Земельный участок как объект правоотношений
Рассматриваются юридические свойства земельных участков, которые обусловливают границы должного и возможного поведения субъектов земельных правоотношений. Объем этих юридических свойств предопределен тем, что земельный участок является одновременно объектом земельных и гражданских правоотношений.
В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия "объект земельных правоотношений". Земля может быть объектом фактического воздействия, т.е. выступать пассивной субстанцией, на которую воздействует активный субъект. Однако при возникновении правоотношения на первый план выходят отношения между субъектами по поводу земли. Эти отношения предопределены свойствами земли как объекта материального мира, к которому приурочивается совершение субъектами действий, должных и возможных, определяется содержание самого правоотношения, объем субъективных прав и юридических обязанностей субъектов земельного правоотношения.
Предоставляя право на земельный участок, государство как собственник определяет юридическую судьбу участка как объекта права. В данном случае земля выступает как недвижимое имущество, как объект права собственности и иных прав.
Для того чтобы уяснить, что же включает понятие "земельный участок" как объект правоотношения, необходимо выявить те юридические свойства, которые определяют объем юридических прав в отношении него. Данная проблема становится еще более актуальной, если признать, что объем будущих правомочий субъекта в отношении земельного участка зависит от юридических характеристик этого участка, но не только от них. Вид и объем субъективного права на земельный участок зависят также от юридических характеристик субъектов, точнее, от их правосубъектности.
В ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены виды объектов земельных отношений. Впервые определение земельного участка на законодательном уровне появилось в ст. 1 Федерального закона о государственном земельном кадастре*(1), где сказано, что земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Земельный участок как объект земельных отношений определен в п. 2 ст. 6 ЗК РФ как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный участок является объектом гражданских правоотношений, т.е. юридические свойства земельных участков устанавливаются также гражданским законодательством. Следовательно, для определения юридически значимых свойств земельного участка необходимо выявить, во-первых, юридически значимые свойства земельных участков (вещей), отличающие их от иных объектов гражданских прав. Во-вторых, отличия земельных участков как недвижимых вещей от иных видов вещей. В-третьих, свойства земельных участков как объектов недвижимости, отличающие их от иных объектов недвижимости.
Прежде всего следует отметить, что, являясь объектами гражданских прав, земельные участки в силу ст. 129 ГК РФ обладают оборотоспособностью, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. От других объектов гражданских прав земельные участки отличаются тем, что могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК РФ).
Земельные участки относятся к объектам гражданских прав - вещам, которыми признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара*(2). Значит, главным юридическим свойством земельного участка, определяющим его как вещь и отличающим от иных объектов гражданских прав, является ее объективное материальное существование в виде части поверхности земли.
Особенность земельного участка как вещи заключается в том, что это вещь индивидуально-определенная: ее индивидуализация проводится в рамках публично-правовой процедуры, состоящей в определении и описании границ в установленном порядке.
Формирование земельного участка как объекта правоотношений производится на основе специальных мероприятий землеустройства и межевания как комплекса работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности земельного участка, определению его местоположения и площади, т.е. мероприятий по определению границ земельного участка.
Однако земельные участки обособляются не только физически, но и юридически. Еще в начале прошлого века Л.А. Кассо справедливо отмечал, что понятие о размежеванном в натуре земельном участке не всегда совпадает с юридическим понятием о нем как об объекте прав*(3).
Для того чтобы стать объектом субъективных прав, участок должен быть индивидуализирован. Моментом возникновения земельного участка как объекта правоотношений является дата внесения соответствующей записи в Государственный кадастр недвижимости.
Естественными характеристиками земли называют такие юридические свойства земельного участка, как "непотребляемость" и "незаменимость". Первое свойство заключается в возможности бесконечного использования земли как товара, в отсутствии износа и разрушения в процессе использования. Второе свойство следует из индивидуальной определенности земельного участка и представляет собой свойство любой недвижимой вещи.
Один из важнейших признаков земельного участка как вещи - его делимость. В литературе отмечается*(4), что часть земельного участка не может выступать объектом прав, а "слова "делимый" или "неделимый" обозначают лишь техническую возможность (или ее отсутствие) образовать на месте одного земельного участка несколько участков меньшего размера". Однако земельный участок, например, под многоквартирным домом не может быть разделен не потому, что отсутствует такая техническая возможность, а в силу того, что законом не допускается раздел такого участка.
Таким образом, по нашему мнению, в понятие делимости включается не только техническая, но и юридическая возможность раздела земельного участка (этому имеется косвенное подтверждение в абз. 2 ст. 133 ГК), которая помимо упоминания в законодательстве неделимых земельных участков заключается в необходимости учитывать требования о минимальных и максимальных размерах земельных участков (ст. 33 ЗК РФ).
Важнейшее юридическое свойство земельного участка - то, что это физически сложный объект. Сложен он и в качестве объекта прав. Из определения земельного участка следует, что в его понятие включаются "почвенный слой", а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка. Так, даже в ГК РФ выделяются: "территориальные границы", "поверхностный (почвенный) слой" (п. 2 ст. 261 ГК РФ), "воздушное пространство" (п. 3 ст. 261 ГК РФ).
Следует отметить, что в литературе нет единства мнений по поводу того, что является элементами земельного участка*(5). Особенно актуален вопрос о том, как соотносятся между собой земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения*(6). Статья 130 ГК РФ относит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства к самостоятельным объектам права. Непонятен подход законодателя к определению статуса земельного участка по отношению к объекту недвижимости, на нем расположенному: земельный участок следует судьбе объекта недвижимости или наоборот?
Согласно ст. 271 и 552 ГК РФ земельный участок следует судьбе объекта недвижимости, находящегося на этом участке. В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земельный участок поставлен на первое место по отношению к объектам недвижимости, находящимся на этом участке. В то же время в самом ЗК РФ, например в ст. 35, земельному участку отведено второстепенное место. Посредством анализа современного законодательства можно выделить несколько видов взаимосвязи земельного участка с иными объектами:
1) земельный участок включает различные элементы (составные части), использование которых невозможно без использования земельного участка и которыми могут являться почва, водные объекты, лесные и другие растения, а также иные прочно связанные с землей объекты природного и антропогенного происхождения, т.е. сам земельный участок рассматривается как сложная или составная вещь либо как главная вещь с принадлежностями;
2) земельный участок является составной частью другого объекта (имущественного комплекса) либо земельный участок и прочно связанная с ним недвижимость для целей гражданского оборота рассматриваются как одна сложная вещь, предполагающая их совместное использование по общему назначению (ст. 132 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ*(7));
3) земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости имеют самостоятельное значение и находятся в обороте независимо друг от друга либо земельный участок рассматривается как принадлежность главной вещи - здания, строения (ст. 35 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ).
В силу прямого указания ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам. Следовательно, неперемещаемость - одно из юридических свойств земельного участка как вещи. Однако земля становится объектом недвижимости лишь с определенного момента - со времени наделения земли правовым режимом земельного участка*(8).
Если земельный участок является объектом недвижимости, то ему присущи все юридические свойства, которыми наделены недвижимые вещи. Анализ законодательства позволяет выявить ряд таких свойств.
1. Вещные права на земельный участок, их ограничения, возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации на основании ст. 131 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ*(9).
2. Согласно ст. 223 ГК РФ переход права собственности на земельный участок по договору, а также переход права собственности на земельный участок к добросовестному приобретателю происходят по общему правилу в момент государственной регистрации перехода права, а не в момент передачи вещи.
3. Кроме вещных прав государственной регистрации подлежат в случаях, предусмотренных законом, сделки с земельными участками (ст. 164 ГК РФ, п. 1 ст. 26 ЗК РФ).
4. В силу ст. 316 ГК РФ обязательство, предметом которого является земельный участок, по общему правилу исполняется в месте его нахождения.
Помимо прочего исковые заявления по спорам о правах на земельные участки, как и по спорам о правах на другие объекты недвижимости, должны быть предъявлены по месту его нахождения, а порядок обращения взыскания на основании решения суда на имущество в виде недвижимости, в том числе земельные участки, имеет определенные особенности.
Следующая стадия выявления юридических свойств земельных участков - установление свойств, отличающих земельные участки от всех иных видов объектов недвижимости. К указанным свойствам, определяющим содержание вещных и обязательственных прав на землю, можно отнести правомочия собственника земельного участка по использованию для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод, а также прудов, обводненных карьеров. Кроме того, собственнику земельного участка принадлежат все доходы, полученные в результате хозяйственного использования участка, что следует из ст. 136 ГК РФ. Согласно этой статье поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании.
Собственник земельного участка согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ вправе возводить на участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, т.е. осуществлять правомочие пользования вещью.
Существенным отличием земельных участков от иных объектов недвижимости является ограниченный круг вещных прав, объектом которых могут выступать земельные участки. Так, земельные участки не могут предоставляться собственником иным лицам на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
Все перечисленные свойства земельного участка отражают его сущность как объекта недвижимости. Однако основной принцип земельного законодательства - учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется на основании представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе, объекте права собственности и иных прав на землю.
Как справедливо отмечено Конституционным Судом РФ, "земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства"*(10). Конституционный принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека предопределяет наличие особых юридических свойств земли, влияющих на объем правомочий, предоставляемых участникам земельных отношений. Указанные свойства обусловлены публичными требованиями к использованию земли как природного объекта и природного ресурса и в совокупности со свойствами, определяющими землю как объект гражданских прав, создают уникальный правовой режим.
Следует отметить, что юридические свойства, определяемые публичным интересом в использовании земли, устанавливаются в основном земельным законодательством, что прежде всего обусловлено принципами этого законодательства, отличающимися от принципов гражданского законодательства. В ряде случаев в гражданском законодательстве присутствуют нормы, явно основанные не на частноправовых, а на публично-правовых принципах использования земли. Примером служат содержащиеся в гл. 17 ГК РФ нормы, устанавливающие особый способ прекращения права собственности на землю путем изъятия участка, в том числе посредством выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
Именно земельное законодательство определяет юридические свойства земли, обусловленные государственными и общественными интересами и наиболее влияющие на объем правомочий участников земельных отношений.
Основополагающей характеристикой земельных участков является их целевое назначение, которое определяется исходя из их принадлежности к категории земель, установленных федеральным законом. Целевое назначение земельного участка - юридическое свойство земельного участка, индивидуализирующее его как вещь.
Во-первых, целевое назначение земельного участка устанавливает пределы его нахождения в обороте. Из анализа ст. 27 ЗК РФ следует вывод о том, что из оборота изъяты земельные участки из состава некоторых категорий земель (например, из состава земель особо охраняемых природных территорий - п. 1 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ). Кроме того, ограничиваться в обороте могут даже целые категории земель (например, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий - пп. 1 и 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ). В науке вопрос о том, что означает допущение земельным законодательством оборота земельных участков, является дискуссионным. При этом одна группа ученых полагает, что в отношении земельных участков возможно совершать только те сделки, которые прямо предусмотрены законодательством*(11), а другая, напротив, утверждает, что все не изъятые и не ограниченные в обороте земельные участки (не указанные в качестве таковых в федеральном законе) должны быть признаны находящимися в обороте*(12).
Во-вторых, процедура описания и удостоверения границ земельного участка, т.е. процедура индивидуализации участка как вещи, предопределена тем, к какой категории земель относится будущий объект прав. Прежде всего это касается размеров земельных участков. Так, минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ. Трудно себе представить, чтобы в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности было бы достаточно участка площадью 20 кв.м. В то же время участок подобной площади вполне может быть сформирован на землях населенных пунктов, например для размещения объекта мелкорозничной торговли.
В-третьих, принадлежность земельного участка к той или иной категории земель устанавливает пределы возможного и должного поведения субъектов по отношению к земельному участку. Нарушение правил целевого использования земель в предусмотренных законом случаях влечет принудительное прекращение прав на земельный участок.
На основании изложенного можно сделать вывод, что земельный участок с определенной площадью, границами и местоположением, который последовательно отнесен к разным категориям земель, наделен в силу этого и разной юридической природой, следовательно, процесс предоставления права на него может различаться.
Юридические свойства земельного участка закрепляют конкретные юридические возможности по отношению к нему, вид и объем субъективных прав, которые могут быть установлены. Вид и объем предоставляемых субъективных прав зависят от целевого назначения участка. Например, земельный участок из состава земель лесного фонда в отличие от участка из земель населенных пунктов не может быть предоставлен в частную собственность. Следовательно, виды прав, которые могут предоставляться в отношении различных категорий земель, различаются. Различен и объем таких прав, поскольку те действия, которые возможно и необходимо совершать в отношении участка одной категории, могут быть абсолютно недопустимы в отношении участков иных категорий.
В частности, характеризуя правовой режим земель в Москве, необходимо прежде всего учитывать, что все земельные участки в пределах города относятся к землям населенных пунктов, основное целевое назначение которых заключается в их использовании для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, земельные участки в Москве могут предоставляться для строительства и для целей, не связанных со строительством. По общему правилу в отношении земельных участков, за исключением изъятых и ограниченных в обороте, в Москве могут предоставляться все виды вещных и обязательственных прав, установленных законодательством.
Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, установлен в пп. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ. Земельные участки, изъятые из оборота, нельзя предоставлять в частную собственность, а ограниченные в обороте могут предоставляться в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Статья 21 Устава города Москвы*(13) содержит перечень земельных участков, не подлежащих отчуждению из собственности города. Данная норма не должна применяться как не соответствующая федеральному законодательству, поскольку согласно ч. 2 п. 1 ст. 9 ЗК РФ установление ограничений оборотоспособности земельных участков относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Статья 5 Закона Москвы о землепользовании в городе Москве от 19 декабря 2007 г. N 48*(14) определяет, что земельные участки не подлежат отчуждению из собственности Москвы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Запрет на приватизацию земель общего пользования установлен п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Законом Москвы о перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы от 21 марта 2007 г. N 8*(15) утвержден перечень земельных участков УДС. Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города уточняет границы земельных участков УДС. Изменение перечня земельных участков УДС осуществляется не реже одного раза в календарный год.
Не подлежат отчуждению земельные участки особо охраняемых природных территорий, правовой режим которых установлен гл. XVII ЗК РФ (ст. 95), Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ*(16) и Законом Москвы об особо охраняемых природных территориях в городе Москве от 26 сентября 2001 г. N 48*(17).
Важнейшее положение содержит п. 4 ст. 4 Закона Москвы о землепользовании в городе Москве, согласно которому земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются. Однако можно предположить, что участки, ограниченные в обороте, могут предоставляться для строительства на ином праве в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 30 ЗК РФ, например религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования и лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование.
Большую практическую значимость в Москве имеет вопрос о размерах земельных участков на территориях сложившейся застройки. Законодательством устанавливается принцип соблюдения минимального стандарта в части закрепления еще не реализованных прав собственников помещений в многоквартирных домах на придомовую территорию. Однако на застроенных территориях располагаются не только многоквартирные дома, но и отдельно стоящие здания, имеющие одного или нескольких собственников. Их право на землю может быть реализовано только посредством межевания.
При подготовке проектов межевания застроенных территорий жилого назначения размеры земельных участков устанавливаются с учетом: 1) фактического землепользования и 2) градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. На практике указанная норма в Москве не выполняется, результатом чего является уплотнительная, или "точечная", застройка. Причина в том, что не все жилые кварталы в Москве размежеваны, там, где проекты межевания еще не разработаны, распространилась тенденция предоставления земельных участков под зданиями в размере "пятна застройки" этих зданий, что существенным образом нарушает п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
В 1960-1980-х гг. Главным управлением капитального строительства Мосгорисполкома застраивались целые кварталы города по одному землеотводному документу без последующего разделения земельных участков предприятий, учреждений и организаций. До принятия ЗК РФ фактически отсутствовал порядок определения границ и площади земельных участков на застроенных территориях. Данная проблема не была решена и в нормативных актах Москвы. В ст. 1 Закона Москвы об основах платного землепользования в городе Москве от 16 июля 1996 г. N 34*(18) определено, что до межевания территории площадь земельного участка определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади. Данное правило противоречило ст. 607 ГК РФ и ст. 43 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Таким образом, следует признать, что определение границ и площади земельных участков на застроенных территориях должно производиться с учетом ГрК РФ, где закреплено базовое положение о нормативах, действовавших на период строительства, и норм Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минземстроя России от 26 августа 1998 г. N 59*(19). Очевидно, что данные нормативы следует усовершенствовать применительно к специфике Москвы. Однако сам факт наличия нормативов позволяет осуществлять проектно-планировочные работы по межеванию застроенных территорий.
Права на земельный участок могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения в использовании земельных участков: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных федеральными законами. Ограничения прав на землю определяются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Постановлением Правительства Москвы об обременениях земельных участков и ограничений их использования в городе Москве от 28 августа 2007 г. N 753-ПП (с изм.)*(20) установлен перечень обременений и ограничений прав на земельные участки в Москве. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства предусматриваются в градостроительных регламентах территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки Москвы. До утверждения этих Правил градостроительные регламенты обосновываются и утверждаются в установленном порядке в составе документов территориального планирования и документации по планировке территории. Приложением 1 к указанному постановлению установлены следующие виды ограничений прав на земельные участки в Москве.
1. Ограничение "не подлежит приватизации, изъят из оборота" устанавливается в отношении земельных участков, расположенных на территориях, ограниченных действующими линиями градостроительного регулирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (национальные парки), а также занятых объектами, перечни которых указаны в федеральных законах.
2. Ограничение "не подлежит приватизации, ограничен в обороте" распространяется на земельные участки, занятые объектами, перечни которых определены федеральными законами, а также расположенные на территориях, ограниченных линиями градостроительного регулирования (линиями технических зон метрополитена; границами историко-культурных заповедных территорий, особо охраняемых природных территорий; границами зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных зон).
3. Ограничение "не подлежит приватизации, зарезервирован для государственных нужд" относится к земельным участкам, решение о резервировании которых принято в установленном порядке Правительством Москвы.
4. Ограничение "не подлежит приватизации" действует в отношении земельных участков, расположенных: 1) на землях общего пользования; 2) землях в составе территорий, предусмотренных документами территориального планирования и документацией по планировке для использования в государственных или общественных интересах; 3) землях в границах водоохранных и прибрежных зон водных объектов.
5. Ограничение "ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия" распространяется на земельные участки и территории охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия.
Вызывает вопросы последнее положение, поскольку в Москве практически нет земель, под которыми бы отсутствовали инженерные коммуникации. Можно подумать, что законодатель пытается просто обеспечить публичный интерес, сохранив городскую инфраструктуру. Однако исходя из толкования абз. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества*(21) приватизация земельных участков, под которыми проходят инженерные коммуникации, возможна, при этом право собственности на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, к новому собственнику земельного участка не переходит.
В связи с этим исключение из состава приватизируемого земельного участка той части, под которой проходят инженерные коммуникации, может привести к уменьшению площади, необходимой для обслуживания здания на таком участке*(22).
Таким образом, по отношению к субъективному праву категория объекта имеет особое значение: она используется для "привязки" определенных юридических возможностей к тем или иным внешним предметам или явлениям. Указывая на тот предмет, в отношении которого устанавливаются конкретные юридические возможности лица, и, следовательно, на предмет самого общественного отношения, нормативные акты очерчивают границы субъективных прав, уточняют их содержание.
Д.Л. Мальцев,
главный специалист юридического отдела
департамента земельных ресурсов г. Москвы (Москва)
"Российский юридический журнал", N 3, май-июнь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 149.
*(2) Гражданское право: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 1.
*(3) Кассо Л.А. Русское поземельное право. М., 1906. С. 5.
*(4) Цит. по: Анисимов А.П., Черноморец А.Е. Некоторые вопросы теории земельного права в свете нового Земельного кодекса РФ // Новая правая мысль. 2002. N 1. С. 32.
*(5) Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2002. С. 315; Колов А.Ю. Вещные права на земельный участок в России. Томск, 2004. С. 86.
*(6) Иконицкая И.А. Современные правовые проблемы залога земель // Залог и ипотека в российском и зарубежном праве: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 13.
*(7) Рос. газ. 2002. 26 янв.
*(8) Скворцов О.Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Правоведение. 2002. N 4. С. 135.
*(9) Рос. газ. 1997. 30 июля.
*(10) Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 133-О (документ не опубликован).
*(11) Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10. С. 65.
*(12) Устюкова В.В. Оборот земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. Вып. 2. 1999-2000 гг. / под ред. А.К. Голиченкова. М., 2001.
*(13) Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 8. ст. 130.
*(14) Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 71.
*(15) Ведомости Московской городской Думы. 2007. N 5. ст. 49.
*(16) Рос. газ. 1995. 22 марта.
*(17) Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 1. ст. 203.
*(18) Вестн. Мэрии Москвы. 1997. N 25 (спецвыпуск). Утратил силу в связи с принятием Закона Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48.
*(19) Документ не опубликован.
*(20) Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 51.
*(21) СЗ РФ. 2002. N 4.
*(22) См. также: Лящевский И.С. Особенности гражданско-правового регулирования земельных отношений в городах: учеб. пособие. М., 2004. С. 34.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Земельный участок как объект правоотношений
Автор
Д.Л. Мальцев - главный специалист юридического отдела департамента земельных ресурсов г. Москвы (Москва)
"Российский юридический журнал", 2009, N 3