Всегда ли требования работников Федерального казначейства правомерны?
Опыт проведения семинаров, а также общение с нашими читателями показывают, что у органов Федерального казначейства, расположенных на территории разных субъектов РФ, требования к документальному подтверждению возникшего денежного обязательства разные. Всегда ли требования работников ОФК правомерны? Причиной обращения к этому вопросу послужил очередной конфликт бюджетного учреждения с работниками ОФК. Рассмотрим суть спора.
Ситуация. Учреждение начислило своим работникам отпускные и подало в ОФК заявку на кассовый расход. В качестве документа-основания была представлена расчетно-платежная ведомость. Федеральное казначейство заявку отклонило, указав в протоколе отказа на уточнение документа-основания. В качестве документа-основания были затребованы внутренние локальные акты и приказы об установлении надбавок и доплат за счет бюджетных и внебюджетных средств. Правомерны ли действия работников ОФК?
Нормы законодательства. В пункте 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, приведены полномочия этого органа. В частности, он осуществляет:
- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
- подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
В пункте 6 названного положения приведены права, которыми наделены ОФК в целях реализации своих полномочий. Одним из них является право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам соответствующей сферы деятельности.
Порядок санкционирования расходов федерального бюджета утвержден Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н (далее - Порядок N 87н). Именно им должны руководствоваться ОФК при принятии от учреждения заявки на кассовый расход по оплате обязательств по выплате отпускных перед своими работниками. Согласно п. 7 Порядка N 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства. Причем в орган Федерального казначейства представляются не все документы, а лишь те, которые указаны в заявке на кассовый расход в соответствии с пп. 15 п. 5 и п. 6 Порядка N 87н.
Напомним, что в пп. 15 п. 5 Порядка N 87н перечислены реквизиты документа, подтверждающего денежное обязательство, которые указываются в заявке на кассовый расход и проверяются органами Федерального казначейства. В качестве документов-оснований, подтверждающих возникновение денежного обязательства, в нем поименованы:
- договор (изменения к договору) или государственный контракт (изменения к государственному контракту) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- договор аренды;
- документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура);
- исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
- иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина, в соответствии с п. 6 Порядка N 87н.
Получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникших по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды, указывает в заявке на кассовый расход в соответствии с требованиями, установленными в пп. 15 п. 5 Порядка N 87н, реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг законодательством РФ не предусмотрено, в заявке указываются в соответствии с требованиями, установленными в пп. 15 п. 5 Порядка N 87н, только реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Вместе с тем п. 8 Порядка N 87н установлено, что требования к представлению подтверждающих документов в Федеральное казначейство не распространяются на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных:
- с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением
денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию
услуг, аренде);
-------------------------------------------------------------------------
- с социальными выплатами населению;
-------------------------------------------------------------------------
- с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся
государственными (муниципальными) учреждениями;
-------------------------------------------------------------------------
- с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ,
услуг;
-------------------------------------------------------------------------
- с предоставлением межбюджетных трансфертов;
-------------------------------------------------------------------------
- с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений
субъектам международного права;
-------------------------------------------------------------------------
- с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
-------------------------------------------------------------------------
- с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о
возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) органов государственной
власти РФ (государственных органов РФ) либо должностных лиц этих органов;
-------------------------------------------------------------------------
- с выполнением оперативно-розыскных мероприятий.
-------------------------------------------------------------------------
Санкционирование расходов учреждения на выплату своим работникам отпускных является погашением денежных обязательств, связанных с выполнением функций бюджетных учреждений. Такой вывод позволяют сделать нормы ТК РФ. Только используя труд своих работников, учреждение может достигнуть целей, ради которых оно было создано. А сотрудникам в соответствии со ст. 114 ТК РФ работодатель обязан предоставлять ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Причем оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ).
Вывод. Действия ОФК, затребовавших в качестве документа-основания внутренние локальные акты и приказы об установлении надбавок и доплат за счет бюджетных и внебюджетных средств, не правомерны. В случае погашения обязательства по выплате отпускных представление документа-основания не требуется.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"