Лесопользование в России:
регулирование арендных отношений
В Лесном кодексе Российской Федерации*(1) (далее - ЛК РФ) возросла роль договорных и арендных отношений в использовании лесов. Изменилась и система платежей за использование лесов. Если обратиться к эволюции лесных платежей, то можно говорить о значительных изменениях в этой области*(2). Впервые за многолетнюю историю взимания в различных формах и видах платежей за пользование лесами, таких, как лесные подати, лесной доход, арендная плата, а при краткосрочном пользовании лесами лесорубочные билеты, ордеры, лесные билеты, данные платежи приобрели новый характер. Согласно ЛК РФ, использование лесов в Российской Федерации является платным. Данное положение связано с принципом платности использования лесов, отнесенного к основным принципам лесного законодательства. За использование лесов в соответствии с ЛК РФ будет взиматься арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, устанавливаются две формы платежей за использование лесов. Существенным основанием для взимания платежей за пользование лесами является заключение договора аренды лесного участка и договора купли продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для лесопользования. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в отдельных случаях - на срок от одного года до сорока девяти лет*(3). Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Одной из новелл ЛК РФ является установление аукционного порядка продажи прав на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений. Из общего правила об обязательном проведении аукционов в связи с заключением договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров купли-продажи лесных насаждений предусмотрены некоторые исключения. Так, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
а) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр; для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 43-45 ЛК РФ);
б) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
в) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ;
г) а также с 1 апреля 2010 г. в случае использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в порядке ст. 36 ЛК РФ.
Необходимо обратить внимание и на некоторые положения Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" для более осмысленного понимания норм действующего ЛК РФ. В частности, согласно этому закону, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности*(4). До 1 января 2012 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков. До 1 января 2011 г. кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. В случае если до 1 января 2012 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом регистрация осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:
1) сдавать арендованный участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Право аренды лесных участков может принадлежать гражданам и юридическим лицам, и это право предусмотрено лесным, гражданским и земельным законодательством.
Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. При этом в статьях Лесного кодекса РФ, как правило, указывается цель использования лесных участков на основании договоров аренды. Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений; 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды также допускаются, но с учетом целевого назначения.
Таким образом, законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня целей лесопользования, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).
Необходимо учесть, что лесной участок может предоставляться арендатору для осуществления как одной, так и нескольких целей. При этом указанный перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. Однако иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса.
Обязанности арендатора предусматриваются в договоре аренды лесного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности"*(5).
Согласно этому постановлению Правительства РФ, арендодателями выступают:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на стороне арендодателя в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам Российской Федерации могут быть: Федеральное агентство лесного хозяйства; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Арендаторами лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 71 ЛК РФ). У них по данному основанию может возникать право пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (ст. 1 ЛК РФ). Данный принцип закрепляется и в ч. 1 ст. 94; он гласит, что использование лесов в Российской Федерации является платным.
Как уже отмечалось, законодатель закрепляет две формы платы за использование лесов - арендную и по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений, общий порядок расчета в зависимости от вида лесопользования определяются статьями 73 и 76 ЛК РФ. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, для обеих форм платежей установлены постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 (в ред. от 9 ноября 2009 г.) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"*(6).
Все минимальные ставки, установленные данным постановлением Правительства РФ по видам и характеру пользования, разбиты по таблицам с учетом всех необходимых показателей.
Обращаясь к правовой природе арендной платы, заметим, что она имеет смешанный характер, преимущественно являясь публично-правовым платежом с частноправовыми вкраплениями*(7). Объяснить это можно несколькими причинами. В аренду юридическим лицам или гражданам передаются только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Арендная плата по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представляет собой денежную сумму, которую арендатор (гражданин или юридическое лицо) обязан вносить в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Федерации или в бюджет муниципального образования. Суммы арендной платы подлежат зачислению в бюджет по соответствующему коду бюджетной классификации доходов. При этом следует учесть, что суммы арендной платы, а также суммы задолженностей по арендной плате подлежат зачислению в бюджет того публично-правового образования, в собственности которого находится лесной участок, переданный арендатору. Арендные платежи распределяются между бюджетами Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством.
В договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен быть предусмотрен конкретный размер арендной платы, подлежащей выплате арендатором. Порядок подготовки и заключения, а также форма примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности"*(8). В частности, согласно п. 7 названного постановления, к существенным условиям договора в числе прочих отнесены размер, условия и сроки внесения арендной платы.
Итак, на федеральном уровне минимальные и конкретные ставки, включая корректирующие и поправочные коэффициенты, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 (в ред. от 9 ноября 2009 г.) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Все минимальные ставки установлены по видам и характеру пользования и разбиты по таблицам с учетом всех необходимых показателей. Ежегодные индексации платы устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные в 2007 г., применяются:
- в 2010 г. с коэффициентом 1,13 (Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов");
- в 2009 г. с коэффициентом 1,13 (Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2009 г.) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов");
- в 2008 г. с коэффициентом 1,07 (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ (ред. от 8 ноября 2008 г.) "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов").
Таким образом, распределение полномочий по установлению указанных ставок платы производится в зависимости от принадлежности лесных участков на праве собственности публично-правовым образованиям: Российской Федерации, субъектам Федерации и муниципальным образованиям.
В отношении лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются Правительством РФ (постановление от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
В отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются органами государственной власти субъектов Федерации самостоятельно.
В отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению арендной платы влечет применение мер гражданской (имущественной) ответственности к арендатору. Данное положение основано на том, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством. К мерам гражданской (имущественной) ответственности, которые применимы к арендатору, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязанность по внесению арендной платы, необходимо отнести: взыскание процентов на сумму не выплаченной в срок арендной платы (ст. 395 ГК РФ); возмещение убытков (ст. 15, 393 ГК РФ).
При наличии соглашения между арендатором и арендодателем, а также если это прямо предусмотрено законодательством, на сумму не выплаченной в срок арендной платы подлежит взысканию неустойка (штраф, пеня) на основании ст. 330-333 ГК РФ.
Кроме того, если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (ч. 5 ст. 614 ГК РФ).
А.А. Ялбулганов,
ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований,
профессор кафедры финансового права Государственного университета
- Высшей школы экономики,
доктор юридических наук
"Гражданин и право", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 50. ст. 5278.
*(2) См. подробнее: Ялбулганов А.А. Налог на землю. Водный налог. Лесной налог. Практический комментарий природоресурсного законодательства. М., 1999; Ялбулганов А.А., Картошкина Е.А., Шаманова Е.А. Платежи за пользование лесным фондом // Право и экономика. 2005. N 11, 12.
*(3) О критической оценке срока аренды лесного участка см. подробнее: Быстров Г.Е. Противоречия Лесного кодекса РФ и новая концепция правового регулирования лесных отношений // Экологическое право. 2007. N 5.
*(4) См. также: Быстров Г.Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса // Экологическое право. 2005. N 2.
*(5) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 23. ст. 2793.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 23. ст. 2787.
*(7) Об этом см. подробнее: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007; Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2005.
*(8) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 23. ст. 2793.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лесопользование в России: регулирование арендных отношений
Автор
А.А. Ялбулганов - ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, профессор кафедры финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук
"Гражданин и право", 2010, N 7