Современное состояние и перспективы совершенствования охраны труда
Как России подключиться к реформированию в области охраны и безопасности труда и как в настоящее время решается эта проблема, читайте в материале.
Введение
По самым сдержанным оценкам Международной организации труда (МОТ), во всем мире в течение только одного года происходит в среднем около 300 млн. несчастных случаев на рабочих местах, а около 160 млн. несчастных случаев приводят ежегодно к отсутствию работников на рабочем месте более 3 дней.
Каждый день в мире в среднем около 5 тыс. человек умирают в результате несчастных случаев и заболеваемости на производстве, суммарно достигая в год от 2 до 2,3 млн. случаев производственно обусловленной смертности. Из этого числа около 350 тыс. составляют несчастные случаи со смертельным исходом и около 1,7-2,0 млн. смертей от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.
В России в среднем на производстве гибнет 15 тыс. человек трудоспособного возраста, обусловливая уровень смертельного травматизма - 12 случаев на 100 000 работающих, что способствует созданию в нашей стране ситуации, сильно отличающейся от промышленно развитых стран, где показатели, характеризующие смертность из-за травматизма, в 4,5 раза ниже.
Ежегодно 30% россиян умирают в трудоспособном возрасте, порядка 200 тыс. получают травмы, а еще 180 тыс. гибнет из-за причин, так или иначе связанных с работой, в среднем 10 тыс. получают профессиональные заболевания, более 14 тыс. становятся инвалидами.
И это притом, что статистика не учитывает постепенное, растянутое во времени влияние производственных факторов на здоровье человека.
Особенно печально то, что производственный травматизм выводит из трудовой деятельности наиболее ценный человеческий потенциал, что делает эту проблему чрезвычайно острой и трудно решаемой.
В том, что социально-трудовая сфера в России требует продолжения своего реформирования, поддерживается многими специалистами, постоянно обсуждается на многочисленных внутрироссийских и международных встречах, форумах, конференциях, а также широко освещается на страницах научных сборников и в периодической печати.
Особенно этот процесс усилился в связи с многочисленными человеческими жертвами последнего времени, включая и персонал предприятий и организаций.
Это дает нам право обратить внимание на одну из важнейших составляющих социально-трудовой сферы, какой по праву становится охрана труда.
Мировое сообщество не может смириться с тем, что слишком медленно осуществляется снижение смертности, несчастных случаев и профзаболеваний, связанных с трудовой деятельностью людей.
Но смертность от несчастных случаев не является единственной проблемой охраны труда. Не менее важной является и проблема условий труда в целом.
В России в промышленности, строительстве и связи в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, занято более 3 млн. человек, что составляет около 20% от общей численности работающих этих отраслей. Причем этот показатель медленно, но растет.
Экономические потери России от неблагоприятных условий труда каждый год составляют порядка 4% от ВВП.
Соответственно велика численность работников, которым представляются компенсации. Общая численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, составляет около 40% от списочной численности персонала этих отраслей.
Поскольку в статистических отчетах нет данных о стоимости представленных компенсаций, приведем отдельные ориентировочные данные, полученные при обследовании ряда отраслей промышленности, которые свидетельствуют, что в химических отраслях с особо неблагоприятными и опасными условиями труда суммарные затраты на компенсации составляют 15-18% от фонда оплаты труда и в двое превышают все эти затраты в промышленности. Причем все расчеты носят сугубо ориентировочный характер из-за отсутствия достаточно точных и достоверных данных.
По мнению специалистов, эти данные не позволяют сделать выводы об их достаточности на мероприятия по охране труда, что свидетельствует о значительном количестве рабочих мест с неблагоприятными условиями труда как главной основы производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Международная модель управления охраной труда
Со времен своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла большое число Международных конвенций (и дополняющих их Рекомендаций), имеющих непосредственное отношение к охране труда. Они представляют собой внушительный по объему свод определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также техническое руководство, отражающее согласованные точки зрения входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений по большинству направлений охраны труда. Только за последнее время предложены такие документы, как:
- Конвенция N 155 по безопасности и гигиене труда (1981);
- Конвенция N 160 о статистике труда (1985);
- Конвенция N 161 о службах гигиены труда (1985);
- Рекомендация N 154 о перечне профессиональных заболеваний, уведомлении о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний (2002).
Эффективное предупреждение травм и профессиональных заболеваний, профилактика потери жизни, здоровья, трудоспособности - вот основные задачи не только на ближнюю, но и дальнюю перспективы.
