Особенности уплаты государственной пошлины
Не секрет, что бюджетные учреждения зачастую являются участниками судебных разбирательств, поводом для которых могут быть, в частности, итоги налоговой или иных проверок финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с налоговым законодательством участие в таких процессах влечет неизменные расходы в виде уплаты государственной пошлины, которая производится также при осуществлении государственной регистрации.
В данной статье рассматриваются особенности уплаты государственной пошлины.
Порядок уплаты государственной пошлины по всем возможным обязательствам представлен в гл. 25.3 НК РФ. Бюджетные учреждения являются плательщиками государственной пошлины, если обращаются за совершением юридически значимых действий, выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Перечень лиц, с которых взыскивается государственная пошлина, представлен в ст. 333.17 НК РФ и включает в себя организации и физических лиц.
Примечание. Согласно ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Руководствуясь положениями указанной главы, уплата государственной пошлины бюджетными учреждениями может осуществляться:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями;
- по делам, рассматриваемым арбитражными судами;
- по делам, рассматриваемым КС РФ и КС субъектов РФ;
- за совершение нотариальных действий;
- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- за совершение уполномоченными государственными учреждениями действий при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
Размеры уплачиваемой государственной пошлины
Учитывая, что отражение взимаемых по всем основаниям государственных пошлин выйдет за рамки данной статьи, приведем лишь порядок и размеры взимания государственной пошлины, уплачиваемой бюджетными учреждениями, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также арбитражными судами.
Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, согласно ст. 333.19 НК РФ устанавливается:
1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
- до 20 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
- от 20 001 до 100 000 руб. - 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.;
- от 100 001 до 200 000 руб. - 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.;
- от 200 001 до 1 000 000 руб. - 5 200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.;
- свыше 1 000 000 руб. - 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.
2. При подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.
3. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 руб.
4. При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц для организаций - 3 000 руб.
5. При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 руб.
6. При подаче заявления по делам особого производства - 200 руб.
7. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
8. При подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 4 руб. за одну страницу документа, но не менее 40 руб.
9. При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 500 руб.
При уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, бюджетным учреждениям необходимо учитывать следующие моменты (ст. 333.20 НК РФ):
- цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, - судьей по правилам гражданского процессуального законодательства РФ;
- при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ;
- при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается им, если она не была уплачена замененной стороной;
- в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
- при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (ст. 333.21 НК РФ):
1. При подаче искового заявления имущественного характера,
подлежащего оценке, при цене иска:
- до 100 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 2 000 руб.;
- от 100 001 до 200 000 руб. - 4 000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 100 000 руб.;
- от 200 001 до 1 000 000 руб. - 7 000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб.;
- от 1 000 001 до 2 000 000 руб. - 23 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.;
- свыше 2 000 000 руб. - 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.
2. При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 руб.
3. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций - 2 000 руб.
4. При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4 000 руб.
5. При подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2 000 руб.
6. При подаче заявления об обеспечении иска - 2 000 руб.
7. При подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2 000 руб.
8. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
9. При подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 руб. за одну страницу документа, но не менее 40 руб.
При уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, бюджетным учреждениям необходимо учитывать следующие моменты (ст. 333.20 НК РФ):
- цена иска устанавливается истцом, а в случае ее неправильного определения - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
- при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, устанавливается исходя из суммы всех требований;
- в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, она уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
- при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Сроки уплаты государственной пошлины
Сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Применительно к бюджетным учреждениям, обратившимся в суды общей юрисдикции, мировые или арбитражные суды, она уплачивается до подачи искового заявления, жалобы, заявления, ходатайства или запроса. Кроме того, если учреждения выступают ответчиками в указанных судах, государственная пошлина уплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В каком виде осуществляется уплата государственной пошлины? Как определено п. 3 ст. 333.18 НК РФ, она уплачивается в наличном или безналичном порядке. При этом оплату во всех случаях необходимо документально подтвердить:
- при оплате в виде наличных денежных средств - квитанцией по форме, установленной Письмом МНС РФ N ФС-8-10/1199, Сбербанка РФ N 04-5198*(1). С 01.07.2010 действуют новые бланки платежных документов формы N ПД (налог), формы N ПД-4сб (налог);
- при оплате по безналу - платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства о его исполнении.
