Организация, занимающаяся продажей мобильных телефонов, заключила договор с киностудией, согласно которому один из персонажей фильма использует мобильный телефон данной организации для разговора, имеющего важное значение для сюжета фильма (product placement). Уменьшают ли связанные с этим расходы организации налоговую базу по налогу на прибыль?
В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу абзаца 1 п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети).
Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В налоговом законодательстве определение понятия "реклама" отсутствует.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Определения рекламного характера информации в Законе N 38-ФЗ нет, но есть отсылки к материалам рекламного характера. Соответственно, рекламный характер материалов можно толковать как наличие в материалах информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следует иметь в виду, что в соответствии с данным Законом его действие не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
В связи с этим использование мобильного телефона в эпизоде фильма не может быть отнесено к скрытой рекламе, которая на основании п. 5 ст. 9 Закона N 38-ФЗ оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание и чье использование не допускается.
Из изложенного следует, что использование product placement не является рекламой, следовательно, расходы на него не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Однако судебная практика в основном показывает, что расходы организации связанные с использованием product placement, снижают налоговую базу по налогу на прибыль (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2008 г. N КА-А40/8513-08-2 и от 21.02.2008 г. N КА-А40/410-08-П).
Таким образом, возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на расходы, связанные с product placement, заинтересованному лицу придется доказывать в суде.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 июля 2010 г.
"Аудит и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720