Конечно, это самые общие методологические принципы, а все возможные "детали и тонкости" должны быть учтены национальными законами или иными нормативными, правовыми и техническими актами, а также использовано все положительное из сложившейся практики.
Поэтому среди последних документов, предложенных МОТ, по своей значимости важнейшим, несомненно, является "Стандарт управления охраной труда (СУОТ)", утвержденный в 2001 г., на основе которого должны строится соответствующие национальные ГОСТы.
Новизна заключается в содержании этого документа, где поднимаются на более высокий уровень всеобщие права человека на достойный и безопасный труд в соответствии с общепризнанными международными стандартами.
В нем в традициях три-партийного подхода МОТ специально подчеркнуто, что эффективное управление охраной труда возможно только при взаимодействии и совместной деятельности работодателей и работников по выполнению установленных органами государственной власти в рамках национального законодательства государственных нормативных требований по охране труда.
Таким образом, заложен фундамент в создание уникальной международной модели системного управления охраной труда.
Требования к системам управления охраной труда разработаны МОТ в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного похода, которые определены входящими в МОТ представителями известных трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций.
Этот трехсторонний подход предполагает основу и гибкость для дальнейшего развития стабильной культуры безопасности труда. В документе изложены практические рекомендации, предназначенные для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.
Особенностью этого документа является то, что практические рекомендации, предлагаемые в нем, не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил и утвержденных стандартов.
Тем не менее настоящий документ необходимо рассматривать как практический инструментарий для:
работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья персонала;
работников специализированных организаций и компетентных учреждений в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
Таким образом, заложен фундамент в создание уникальной международной модели системного управления охраной труда.
Придавая большое значение проблеме, МОТ установила 28 апреля - Всемирный день охраны труда с целью привлечения мировой общественности к масштабам проблемы, а также к тому, каким образом создание и внедрение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочих местах.
Новая доктрина
Необходимость реформирования института охраны труда во многом определяется современным подходом мирового сообщества к определению сущности и содержания труда работника в связи с выдвижением Международной организацией труда новой доктрины в области социально-трудовых отношений - Концепции достойного труда.
Появление Концепции достойного труда потребовало критически отнестись к традиционно сложившейся деятельности по охране труда и обратить внимание на необходимость создания и последующее эффективное функционирование системы управления охраной труда, позволяющее непрерывно совершенствовать организацию работ по охране и безопасности труда работников, надежно защищать их от профессиональных рисков.
В Концепции достойного труда проблемам охраны труда придается особое значение. Об этом можно судить по нескольким причинам:
во-первых, МОТ вынесла на суд мировой общественности новые рекомендации, имеющие прямое отношение к дальнейшему совершенствованию охраны труда;
во-вторых, существует определенная обеспокоенность по поводу низких темпов снижения травматизма, смертности и профессиональных болезней, непосредственно определяемых особенностями трудовой деятельности;
в-третьих, обнаруживается недостаточность финансовых средств, выделяемых на охрану труда;
в-четвертых, ограниченная база статистической отчетности по вопросам охраны труда, не позволяющая давать объективную оценку сложившегося состояния охраны труда;
в-пятых, низкая управляемость охраной труда на всех уровнях управления экономикой: государственном, региональном и корпоративном;
в-шестых, отставание российского законодательства, охватывающего проблемы охраны труда от передовой мировой практики.
Предложения
Все это вместе взятое требует принципиально нового адекватного по значимости человека-работника, перехода к борьбе за сохранение его жизни и здоровья, суть которого в управлении рисками, ведущими к повреждению здоровья работников.
В связи с этим представляется крайне необходимым более глубокий комплексный анализ проблемы и разработка мер по улучшению состояния с охраной труда с учетом современных требований и достижений передовых стран.
Одновременно под этим углом зрения должна быть проанализирована сложившаяся в стране в новых социально-экономических условиях система управления охраной труда на всех уровнях управления: государственном, региональном и корпоративном.
В первую очередь должны быть подвергнуты анализу существующие государственные нормативные требования к охране труда на их соответствие Концепции достойного труда.
Особенно важно дать принципиальную оценку состоянию охраны труда на корпоративном уровне, ибо именно здесь высвечивается весь негатив, с одной стороны, и должны осуществляться практические шаги, по которым можно оценивать эффективность всей системы управления трудом, - с другой.