К сведению. Требования государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и (или) должностных лиц к оформлению платежного поручения в части наличия дополнительной информации о факте уплаты учреждением платежа в платежном поручении являются неправомерными (Письмо Минфина РФ от 05.06.2008 N 03-05-05-03/19).
Льготы по уплате государственной пошлины
Налоговый кодекс разграничивает льготы по уплате государственной пошлины, применяемые независимо от подведомственности судов, а также в отношении каждого из видов судов.
Первый перечень льгот представлен в ст. 333.35 НК РФ. Применительно к бюджетным учреждениям физической культуры и спорта от уплаты государственной пошлины освобождаются бюджетные учреждения, полностью финансируемые из федерального бюджета, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
Стоит отметить: отдельные учреждения трактуют положение данного подпункта по-своему, полагая, что они освобождаются от уплаты государственной пошлины по любым основаниям. Однако это утверждение неверно, что подтверждается судебными решениями.
Так, в Постановлении ФАС ВВО от 20.06.2006 N А29-148/2006а разбирается кассационная жалоба бюджетного учреждения на решение арбитражного суда о неправомерности освобождения от уплаты государственной пошлины. Рассмотрев данную жалобу, ФАС ВВО не нашел оснований для ее удовлетворения.
По мнению суда, из содержания пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ следует, что бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций. В иных случаях такие учреждения уплачивают государственную пошлину в общеустановленном порядке.
Также освобождение от уплаты государственной пошлины осуществляется по основаниям, приведенным в п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Применительно к бюджетным учреждениям физической культуры и спорта государственная пошлина не уплачивается:
- за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
- за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ*(2) права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных п. 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие этого закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
- за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
- за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Для бухгалтеров некоторых учреждений физической культуры и спорта будут интересны рекомендации специалистов Минфина, высказанные в Письме от 18.05.2010 N 03-05-04-03/49, об освобождении от уплаты государственной пошлины бюджетных учреждений за совершение с маломерными судами действий, предусмотренных пп. 8.1, 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Исходя из данного письма, освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества, за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество применимо ко всем организациям, независимо от их правового статуса, в том числе к бюджетным учреждениям.
Положения пп. 8.1, 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ распространяются и на маломерные суда, относящиеся в соответствии с действующим гражданским законодательством к недвижимому имуществу.
К сведению. Под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л. с.) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл) (ст. 11.7 КоАП РФ).
Далее рассмотрим особенности освобождения бюджетных учреждений физической культуры и спорта от уплаты государственной пошлины, устанавливаемые при обращении в суды общей юрисдикции, мировые и арбитражные суды.
Общий перечень льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям представлен в ст. 333.36 НК РФ. Бюджетные учреждения физической культуры и спорта освобождаются от уплаты государственной пошлины:
- если они являются истцами по искам о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением (пп. 4 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
- при подаче в суд (пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):
а) заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пере смотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
б) жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами.
Рассмотрим рекомендации специалистов Минфина по особенностям применения положений пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Так, в Письме от 11.02.2010 N 03-05-04-03/04 дан ответ на вопрос о правомерности освобождения от уплаты государственной пошлины организации при подаче жалоб на бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству в рамках сроков, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В письме указано, что при применении льготы по основаниям пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ необходимо учитывать положения п. 10 Информационного письма N 91*(3), согласно которому в соответствии с п. 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие гл. 25.3 НК РФ. Об этом, исходя из универсальности воли законодателя, свидетельствует содержание пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Причем согласно пп. 6, 7 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное выше, следует, что государственная пошлина при подаче жалоб в суды общей юрисдикции и мировым судьям на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя уплачиваться не должна.
В заключение рассмотрим освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды (ст. 333.37 НК РФ). По вопросам применения этих льгот бюджетными учреждениями также возникают разногласия.
Как определено пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
- прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в защиту государственных и общественных интересов;
- государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
- истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
Применима ли указанная льгота к каким-либо учреждениям физической культуры и спорта? По мнению автора, от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды освобождается Минспорттуризма как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Однако освобождение от государственной пошлины не освобождает от возмещения судебных расходов ответчика.
Так, в Определении ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4681/10 рассмотрено заявление государственного органа о пересмотре в порядке надзора решения арбитражного суда, апелляционной инстанции постановления ФАС ЗСО в части взыскания судебных расходов, понесенных противоположной стороной.
Разобрав и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не нашла оснований для их пересмотра в порядке надзора.
Взыскивая с государственного органа в пользу налогоплательщика судебные расходы (расходы по уплате государственной пошлины), суды исходили из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение. На государственный орган возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации налогоплательщику денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Неправильного применения норм права коллегией судей не установлено.
Порядок уплаты государственной пошлины
По каждому из обращений в государственные или муниципальные органы за совершением юридически значимых действий определен соответствующий порядок и размер уплаты госпошлины, который зависит от обстоятельств обращения в указанные органы.
Выделим особенности, касающиеся уплаты государственной пошлины при обращении бюджетных учреждений в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
Цена иска определяется истцом, в отдельных случаях - судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством РФ.
Перечень условий определения цены иска представлен в ст. 91 ГПК РФ. В частности, применительно к бюджетным учреждениям цена иска определяется:
- по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой денежной суммы;
- по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости истребуемого имущества;
- по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач - исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
- по искам о прекращении платежей и выдач - исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
- по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, - исходя из каждого требования в отдельности.
Отдельные случаи уплаты государственной пошлины
Право третьих лиц на предъявление самостоятельных требований относительно предмета спора представлено в ст. 42 ГПК РФ. Указанные лица могут принять участие в деле до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они обладают всеми правами и исполняют все обязанности истца. В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала. Соответственно, для такого участника гражданского процесса законодатель установил, что он уплачивает государственную пошлину в том же размере, что и истец при обращении в суд.
При замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной.
Такое право вытекает из ст. 44 ГПК РФ.
При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Особенность уплаты государственной пошлины
Далее перейдем к особенностям уплаты государственной пошлины при обращении бюджетных учреждений в арбитражные суды.
Как определено пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Рассмотрим данный порядок уплаты на примере.
Пример 1
Учреждение физической культуры и спорта обратилось в арбитражный суд с иском к вневедомственной охране о досрочном расторжении договора на оказание услуг охраны по причине неисполнения его условий и взыскании денежных средств за досрочное расторжение в сумме 110 000 руб.
В этом случае у учреждения физической культуры и спорта в исковом заявлении присутствуют требования как имущественного, так и неимущественного характера. К имущественному относится требование о взыскании денежных средств, к неимущественному - о признании договора недействительным. С учетом данных обстоятельств государственная пошлина будет уплачиваться в следующем порядке:
- в части требований имущественного характера - в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер госпошлины составляет 4 000 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 100 000 руб., соответственно, по данному требованию государственная пошлина составит 4 300 руб. (4 000 руб. + (110 000 - 100 000) руб. x 3%);
- в части требований неимущественного характера - в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам, возникающим, в частности, при расторжении договоров, госпошлина уплачивается в сумме 4 000 руб.
Следовательно, учреждение физической культуры и спорта уплатит государственную пошлину в размере 8 300 руб. (4 300 + 4 000).
Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Такое право предоставлено ему п. 1 ст. 49 АПК РФ.
Например, в ходе судебных разбирательств выявятся новые обстоятельства, о которых истец не был осведомлен, вследствие чего он решил увеличить ранее заявленные исковые требования. Данная особенность учтена в пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, а именно при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.
Пример 2
Учреждением физической культуры и спорта в качестве истца в арбитражном суде заявлено имущественное требование к ответчику в сумме 150 000 руб. В процессе рассмотрения дела выявлены новые обстоятельства невыполнения ответчиком договорных обязательств, в результате чего учреждение увеличило исковые требования до 250 000 руб. Данные требования были полностью удовлетворены арбитражным судом.
Указанный спор имеет имущественный характер, поэтому расчет государственной пошлины будет производиться в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Изначально при подаче искового заявления учреждение физической культуры и спорта уплатило государственную пошлину в размере 5 500 руб. (4 000 руб. + (150 000 - 100 000) руб. x 3%). С учетом того, что исковые требования увеличены до суммы свыше 200 000 руб., расчет государственной пошлины составит 7 000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб., а именно 8 000 руб. (7 000 руб. + (250 000 руб. - 200 000 руб.) х 2%). учитывая ранее уплаченную госпошлину, учреждение физической культуры и спорта доплатит в бюджет 2 500 руб. (8 000 - 5 500).
Если учреждение физической культуры и спорта, являясь истцом, освобождено от уплаты государственной пошлины по основаниям, изложенным в ст. 333.35, 333.37 НК РФ, то на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ ее уплата возлагается на ответчика (если он также не освобожден от уплаты государственной пошлины) в размерах, пропорциональных удовлетворенным арбитражным судом требованиям истца.
Как определено п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Может возникнуть вопрос о правомерности уплаты бюджетным учреждением, в том числе учреждением физической культуры и спорта, госпошлины по налоговым вопросам, так как на основании положений пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ уплата налогов в бюджет напрямую затрагивает государственные интересы, и, следовательно, такие учреждения должны освобождаться от уплаты налога по указанным основаниям.
По мнению автора, решение о правомерности взыскания государственной пошлины с учреждений физической культуры и спорта заключается в следующем. Несмотря на то что указанные учреждения не перечислены напрямую среди истцов, освобождаемых согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, к ним могут применяться данные льготы только в случае, если эти учреждения являются администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, созданы органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Подтверждением также может служить Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 117*(4), согласно п. 4 которого государственные или муниципальные учреждения могут быть льготниками по уплате государственной пошлины, если они выполняют одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления).
Пример 3
К учреждению культуры и искусства предъявлено исковое требование в сумме 130 000 руб. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В ходе судебного разбирательства исковое заявление удовлетворено в пользу истца в сумме 50 000 руб.
В случае полного удовлетворения требований истца размер государственной пошлины составил бы 4 900 руб. (4 000 руб. + (130 000 - 100 000) руб. x 3%). Однако, учитывая, что требования уменьшены, ответчик уплатит госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 38% (50 000 руб. х 100% / 130 000 руб.), а именно в сумме 1 862 руб. (4 900 руб. х 38%).
В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины будет отражена следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы по уплате государственной пошлины | 2 106 04 340 | 2 302 18 730 | 1 862 |
Произведена оплата государственной пошлины | 2 302 18 830 | 2 201 01 610 | 1 862 |
Как известно, при рассмотрении заявления о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора государственная пошлина не уплачивается. Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ установлено, что при подаче таких заявлений государственная пошлина уплачивается, если судебные акты не были обжалованы в суде кассационной инстанции.
Возврат государственной пошлины
Основания возврата госпошлины определены в ст. 333.40 НК РФ и применительно к делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами, включают случаи:
- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;
- возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
- прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
- отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется по заявлению плательщика. При этом подача заявления зависит от оснований уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Так, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. При этом, если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме, к заявлению прикладываются подлинники платежных документов, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Подлежит ли возврату налогоплательщику государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в результате неверного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации? Ответ на этот вопрос представлен в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 N 03-05-04-03/28. Отмечено, что неверно указанный код бюджетной классификации в платежном поручении не является препятствием в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему РФ.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Пунктом 6 ст. 333.40 НК РФ установлено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Он производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия. Срок подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины - не более трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению также прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы.
Так, в Определении ФАС ЗСО от 03.03.2009 N Ф04-888/2009 указано, что зачет излишне уплаченной государственной пошлины производится арбитражным судом по заявлению плательщика государственной пошлины при представлении последним решения, определения и справки суда, свидетельствующих об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежных поручений или квитанций, подтверждающих уплату государственной пошлины. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является только оригинал платежного поручения с отметкой банка о его исполнении.
При этом возможность предоставления в суд светокопии платежного документа Налоговым кодексом не предусмотрена.
Отсрочка (рассрочка) уплаты госпошлины
Как определено п. 1 ст. 333.41 НК РФ, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
Обратите внимание! Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины представляет собой изменение срока ее уплаты при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ).
После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117).
На сумму государственной пошлины, по которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока предоставления отсрочки или рассрочки.
Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате государственной пошлины либо уменьшении или освобождении от ее уплаты подается в суд в письменном виде. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
Ю. Некрасова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, 8, июль, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо МНС РФ N ФС-8-10/1199, Сбербанка РФ N 04-5198 от 10.09.2001 "О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог)".
*(2) Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
*(3) Информационное письмо ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
*(4) Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"