Каким образом осуществляется взыскание бюджетных средств в судебном порядке?
Рассмотрим положения гл. 24.1 БК РФ, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ. При этом обязательно соблюдение требований, установленных законодательством РФ и предъявленных к исполнительным документам, срокам их предъявления, перерыву данного срока, а также восстановлению пропущенного срока. Исполнение судебного акта по исполнительному документу производится только при наличии (помимо самого исполнительного документа) заверенной судом копии судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (п. 2 ст. 242.1. БК РФ).
В отдельных случаях суд может возвратить документы взыскателю:
- при непредставлении документа, указанного в п. 2 ст. 242.1 БК РФ;
- при несоответствии документов, указанных в п. 1, 2 ст. 242.1 БК РФ, требованиям ГПК РФ, АПК РФ и Федерального закона N 229-ФЗ*(1);
- при нарушении установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- при представлении взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
К сведению. Как определено п. 1 ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ, применительно к бюджетным учреждениям исполнительный документ, помимо судебного приказа, должен содержать:
- наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилию и инициалы должностного лица;
- наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
- дату принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
- дату вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
- сведения о должнике и взыскателе (для организаций - наименование и юридический адрес);
- резолютивную часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащую требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества;
- дату выдачи исполнительного документа.
Стоит отметить, что перечень, по которому исполнительный документ может быть возвращен взыскателю без исполнения, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В частности, согласно Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 N А41-15056/08 такого основания, как отсутствие на решении суда отметки о дате вступления в законную силу судебного акта, в указанной норме закона не предусмотрено.
Учитывая, что кассовое обслуживание бюджетов возложено на органы Федерального казначейства, исполнительный документ на обращение взыскания средств федерального бюджета направляется судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника (п. 1 ст. 242.3 БК РФ). После получения исполнительного документа орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней информирует должника уведомлением о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года. Одновременно с указанной информацией должник представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете, по определенным кодам бюджетной классификации РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в десятидневный срок за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 242.3 БК РФ).
При нарушении должником указанных требований орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В статье 242.3 БК РФ представлен порядок исполнения исполнительного документа в случае отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) или объемов финансирования расходов, а также остатка средств, полученных должником от приносящей доход деятельности. Как определено в п. 5 названной статьи, в таком случае должник направляет своему главному распорядителю (распорядителю) запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) или объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) или объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 6 ст. 242.3 БК РФ).
Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ согласно абз. 1 п. 3 ст. 242.3 БК РФ и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Как определено п. 11 ст. 242.3 БК РФ, при полном исполнении исполнительного документа орган Федерального казначейства направляет его в суд, выдавший этот документ, с отметкой о размере перечисленной суммы.
А. Кантеровский,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2010 г.
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"