Законодательство, регулирующее лизинговую деятельность
Законодательство в области лизинга начало развиваться не так давно, что зачастую приводит к правоприменительным проблемам. На сегодняшний момент сферу лизинговых отношений регулируют несколько нормативно-правовых актов, которые различаются по юридической силе. Автором рассмотрено становление законодательства о лизинге в России и его современное состояние.
Законотворческая деятельность в области лизинга начала осуществляться относительно недавно. Около 15 лет прошло с момента принятия первого нормативно-правового акта, регламентирующего именно лизинг. До этого момента лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой, без специальных нормативно-правовых актов.
Отечественное законодательство о лизинге в настоящее время представляет собой комплекс из федерального закона и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним. К ним относятся несколько десятков актов гражданского и финансового права, которые можно представить в следующей иерархии:
международные соглашения;
законодательные акты (Гражданский кодекс, Федеральный закон и ряд специальных законодательных актов);
подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ);
ведомственные нормативные акты.
Активная нормотворческая деятельность начинается в сентябре 1994 г. - с Указа Президента Российской Федерации N 1929 от 17 сентября 1994 г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"*(1).
Целями принятия данного указа, как следовало из его преамбулы, являлись поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, развитие частного бизнеса, повышение эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло 29 июня 1995 г. постановление N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"*(2). Также было утверждено Временное положение о лизинге и постановление N 1133 от 20 ноября 1995 г. "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"*(3), благодаря которому лизинговые платежи по лизинговым операциям стали включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), что послужило серьезным стимулом для развития лизинга в России. Также была сформулирована программа действий Правительства РФ и федеральных органов по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса.
В этом нормативном документе впервые были приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга, определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания и кто может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора. Также определялось, что должен включать договор лизинга, чтобы считаться таковым. Было установлено, что лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами Российской Федерации, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После введения в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации*(4), где параграф 6 Главы 34 (ст. 665-670) посвящен финансовой аренде (лизингу), лизинговая деятельность стала регулироваться на более высоком законодательном уровне. Большинство положений Временного положения о лизинге нашли свое отражение в Федеральном законе "О лизинге"*(5), который был принят в 1998 г. после присоединения*(6) Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"*(7).
С принятием Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" было сделано следующее заявление: "Российская Федерация в соответствии со статьей 20 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге заявляет, что вместо положений пункта 3 статьи 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства"*(8).
Следует отметить, что по сравнению с международными определениями в части лизинговых операций (в сравнении с Конвенцией УНИДРУА) положения ГК РФ имеют ряд недостатков.
Российское гражданское законодательство никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду (лизинг). Продолжительность действия лизингового договора полностью отдается на усмотрение сторон. Таким образом, возникает проблема необходимости разграничения договора лизинга от маскирующихся под него (либо с целью получения определенных льгот, либо для ухода от реальной суммы налогообложения при сделках купли-продажи и пр.).
Отсутствуют какие-либо ссылки на соответствие срока лизингового договора сроку полезного использования (амортизации) имущества, передаваемого в лизинг.
В соответствии со ст. 666 ГК РФ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, тем самым исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей, тогда как в соответствии с Конвенцией УНИДРУА под такие ограничения подпадают только те сделки, при которых имущество получено для личного (семейного) потребления.
Из определения договора финансовой аренды (лизинга) вытекает, что российским гражданским законодательством признается только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке трех участников (арендодателя, арендатора и продавца).
Статья 665 ГК РФ закрепляет разовый характер лизинговых операций, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь.
Наряду с законодательными актами на регулирование применения лизинга в отдельных отраслях направлен ряд подзаконных нормативных актов. В частности, постановлениями Правительства РФ установлен порядок предоставления государственных гарантий по лизинговым операциям в отдельных отраслях. В качестве примера можно выделить:
- постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 467 "О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования" (с изм. и доп. от 6 июня 2002 г.);
- постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1020 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)" (с изм. и доп. от 6 июня 2002 г.)*(9).
На регулирование лизинговых правоотношений направлены, в том числе, ведомственные акты. Так, услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке лизинговых услуг, включены в Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, утвержденный приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 определены условия антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг утвержден приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. N 342.
Таким образом, помимо федеральных законов, международных договоров, ратифицированных Россией, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти), издающихся на основании и во исполнение федерального законодательства, лизинговые правоотношения в соответствии со ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации больше ничем не регулируются.
После введения в действие Гражданского кодекса и Федерального закона "О лизинге" более ранние постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации о лизинге сохранили свое действие лишь в части, не противоречащей этим законодательным актам. А в настоящее время практически все они уже не действуют.
