О Таможенном кодексе таможенного союза
С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - Кодекс). Данный документ устанавливает единую таможенную территорию России, Казахстана и Белоруссии и действует только в ее пределах. В целом порядок совершения таможенных операций соответствует действующему в настоящее время. Однако есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание участникам ВЭД.
Кодекс содержит основные понятия, принципы перемещения товаров через территорию таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных таможенных процедур.
Сфера его применения - территория государств - членов таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана. В пределах этой территории действуют общие условия таможенного транзита, отменено таможенное оформление во взаимной торговле между названными странами, и для участников внешнеэкономической деятельности предусмотрен щадящий режим таможенного контроля.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза*(1).
Общие положения
Нововведения Кодекса связаны с изменением ряда понятий. Например, термин "таможенный брокер", содержащийся в Таможенном кодексе РФ, заменен на "таможенный представитель", а "таможенный режим" - на "таможенная процедура". Понятие "таможенная процедура" существовало и ранее, но теперь поменялось его значение.
Таможенный кодекс Таможенного союза
Согласно Кодексу страной происхождения товара считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными законодательством таможенного союза*(2). Кроме того, было принято Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров*(3) (далее - Соглашение), которое раскрывает следующие моменты. Так, в нем указан перечень товаров, которые будут считаться полностью произведенными в одном из государств - членов таможенного союза*(4).
Если в производстве товара участвуют 2 и более государства, страной происхождения будет считаться та, в которой были произведены последние операции по переработке или изготовлению продукции*(5). При этом операции должны отвечать следующим критериям достаточной переработки:
- изменение кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых 4 знаков*(6);
- выполнение определенных условий, производственных или технологических операции, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
- изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли)*(7).
Если необходимо определить страну происхождения товаров, которые находятся в разобранном или несобранном виде и поставляются партиями из-за невозможности их отгрузки одновременно в силу производственных или транспортных условий, а также товаров, партия которых разделена на несколько частей в результате ошибки, они рассматриваются по желанию декларанта как единый товар. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- таможенные органы страны ввоза должны быть предварительно уведомлены о том, что товары находятся в разобранном или несобранном виде или будут поставлены несколькими партиями с указанием причин такого разделения и кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо должно быть представлено документальное подтверждение ошибочности разделения их на несколько партий;
- все партии товаров поставляются одним поставщиком из одной страны в рамках одного контракта;
- декларации на все партии товаров представлены одному таможенному органу;
- все партии товаров должны быть поставлены в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации, либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. Они могут быть продлены только таможенными органами на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более чем на один год. Основанием для этого является невозможность поставки всех партий товаров по причинам, не зависящим от их получателя*(8).
Страной происхождения упаковки, в которой ввозится товар, будет та страна, из которой происходит сама продукция. Если же упаковка подлежит декларированию отдельно от товара, то и страна происхождения будет определяться отдельно.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара и сертификат*(9).
Кодексом установлен также термин "товар таможенного союза"*(10). Он аналогичен существующему в Таможенном кодексе РФ понятию "российский товар"*(11)
Таможенный кодекс Таможенного союза
С принятием Кодекса появились новые формы таможенного контроля*(12):
- проверка системы учета товаров и отчетности;
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
- таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.
Расширен перечень лиц, ведущих деятельность в сфере таможенного дела и включаемых в соответствующие реестры*(13). К ним относятся: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли и уполномоченный экономический оператор.
Отметим, что с вступлением в законную силу Кодекса владелец магазина беспошлинной торговли официально стал "лицом, ведущим деятельность в сфере таможенного дела" и подлежит включению в соответствующий реестр.
К категории уполномоченного экономического оператора относится юридическое лицо, которому при соблюдении определенных условий предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при проведении таможенных операций*(14), а именно:
- выпуском товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации;
- временным хранением товаров и проведением таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора*(15).
Условиями для получения статуса уполномоченного экономического оператора*(16) являются:
- внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. При этом используется курс, действовавший на день внесения такого обеспечения (для отдельных категорий лиц, определенных Кодексом, сумма обеспечения устанавливается равной 150 000 евро);
- проведение внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - членов таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;
- отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности по таможенным платежам, процентам, пеням;
- отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) по налогам;
- отсутствие фактов привлечения участника ВЭД к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в течение одного года до обращения в таможенный орган;
- наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;
- соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Выпуск товаров
Выпуск товаров таможенные органы производят при выполнении следующих условий*(17):
- участником ВЭД представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров;
- соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;
- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.
Срок выпуска товара таможенниками теперь составляет один рабочий день с момента, следующего за датой регистрации таможенной декларации*(18) (по Таможенному кодексу РФ - не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления товаров).
Однако выпуск товаров может быть произведен до подачи участником ВЭД таможенной декларации, за исключением случаев, когда товар помещен под процедуру таможенного транзита. Для этого декларант должен представить в таможенный орган следующие документы*(19):
- коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 4 знаков, количество, вес брутто и фактурную стоимость товаров;
- обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;
- документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на момент подачи таможенной декларации.
Отметим, что выпуск товаров до подачи декларации может быть произведен в отношении далеко не всех категорий товаров даже при соблюдении перечисленных выше условий.
Кодексом предусмотрено также, что товары могут быть условно выпущенными.
Таможенный кодекс Таможенного союза
При этом они имеют статус "иностранных" и находятся под таможенным контролем.
Новшеством Кодекса является отказ в выпуске товара*(20). Это происходит в том случае, если участник ВЭД не выполнил условия, необходимые для выпуска товара (они перечислены выше), либо таможенники выявили нарушения таможенного законодательства. Если нарушения не являются поводом к возбуждению административного или уголовного дела и при этом устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест, то в выпуске товара не может быть отказано.
Таможенники должны оформить отказ письменно с указанием его причин. Чтобы разрешить данную ситуацию, компания может подать новую таможенную декларацию либо устранить ошибки, по которым в выпуске товара ей было отказано.
Отметим также, что теперь предварительную декларацию можно подавать не только в тот таможенный орган, который ее зарегистрировал, но и в любой другой.
Таможенный кодекс Таможенного союза
Транзит
В Таможенном кодексе РФ понятия внутреннего и международного таможенного транзита разграничены. Так, к категории первого относится таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера*(21). Под международным таможенным транзитом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с нее (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера*(22). Товары, помещенные под этот режим, не потребляются на территории России, а лишь пересекают ее территорию для доставки в другое государство. Характерной его особенностью является то, что в качестве источников его правового регулирования помимо Таможенного кодекса РФ широко применяются международные соглашения.
Кодекс же ввел единую таможенную процедуру, назвав ее таможенным транзитом. Любые перевозки иностранных товаров по территории союза, в том числе и через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, происходят под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Это должно упростить правоприменительную практику.
В качестве транзитной декларации могут использоваться, как и раньше, любые коммерческие, транспортные (перевозочные) и иные документы. В частности, книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел изменений, за исключением:
- данные о коде товара должны быть указаны в соответствии с Товарной номенклатурой таможенного союза на уровне не менее первых 6 знаков (по Таможенному кодексу РФ - 4 знаков);
- не требуется указание ряда сведений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ: о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке и маршруте таможенного транзита;
- следует отразить сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу при их наличии;
- необходимо указать сведения о декларанте, о количестве товаров в дополнительных единицах измерения по каждому коду товарной номенклатуры ВЭД.
Организации обязаны представлять электронную копию транзитной декларации. По Таможенному кодексу РФ это было правом.
Кроме того, Кодексом определены случаи применения таможенного транзита*(23). Одним из условий помещения товара под такую таможенную процедуру является принятие мер обеспечения соблюдения транзита. К ним относятся гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов в определенных Кодексом случаях, таможенное сопровождение и установление маршрута*(24). На территории таможенного союза последняя мера является дополнительной.
Устанавливаются также особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- по требованию таможенников перевозчик обязан предъявить товары;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение 3 часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Переходные положения Кодекса
Кодекс применяется к тем отношениям, которые возникли у участников ВЭД с 1 июля 2010 года. По отношениям, которые наступили ранее, действуют переходные положения. Рассмотрим некоторые из них.
Так, переходными правилами предусмотрено, что таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до 1 июля 2010 года, будут вправе осуществлять свою деятельность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Кодекса. Лица, включенные в реестр участников ВЭД, а также те, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в течение 6 месяцев с 1 июля 2010 года пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору, причем в том же объеме, в котором пользовались ранее.
Если у организации на день вступления в силу Кодекса товары находились на временном хранении под таможенным контролем, декларация по ним должна быть представлена в таможенный орган до истечения срока временного хранения, исчисляемого с даты помещения этих товаров на временное хранение. Если же участник внешнеэкономической деятельности подал декларацию до 1 июля 2010 года и она была таможенниками принята (зарегистрирована), товары, указанные в ней, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации на день принятия (регистрации) таможенным органом этой декларации.
Кроме того, Решением комиссии таможенного союза ЕврАзЭС*(25) предусмотрены переходные положения в части экспорта и импорта товаров.
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
Т.Э. Батыгина,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание
А.А. Жигина, старший юрист компании "Пепеляев Групп"
В соответствии с Решением Межгосударственного комитета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 21 мая 2010 года N 36 и на основании пункта 3 статьи 30 Венской Конвенции о праве международных договоров с 1 июля 2010 года Соглашение Правительства Российской Федерации с Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года и Протоколы к нему должны применяться только в той мере, в какой их положения совместимы с положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года и Протоколов о порядке взимания косвенных налогов от 11 декабря 2009 года.
Поэтому начиная с 1 июля 2010 года российским организациям при заключении сделок с белорусскими партнерами следует применять порядок налогообложения, установленный Соглашением и Протоколами таможенного союза.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 3 ТК ТС
*(2) п. 1 ст. 58 ТК ТС
*(3) Соглашение (Москва, 25.01.2008)
*(4) п. 2 Приложения к Соглашению
*(5) п. 3 Приложения к Соглашению
*(6) п. 4 Приложения к Соглашению
*(7) п. 6 Приложения к Соглашению
*(8) п. 9 Приложения к Соглашению
*(9) п. 2 ст. 59 ТК ТС
*(10) подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС
*(11) подп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ
*(12) ст. 110 ТК ТС
*(13) гл. 3 ТК ТС
*(14) п. 1 ст. 38 ТК ТС
*(15) п. 1 ст. 41 ТК ТС
*(16) ст. 39 ТК TC
*(17) п. 1 ст. 195 ТК ТС
*(18) п. 1 ст. 196 ТК ТС
*(19) п. 1 ст. 197 ТК ТС
*(20) ст. 201 ТК ТС
*(21) ст. 79 ТК РФ
*(22) ст. 167 ТК РФ
*(23) ст. 216 ТК ТС
*(24) ст. 217 ТК ТС
*(25) Решение комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 293
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.