В связи с этим необходимо пересмотреть роль и значимость охраны труда на предприятии и в организации, уточнить место службы охраны труда, ее структуру и функции, взаимодействие с контрольными органами управления, с руководителями подразделений, профсоюзами, комитетами (комиссиями) и уполномоченными по охране труда.
По всей видимости, потребуется усовершенствовать и систему оценки результативности мероприятий по охране труда и при необходимости пересмотреть структуру и количество оценочных показателей при проведении аттестации рабочих мест.
Наконец, и Россия более активно подключилась к реформированию в области охраны и безопасности труда, а прошедший год можно считать началом постепенного изменения отношения к этой проблеме.
Концепция "Безопасный труд"
Минздравсоцразвития разработало концепцию действий по улучшению условий и охраны труда до 2025 г. - "Безопасный труд". В документе предполагается введение в России с 2011 г. системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков.
Программа "Безопасный труд" предусматривает поднятие на более высокий уровень действующую со времен плановой экономики систему охраны труда и рассматривает ее как часть новой правительственной доктрины демографической политики. Ее конечными целям и являются снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний, связанных с трудовой деятельностью.
На основе этой среднесрочной программы была подготовлена краткосрочная "Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы".
В рамках этой программы в апреле месяце 2009 г. была проведена Всероссийская конференция, посвященная Всемирному дню охраны труда.
Особое внимание участники Конференции уделили вопросу влияния экономического кризиса на состояние охраны труда. Многие выступающие обратили внимание на снижение объемов финансирования мероприятий по охране труда, даже по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, на обучение по охране труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Также отмечалось сокращение численности инженеров по охране труда, в первую очередь совместителей и специалистов по охране труда, оказывающих услуги в области охраны и безопасности труда.
В 2009 г. был утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и методологии Межгосударственный стандарт - ГОСТ-12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенный в действие непосредственно в качестве национального стандарта РФ с 1.07.2009 г. взамен отмены государственного стандарта ГОСТ 12.0.006-2002 (СУОТ).
Положительное воздействие от внедрения СУОТ должно проявиться на корпоративном уровне и выражаться не только в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, но и в повышении производительности труда, что в настоящее время признается правительствами, работодателями и работниками.
С вводом ГОСТа появляется так необходимая для нашей страны легитимная основа для создания работодателями внутри корпоративных систем охраны труда и выполнения тем самым государственных нормативных требований охраны и безопасности труда.
Глобальная цель охраны труда - сохранение трудового потенциала нации - требует профилактики травматизма и заболеваемости из-за условий и характера производственно-трудового процесса. Это высокая общественная цель, более прагматичной является минимизация затрат общества на компенсацию вреда пострадавшим и другие материальные потери. Это требует предупреждения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, использования механизмов социальной защиты.
К сожалению, существующий уровень информационного обеспечения проблемы нельзя признать удовлетворительным, позволяющим проводить необходимый системно-комплексный анализ не только количественных параметров, но и, что важно в условиях рыночной отношений - экономической составляющей.
Достигнутый уровень безопасности - 3-5 смертей на 100 000 работников в год - не позволяет использовать эти данные для управления на корпоративном уровне.
Для основной массы предприятий - с численностью персонала до 100 человек - смертельный несчастный случай происходит один раз в 200-300 лет. Даже для 10 тысячного гиганта смертельный несчастный случай в среднем наступает один раз в 2-3 года. Это примерно 10-15 человек ежедневно.
Современное состояние
В настоящее время существует несколько причин, которые крайне отрицательно влияют на политику в области охраны труда и безопасности труда. По мнению многих специалистов, главное состоит в том, что не удается преодолеть приоритет компенсационного подхода, поэтому дополнительная заработная плата, сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, спецпитание стали чуть ли не единственно ощутимыми рычагами внутри корпоративного управления охраной труда.
Естественно, что реализация требований охраны и безопасности труда должна закладываться еще в проектной стадии строительства, реконструкции и модернизации, что требует существенного увеличения капитальных затрат, необходимых для создания нормальных, а еще лучше благоприятных и комфортных условий труда. Без выполнения гигиенических нормативов по условиям труда при обновлении основных производственных фондов невозможно преодолеть тенденцию воспроизводства неблагоприятных условий труда.
Имеющаяся статистика по затратам на охрану труда имеет положительную динамику. Если в последнем году прошлого века было израсходовано 18,48 млрд. рублей, то в 2009 г. уже в несколько раз больше.
Однако следует заметить, что в целом расходы в расчете на одного работающего невелики и в основном идут на приобретение средств индивидуальной защиты. Так, в целом по России в прошлом году было израсходовано на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего около 2 000 рублей.