До 2002 г. Федеральный закон N 164-ФЗ назывался "О лизинге", а 29 января 2002 г. Федеральным законом N 10-ФЗ*(10) в него были внесены существенные изменения, в том числе и в название: теперь он называется "О финансовой аренде (лизинге)". Это было сделано с целью унификации российского законодательства о лизинговой деятельности.
Теперь российское законодательство о лизинге имеет относительно стройную систему, и в нем отсутствуют противоречия одних законов другим (как это было до 2002 г., когда положения Федерального закона "О лизинге" входили в противоречие с Гражданским кодексом). Благодаря этим поправкам законодателя, в российском праве исчезла неопределенность в регламентации лизинга, и у предпринимателей стало больше возможностей использовать лизинг в своей коммерческой деятельности.
Здесь уместно отметить следующее. Опрос, проведенный Госкомстатом России, свидетельствует о том, что 54,2% от общего числа опрошенных организаций одним из главных, отрицательно влияющих на деятельность организаций в области финансового лизинга, факторов считают несовершенство нормативно-правового регулирования.
Однако, как показывает международный опыт (на примере Германии и Австрии), жесткой взаимосвязи между наличием специфического законодательства и объемами лизинговых операций нет. Представители российских лизинговых фирм весьма скептически относятся к усилиям по созданию новой отрасли права - лизингового права. Есть мнение, что уже существующего законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно*(11).
Важным вопросом является и то, как соотносятся Закон о лизинге и Гражданский кодекс РФ. С одной стороны, в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. Из данной нормы можно сделать вывод, что иные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения, в том числе Закон о лизинге, должны соответствовать ГК РФ. С другой стороны, по своему виду ГК РФ является федеральным законом. Как разъяснено в Определении КС РФ от 05.11.1999 N 182-О, в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон, в силу ст. 76 Конституции РФ, не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Вместе с тем следует признать, что Закон о лизинге является специальным, кроме того, он является более поздним по дате принятия. Как разъяснено в Определении КС от 05.10.2000 N 199-О, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы. Таким образом, следует признать, что приоритет имеет Закон о лизинге, то есть в случае расхождений положений ГК РФ и Закона о лизинге подлежит применению последний.
По своему содержанию Закон о лизинге представляет собой частично закрепление ранее действовавших положений Временного положения о лизинге, утратившего силу, частично - дублирование положений ГК РФ. Таким образом, совершенствование правового регулирования является одной из предпосылок для развития лизинга.
В настоящее время готовится ряд законопроектов, связанных с лизинговыми сделками. Готовящиеся проекты регулирования отдельных видов лизинговой деятельности, как правило, сопряжены с решением вопросов, выходящих за рамки гражданского права. Так, например, можно выделить проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования авиационного лизинга". Основная цель таких проектов - установление определенных принципов государственной политики в данной области. И это, безусловно, заслуживает внимания, однако эти подходы не должны сказываться на гражданско-правовом регулировании, которое включает в себя систему всеобъемлющих правил, применимых к любому виду предпринимательской деятельности, с которой должно "состыковываться" регулирование отдельных видов коммерческой деятельности"*(12).
Литература
1. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 г. // Собрание законодательства РФ, 1999, N 32, ст. 4040.
2. Адамов Н., Тилов А. Лизинг. - СПб.: Издательство: "Питер", 2006.
3. Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" / Под ред. Н.М. Коршунова. - М.: Издательство "Норма", 2003.
4. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2003.
А.А. Кириллова,
ведущий научный сотрудник Института "ИТКОР"
"Лизинг", N 6, июнь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента Российской Федерации от 17 июля 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" // Российская газета от 21 сентября 1994 г., - утратил силу.
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" (в ред. от 21.07.1997) // Собрание законодательства РФ, 03.07.1995, N 27, ст. 2591, - утратило силу.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4683, - утратило силу.
*(4) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ, 1996, N 5, ст. 411.
*(5) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в ред. от 29.01.2002 // Российская газета от 5 ноября 1998 г.
*(6) Федеральный закон от 16 января 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" // Российская газета от 12 февраля 1998 г.
*(7) Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 г. // Собрание законодательства РФ, 1999, N 32, ст. 4040.
*(8) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - N 7. - ст. 787.
*(9) Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1020 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 сентября 1998 г. - N 36. - ст. 4520.
*(10) Федеральный закон от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" // Российская газета от 2 февраля 2002 г., N 21.
*(11) Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити - Дана, 2003, 239 с.
*(12) Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" / Под ред. Н.М. Коршунова. - М.: Издательство "Норма", 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательство, регулирующее лизинговую деятельность
Автор
А.А. Кириллова - ведущий научный сотрудник Института "ИТКОР"
"Лизинг", 2010, N 6
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru