Можно ли организации списывать затраты на приобретение ГСМ для служебного автотранспорта, если фактически из подтверждающих документов только приказ о вводе в эксплуатацию и документы, закрепляющие автомобиль за директором организации?
Расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы принимаются для целей налогообложения прибыли в размере фактически произведенных затрат, поэтому расходы должны соответствовать требованиям обоснованности и должны быть документально подтверждены. Финансисты настаивают на том, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6). Однако в судебной практике встречается мнение, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Методические рекомендации носят рекомендательный характер (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29). Также, исходя из положений постановления, нужно отметить, что путевые листы и командировочные удостоверения подтверждают использование автотранспорта в производственных целях, а приобретение ГСМ подтверждается кассовыми чеками и авансовыми отчетами.
Более того, в письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 сказано, что путевой лист, содержащий необходимые реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ.
Налоговые органы разъясняют также, что для документального подтверждения пробега и использования автомобиля в производственных целях юридическим лицам, эксплуатирующим легковые и грузовые автомобили, при заполнении путевых листов необходимо применять Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (письма УФНС по г. Москве от 19.10.2009 N 16-15/107268, от 03.11.2009 N 16-15/115253).
Поэтому, по нашему мнению, при отсутствии путевых листов и кассовых чеков, налоговые органы посчитают необоснованным включение расходов на приобретение ГСМ для служебного автотранспорта для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.
А.И. Земченко,
консультант по налогам
15 июня 2010 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.