В нынешней экономической ситуации предприниматели предпочитают платить за неблагоприятные условия труда, а не заниматься их устранениями. Прошедшие за последние годы значительные изменения в социально-экономическом развитии нашего общества, перекосы и непоследовательность в формировании рыночных отношений, перенос их в социально-трудовую сферу, настоятельно требуют реформирования всей системы оценки неблагоприятных условий труда, постепенного отхода от "компенсационного" характера борьбы с ними, определению роли федеральных, региональных и местных органов власти в регулировании этой системы.
Создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда, позволяющее непрерывно совершенствовать организацию работ по безопасности и охране труда работников, надежно защитить их от профессиональных рисков.
Эффективное предупреждение травм и заболеваний, их постоянная профилактика, в конце концов, должны дать более ощутимые результаты в борьбе за сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека.
Только так в нынешней экономической ситуации можно заставить предпринимателей отказаться платить за неблагоприятные условия труда и начать активно заниматься их устранениями.
Программы безопасности и охраны здоровья способствуют уменьшению числа потенциальных случаев заболевания работников и минимизации потерь с ними. Следовательно, они должны находиться в центре внимания каждого сотрудника кадровой службы.
Знакомя персонал с правилами безопасности на производстве, вводя жесткие правила охраны труда и контролируя их соблюдение, модернизируя рабочие места, чтобы до минимума уменьшить возможности смертельных случаев, увечий и заболеваний, предпринимателям часто удается существенно уменьшить потери, связанные с ухудшением здоровья своего персонала.
Предпринимателям и их менеджерам необходимо пересмотреть свое отношение к социальным расходам, превратить их из "ритуала" в инструмент повышения своей конкурентоспособности.
Осуществление таких рекомендаций должно сопровождаться значительным реформированием органов корпоративного управления, и в первую очередь кадровой службы, которая со временем могла бы выполнять функцию оппонирования решений администрации по социально-трудовой тематике.
Государство должно взять на себя часть затрат, связанных с производством наиболее дорогостоящей техники, необходимой для обустройства рабочих мест, отвечающих повышенным требованиям безопасности и охраны труда. Целевое предназначение такой техники было бы однозначным и не давало бы значительных экономических преимуществ конкурентам, но позволяло не только обезопасить труд, но сделать его более привлекательным, увеличивая содержательность производственно-трудового процесса.
Научно обоснованное управление безопасностью и охраной труда требует расширения статистической отчетности не только количественных параметров, но и экономических. По всей видимости, в оценку риска и анализа необходимо включать все травмы, в том числе микротравмы, все заболевания, а не только профессиональные, а может даже инциденты, о которых говорят, что пронесло и Слава Богу.
Концепция достойного труда требует адекватного механизма предотвращения всех неблагоприятных последствий в процессе трудовой деятельности, а не только подлежащие компенсации производственные травмы, т.е. травмы, полученные при несчастных случаях на производстве, а также острые профессиональные хронические заболевания.
Очевидно, требует дальнейшего совершенствования и механизм усиления ответственности за нарушение норм и правил безопасности и гигиены труда.
Надзорно-контрольная деятельность в области охраны труда должна быть поднята на более высокий уровень, статус Государственного Комитета по надзору за охраной труда должен соответствовать важности проблемы охраны труда.
Особое место охрана труда должна занять на корпоративном уровне управления. Для этого необходимо поднять роль и по-новому оценить место службы охраны труда на предприятии, ее структуру и функции.
Важное значение для управления охраной труда придается типовым инструкциям по охране труда. Здесь необходимо помнить о сроках пересмотра этих инструкций, которые рекомендуется осуществлять не реже одного раза в пять лет.
Инструкции по охране труда могут досрочно пересматриваться:
при внесении изменений в межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
при изменении условий труда работников;
при внедрении новой техники и технологии;
по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов Федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия внутри корпоративной инструкции по охране труда условия труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий пятилетний срок.
Большие надежды на улучшение управления охраной и безопасностью труда, усиление его профилактического направления можно ожидать после завершения работы по внесению изменений в Трудовой Кодекс РФ, а также в Кодекс об административных нарушениях в части ужесточения ответственности и санкций, применяемых к работодателю за нарушение требований охраны труда, что находится в полном соответствии с международной практикой в этой области.
А. Молчанов,
канд. экон. наук, преподаватель Московской школы бизнеса
"Вопросы трудового права", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru