рабочую (ОР) визу | Обыкновенная рабочая (ОР | На срок визы иностранца, которого сопро- вождают члены семьи | С последующим продлением путем оформления многократной визы на срок до 1 года в случае продления визы сопровождаемого ими иностранца |
Временное проживание | Иностранцы, которым разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание или без ее учета | Виза временно проживающего лица (ВП) | Первоначально - на 4 месяца, вторично - на 2 месяца | С последующим продлением путем выдачи новой визы на 3 года |
С остальными странами - бывшими республиками Союза ССР - у Российской Федерации установлен визовый режим, предусматривающий некоторые исключения для специальных категорий граждан.
В связи со вступлением ряда стран Восточной Европы и стран Балтии в Европейский союз с 01.05.2004 прекращен безвизовый порядок въезда-выезда с большинством из этих стран.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания в Российской Федерации не может превышать 90 суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом об иностранных гражданах или международным договором Российской Федерации для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном Законом об иностранных гражданах.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или органом миграционной службы.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона об иностранных гражданах, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается органом службы миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.
В соответствии со ст. 5.1 Закона об иностранных гражданах в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе увеличить до 180 суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. При принятии такого решения Правительство РФ также устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на момент принятия Правительством РФ указанного решения, обязаны выехать из Российской Федерации.
Временное проживание в Российской Федерации
Временное проживание в Российской Федерации на основании соответствующего разрешения является второй (после временного пребывания) формой законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Статус временно проживающего в Российской Федерации иностранный гражданин может получить путем обращения в соответствующий орган исполнительной власти по правилам, установленным для одной из двух предусмотренных ст. 6 Закона об иностранных гражданах процедур:
в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ;
без учета квоты, утвержденной Правительством РФ.
Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 (с изм. на 28.03.2008). Из них следует, что квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации устанавливается на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.
На 2010 г. квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации установлена распоряжением Правительства РФ от 23.11.2009 N 1758-р. Этим же распоряжением она распределена по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона об иностранных гражданах без учета установленной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
а) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
б) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
в) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
г) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
д) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
е) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
ж) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
з) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
и) имеющему сына или дочь, достигших возраста 18 лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
к) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Вопросы получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин решает самостоятельно.
Согласно Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 (с изм. на 06.04.2009), иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, может получить разрешение на временное проживание, которое выдается в пределах квоты, установленной Правительством РФ или без учета этой квоты.
Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину органом миграционной службы по предполагаемому месту проживания.
Разрешение выдается сроком на 3 года. Иностранные граждане, имеющие документы, удостоверяющие личность, срок действия которых заканчивается в пределах срока действия разрешения, предупреждаются о необходимости своевременного продления (оформления нового) документа, удостоверяющего личность, в полномочных органах государства своей гражданской принадлежности (прежнего места жительства - для лиц без гражданства).
При получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин подлежит в установленном порядке обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (с изм. на 01.01.2010).
Иностранному гражданину разъясняются основные требования федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, правовой статус лица, получившего разрешение, основания аннулирования разрешения, а также обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением необходимых документов в территориальный орган ФМС России.
Он также предупреждается под расписку о том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об иностранных гражданах он не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6.1 Закона об иностранных гражданах иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством РФ. Без учета указанной квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
а) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
б) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
в) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
г) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
д) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
е) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
ж) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
з) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
и) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Постоянное проживание в Российской Федерации
Срок проживания в Российской Федерации на законных основаниях может быть увеличен, если иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание, будет выдан вид на жительство.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об иностранных гражданах в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Вид на жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет.
По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на такой же срок. При этом количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Пунктом 2 ст. 8 Закона об иностранных гражданах выдвинуто требование о том, что до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.
Правила выдачи иностранным гражданам вида на жительство подробно определены Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41.
Иностранные граждане, получившие вид на жительство, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Режим пребывания и проживания
Статья 11 Закона РФ об иностранных гражданах предоставляет иностранным гражданам, законно находящимся на территории Российской Федерации, право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в установленном порядке. Вместе с тем она предусматривает и определенные ограничения.
Во-первых, иностранным гражданам запрещается посещать ряд территорий, организаций и объектов. К таковым в соответствии с Перечнем территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 (с изм. на 14.07.2006), относятся:
1) территории закрытых административно-территориальных образований;
2) территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;
3) территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
4) территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
5) территории закрытых военных городков;
6) территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
7) зоны экологического бедствия;
8) пограничная зона;
9) объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;
10) объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
11) другие территории, организации и объекты.
Для посещения этих территорий, организаций и объектов иностранными гражданами требуется специальное разрешение. Работодателям нужно учесть этот момент при направлении работников - иностранных граждан в командировки в такие организации.
Во-вторых, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Закона об иностранных гражданах). Для изменения места проживания иностранный гражданин должен получить соответствующее разрешение. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона об иностранных гражданах). Поэтому работодатель, принимая на работу иностранного гражданина, представившего разрешение на временное проживание в Российской Федерации, должен проверить, на территории какого субъекта Российской Федерации он может осуществлять трудовую деятельность.
Для иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации, такой запрет не установлен. Вместе с тем для временно пребывающих граждан, получивших разрешение на работу, ограничения все же установлены - в разрешении на работу указывается территория действия разрешения.
Д.Л. Щур,
к.э.н.,
ведущий научный сотрудник
НИИ труда Минздравсоцразвития
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее по тексту - Закон об иностранных гражданах.
*(2) Далее - "в визовом порядке".
*(3) Далее - "в безвизовом порядке".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru