Административные штрафы: обращение взыскания на средства бюджета
За совершение административного правонарушения бюджетные организации привлекаются к административной ответственности, которая может быть в виде штрафов. Суммы штрафов иногда достигают внушительных размеров. О порядке их погашения и пойдет речь в этой статье.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Организация может быть признана виновной в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
При выявлении административного правонарушения протокол об административных правонарушениях составляется уполномоченными на то должностными лицами.
В целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами к ним применяются соответствующие меры ответственности - административные наказания.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление либо о назначении административного наказания, либо об отказе в нем.
В статье 3.2 КоАП РФ перечислены виды административных наказаний, которые могут быть применены к организациям, в том числе данный перечень предусматривает наложение административного штрафа.
Примечание. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.;
для должностных лиц - 50 тыс. руб.;
для юридических лиц - 1 млн. руб. (ст. 3.5 КоАП РФ).
Если вынесено постановление об уплате организацией административного штрафа, то он должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Неисполнение организацией в добровольном порядке предписаний постановления о наложении административного штрафа в установленный срок является основанием для передачи дела в суд.
Следовательно, административный штраф может быть уплачен в добровольном порядке, а также удержан принудительно.
Добровольная уплата административного штрафа
Добровольная уплата административного штрафа производится в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Согласно этому приказу получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства (ОФК) по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801). Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета). Вместе с заявкой в ОФК представляется документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, которым является постановление суда по делу об административном правонарушении (Письмо Федерального казначейства от 06.05.2009 N 42-7.4-05/9.4-247).
Принудительное исполнение судебных актов
В соответствии со ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
В пункте 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" перечислены реквизиты, которые должны быть указаны в исполнительном документе. В частности, это дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе; дата выдачи исполнительного документа. Резолютивная часть судебного акта должна содержать требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в ОФК (или орган, осуществляющий открытие счета) по месту открытия должнику как получателю средств бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - лицевой счет должника) (п. 1 ст. 242.3, п. 1 ст. 242.4, п. 1 ст. 242.5 БК РФ).
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа) прилагается надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа ОФК (орган, осуществляющий открытие счета) направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.3, п. 2 ст. 242.4, п. 2 ст. 242.5 БК РФ).
Получив уведомление, организация-должник обязана в течение 10 рабочих дней представить в ОФК информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, либо приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Уплата и удержание административного штрафа
Статьями 242.3, 242.4 и 242.5 БК РФ предусмотрен порядок исполнения документа, предусматривающего обращение взыскания соответственно на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательства бюджетных учреждений субъекта РФ и на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Этими статьями определено, за счет каких средств организация-должник должна уплатить штраф, если:
- бюджетных средств достаточно для его уплаты;
- бюджетные средства отсутствуют или их недостаточно для погашения всей суммы штрафа;
- средств для погашения штрафа у организации нет.
Рассмотрим эти ситуации.
Бюджетных средств достаточно. В этом случае организация представляет в ОФК платежный документ на перечисление средств в размере полной суммы по исполнительному документу в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ. Организация исполнения исполнительного документа при представлении должником платежного документа осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа (п. 3 ст. 242.3, п. 3 242.4, п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
Бюджетных средств нет или их недостаточно. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа оплата производится за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Как в предыдущей ситуации, оплата должна быть произведена в течение 10 рабочих дней со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа (п. 3 ст. 242.3 БК РФ).
Средств для погашения штрафа не имеется. Если у организации-должника нет или недостаточно бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности для уплаты штрафа, то она направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого находится, запрос-требование о необходимости выделения ей дополнительных ЛБО и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в ОФК (п. 5 ст. 242.3, п. 4 ст. 242.4, п. 4 ст. 242.5 БК РФ). В свою очередь, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в ОФК должен обеспечить выделение ЛБО (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. На следующий день после поступления средств от главного распорядителя (распорядителя) организация будет обязана представить в ОФК платежный документ (п. 7 ст. 242.3, п. 6 ст. 242.4, п. 6 ст. 242.5 БК РФ).
Если выплаты по исполнению исполнительного документа носят периодический характер, организация-должник представляет в ОФК информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Отражение операции обращения взыскания на средства бюджета в бухгалтерском учете
Согласно Указаниям о порядке применения классификации*(1) расходы по уплате административного штрафа относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Инструкцией N 148н*(2) предусмотрено, что при поступлении исполнительного документа в учете организации производятся записи:
- в части начисления суммы штрафа, подлежащей уплате:
Дебет счетов 1 401 01 290 "Прочие расходы", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- в части уплаты суммы штрафа:
Дебет счета 1 (2) 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счетов 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам", 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов"
Рассмотрим вышесказанное на примере.
Пример
Организация приняла на работу иностранного сотрудника, о чем своевременно не уведомила Федеральную миграционную службу. В ходе проверки данный факт был установлен, по нему был составлен протокол и принято постановление о наложении на организацию административного штрафа в размере 400 000 руб.
В момент поступления постановления остатки средств на лицевом счете организации по статье 290 КОСГУ составили:
- бюджетные средства - 50 000 руб.;
- средства, полученные от приносящей доход деятельности, - 160 000 руб.
На недостающую сумму - 190 000 руб. организацией оформлен и направлен главному распорядителю запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных ЛБО.
За счет остатков средств, числящихся по статье 290 КОСГУ, и средств, поступивших от главного распорядителя, штраф был погашен.
В бухгалтерском учете эти операции будут выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено принятое обязательство по возмещению административного штрафа за счет бюджетных средств | 1 401 01 290 | 1 303 05 730 | 240 000 |
Отражено принятое обязательство по возмещению административного штрафа за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности | 2 106 04 340 | 2 303 05 730 | 160 000 |
Произведена уплата штрафа за счет остатка бюджетных средств на лицевом счете организации и поступлений средств от главного распорядителя | 1 303 05 830 | 1 304 05 290 | 240 000 |
Произведена уплата штрафа за счет остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности, на лицевом счете организации | 2 303 05 830 | 2 201 01 610 | 160 000 |
И. Зернова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"