О нарушениях, связанных с выплатой районного коэффициента
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Какие нарушения могут быть выявлены в ходе проверок Росфиннадзором при использовании средств федерального бюджета, мы рассмотрим в данной статье.
Трудовой кодекс о выплате районного коэффициента
Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носит специфичный характер, так как выполняется в неблагоприятных климатических условиях. Поэтому трудовым законодательством установлены гарантии и компенсации, в частности, оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов.
Районный коэффициент начисляется на фактический заработок работников (заработную плату), выполняющих предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых он установлен. В фактический заработок включаются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, установленной коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений образования в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, Правительство РФ утверждает размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который используется всеми организациями, расположенными на данной территории. Вместе с тем до настоящего времени такого нормативного правового акта не принято.
С учетом вышеизложенного на основании ст. 423 ТК РФ в настоящее время следует руководствоваться размерами районных коэффициентов к заработной плате, установленными решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Нужно также отметить, что ч. 2 ст. 316 ТК РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть утвержден предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Что было обнаружено в ходе проверки органами Росфиннадзора?
В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление Росфиннадзора осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета и за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета посредством проведения ревизий и проверок.
Исполняя свои полномочия, территориальное управление Росфиннадзора Амурской области на основании удостоверения от 16.04.2009 N 129, приказа от 16.04.2009 N 214-к провело проверку использования субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление полномочий РФ в области содействия занятости населения, в управлении занятости населения Амурской области за 2008 год. По результатам проверки составлен акт, которым установлены нарушения на общую сумму 17 904 738,49 руб., в том числе необоснованное начисление и выплата за счет средств субвенции из федерального бюджета в повышенном размере районного коэффициента к заработной плате государственных гражданских служащих управления занятости населения в размере 739 356,12 руб.
По данному факту в соответствии с п. 121, 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н, руководителем территориального управления (ТУ) Росфиннадзора Амурской области по результатам проверки было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Управление занятости с данным представлением было не согласно и обратилось в арбитражный суд. Решением суда первой инстанции представление ТУ Росфиннадзора было отклонено, что послужило поводом повторного его рассмотрения в ФАС ДВО.
Какое решение вынес ФАС ДВО в Постановлении от 29.01.2010 N Ф03-7740/2009?
Из материалов дела следует, что управление занятости населения является получателем бюджетных средств. В соответствии со ст. 161 БК РФ оно осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, при этом заключение и оплата государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно положениям п. 3 ст. 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение их отдельных расходных обязательств, зачисляются в бюджет субъекта РФ и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Как уже было отмечено выше, ст. 316 ТК РФ определяет, что размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате устанавливаются федеральным законодательством. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждаются Правительством РФ. В силу норм, изложенных в ст. 423 ТК РФ, ввиду отсутствия в настоящее время федерального закона, регулирующего выплату районного коэффициента, применяются правовые акты бывшего союза ССР или федеральных органов государственной власти. В настоящее время действует размер районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28. В соответствии с данным актом размер районного коэффициента к заработной плате в Амурской области установлен равным 1,2.
Далее арбитры пояснили, что нормы ч. 2 ст. 316 ТК РФ, предоставляющие право органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов, могут применять учреждения, финансируемые соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Следовательно, управление занятости населения имело право при начислении заработной платы, выплачиваемой за счет субвенций из федерального бюджета, использовать районный коэффициент в размере 1,2, а не 1,3. Ссылки суда первой инстанции на Закон Амурской области от 11.04.2005 N 471-03 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" об установлении районного коэффициента к заработной плате работников организаций города Благовещенска, финансируемых из областного бюджета, равного 1,3, нельзя признать обоснованными. Указанный нормативный акт не предусматривает возможность финансирования выплаты заработной платы работникам управления занятости населения с применением повышенного, по сравнению с установленным федеральным законодательством, размера районного коэффициента за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Более высокий уровень гарантий работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, подлежит обеспечению за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов, что предусмотрено Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". Как следует из ст. 3 названного выше закона Амурской области, гарантии и компенсации, установленные данным законом, являются расходными обязательствами областного бюджета в части выплат, касающихся граждан, перечисленных в ст. 1 названного закона.
ФАС ДВО в Постановлении от 29.01.2010 N Ф03-7740/2009 отметил: удовлетворяя требования заявителя в данной части, суд первой инстанции не учел, что указанные дополнительные гарантии, установленные законодательством субъекта РФ, являются расходными обязательствами последнего и должны обеспечиваться за счет средств бюджета данного субъекта РФ. Поскольку управление занятости населения, как установил суд, производило повышенные выплаты районного коэффициента за счет субвенции федерального бюджета, оснований для признания недействительным представления ТУ Росфиннадзора Амурской области не имелось. Следовательно, указание в данном акте контролирующим органом на ненадлежащее исполнение бюджетного процесса управлением занятости правомерно.
Послесловие
С учетом вышеизложенного учреждениям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, находящимся на финансировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при получении субвенций из федерального бюджета следует более внимательно отнестись к нормам трудового законодательства. Расходование средств федерального бюджета ввиду отсутствия законного основания может привести к неприятным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны контролирующих органов.
Е.А. Дорохова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"