ГУП акционируется
Большинство аптек, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, научно-производственных объединений и пр. - унитарные предприятия. Это особый вид юридических лиц, так как, являясь коммерческими организациями, они в полной мере не относятся к хозяйственным обществам и товариществам. Такая форма функционирования предприятий была создана в первую очередь для выполнения задач государства.
Унитарными предприятия являются, пока собственник имущества не примет решение о реорганизации. Реорганизация унитарного предприятия путем преобразования в организацию иной организационно-правовой формы (кроме преобразования в государственное или муниципальное учреждение) осуществляется через приватизацию. Предлагаем рассмотреть один из способов приватизации государственного и муниципального имущества - преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В чем особенность унитарного предприятия?
От других видов коммерческих организаций унитарные предприятия отличаются тем, что в основе данной формы хозяйственной деятельности лежит публичная форма собственности - государственная или муниципальная*(1), в то время как иные коммерческие организации действуют на основе частной формы собственности.
Как определяет статья 113 ГК РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Одновременно абзац 3 пункта 2 статьи 48 ГК РФ устанавливает, что "к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения", из чего следует, что имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ либо муниципальному образованию - в зависимости от того, кем это юридическое лицо учреждено. Надо, однако, иметь в виду, что создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Законодательство Российской Федерации допускает создание унитарных предприятий 2 видов:
1) основанные на праве хозяйственного ведения;
2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, но не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом, то есть для них установлена специальная правоспособность*(2), и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 52 ГК РФ в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности.
Вместе с тем с согласия собственника имущества унитарного предприятия эти предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законодательством РФ допускается участие юридических лиц. Однако выступать, например, учредителем (участником) кредитной организации унитарное предприятие не вправе.
Унитарное предприятие распоряжается вкладом (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими ему акциями только с согласия собственника имущества, а именно государства или муниципального образования.
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, и формируется:
- за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Как и в других коммерческих организациях, уставный фонд унитарного предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия, и может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Существенной особенностью правового положения казенных предприятий является то, что уставный фонд в них не создается. Это единственная коммерческая организация такого рода.
Особенности создания ОАО из унитарного предприятия
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы по решению собственника имущества*(3). При этом унитарное предприятие может быть преобразовано только в государственное или муниципальное учреждение*(4). Для этого собственнику имущества учреждения достаточно надлежащим образом оформить решение о преобразовании и утвердить передаточный акт.
Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Правовым актом, регулирующим отношения в сфере приватизации, является Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 данного Закона один из способов приватизации государственного и муниципального имущества - преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Особенностям создания ОАО путем преобразования унитарного предприятия посвящена статья 37 этого Закона. Следует заметить, что приватизация осуществляется исключительно на возмездной основе*(5), то есть за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Приватизация муниципального имущества производится органами местного самоуправления самостоятельно*(6) в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона N 178-ФЗ*(7), но строго по плану.
Стратегическое планирование - один из важнейших элементов приватизационного процесса, который проводится по тем же принципам, что и планирование федерального бюджета на соответствующий год. Ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества входит в компетенцию Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления*(8). Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации также определяется Правительством РФ*(9). Подготовкой такого плана занимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством РФ соответствующими полномочиями*(10). На сегодня это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) и его территориальные управления*(11).
Действия государства, кроме утверждения прогнозного плана, сводятся к различным многоуровневым проверкам и согласованиям документации. В их числе рассмотрение ФАУГИ заявок на приватизацию. Заявка может быть подана как отраслевыми ведомствами, в ведении которых находится предприятие, так и самим унитарным предприятием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 178-ФЗ со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного ОАО унитарное предприятие не вправе без согласия собственника:
- сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
- совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
- получать кредиты;
- выпускать ценные бумаги;
- выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
При приватизации всех видов государственных унитарных предприятий необходимо учитывать следующее.
1. Создание акционерного общества путем реорганизации*(12) основано на норме статьи 57 ГК РФ. Один из ее видов - преобразование*(13), то есть прекращение одного юридического лица (ГУП) и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы (ОАО).
2. Решение об условиях приватизации государственного имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации такого имущества.
3. Смена юридическим лицом одной организационно-правовой формы (ГУП) на другую (ОАО) не является основанием для изменения права собственности*(14). То есть имущество возникающего в результате преобразования ОАО принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизуемого ГУП.
4. Единственный акционер преобразованного унитарного предприятия - государство. Права акционера ОАО, акции которых находятся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, от имени субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления*(15).
5. Действующим законодательством РФ о приватизации право покупки акций преобразуемого ОАО работникам унитарного предприятия не предоставлено.
6. Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством РФ о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал АО в соответствии с планом приватизации*(16).
7. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании передаточного акта к вновь возникшей организации также переходят все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия*(17).
Вместе с тем далеко не всегда есть потребность в приватизации унитарного предприятия. Более того, в целях сохранения научного потенциала или уникальных наработок унитарного предприятия не целесообразно менять организационно-правовую форму. Об этом свидетельствует и судебная практика.
Решением ВАС РФ от 04.05.2007 N 14844/06 было признано частично недействительным распоряжение Правительства РФ от 25.08.2006 N 1184-р как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности. Основанием для подобного решения послужило заявление ГУП "Московский агроцентр Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений" РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о том, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2007 год и включении ГУП "МА ВИЛАР" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, приватизируемых в 2007 году, были нарушены требования правил разработки такого плана и положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Кроме того, прогнозный план не учитывал специфику данного предприятия, в частности тот факт, что для научно-исследовательского института ведение научных исследований без его предприятия - МА ВИЛАР, включенного в оспариваемый план приватизации, невозможно.
Приведенный судебный акт говорит не только о необходимости соблюдения государством им же изданных актов, но и о возможности взаимодействия унитарных предприятий и государства (хотя оно и является собственником предприятия) при принятии решения о приватизации и составлении прогнозного плана.
Четыре шага к ОАО
Решение о приватизации принято. Что дальше?
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество включает в себя 4 этапа, каждый из которых содержит ряд обязательных процедур.
Первый этап - определение всех активов унитарного предприятия, подлежащих приватизации, для чего проводится полная инвентаризация имущества*(18). Результаты инвентаризации служат основанием:
- для формирования промежуточной финансовой отчетности*(19);
- заполнения передаточного акта по приватизируемому имуществу*(20);
- изъятия собственником имущества, не включенного в состав подлежащих приватизации активов*(21).
Также проводятся аудит и оценка стоимости передаваемого в порядке преобразования имущества. Оценка может производиться по остаточной стоимости, текущей рыночной стоимости либо по какой-то другой стоимости в соответствии с законодательством РФ. Выбор остается за собственником имущества.
На этом же этапе определяется порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые возникают после утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате деятельности реорганизуемого предприятия, а также особый порядок ведения отдельных хозяйственных операций (получение (предоставление) кредитов и займов, финансовые вложения и др.)).
В рамках первого этапа определяются порядок формирования уставного капитала и его величина (согласно статье 26 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" минимальный размер уставного капитала для ОАО составляет не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (в настоящее время - 100 000 руб.)).
На втором этапе по данным промежуточного бухгалтерского баланса рассчитывается балансовая стоимость подлежащих приватизации активов. Она определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости имущества, не подлежащего приватизации*(22). Второй этап приватизации подразумевает и уведомление о реорганизации всех кредиторов унитарного предприятия.
На третьем этапе формируется передаточный акт. Он составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, акта оценки стоимости имущества предприятия, аудиторского заключения, правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, предоставленное унитарному предприятию в установленном законодательством РФ порядке.
Расчет балансовой стоимости активов является приложением к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала ОАО, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества*(23).
Перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию составляются в произвольной форме с указанием характеристики каждого объекта и его стоимости. Перечень прилагается к акту оценки стоимости имущества предприятия. Если проигнорировать этот момент, то в дальнейшем могут возникнуть споры в отношении приватизированного имущества, что подтверждает судебная практика*(24).
Передаточный акт подписывается принимающей стороной (единоличным исполнительным органом) только после регистрации ОАО*(25). Дату утверждения передаточного акта или разделительного баланса назначает собственник в пределах срока, установленного в решении о преобразовании унитарного предприятия.
Зачем унитарному предприятию акционироваться?
На первый взгляд унитарное предприятие, обладающее большим количеством движимого и недвижимого имущества, успешно функционирует, работники получают зарплату, уставные цели соблюдаются. Вместе с тем анализ его деятельности в некоторых случаях позволяет сделать вывод о неэффективном использовании имущества и иных возможностей.
Например, некий ГУП обладает ликвидным объектом недвижимости - большой базой отдыха в хорошем месте или зданием в центре крупного города. Дефицит собственных денежных средств не позволяет привести указанные объекты в надлежащий вид в целях максимального извлечения прибыли от их использования. В итоге они простаивают. Инвестировать в унитарное предприятие - дело абсолютно неблагодарное для инвестора, так как никакую прибыль он не получит. Единственный выход - преобразование в ОАО с последующей продажей пакета акций инвестору. Поэтому до начала акционирования руководству унитарного предприятия необходимо подобрать потенциального инвестора и проводить приватизацию уже с учетом его бизнес-задач.
Но в любом случае надо помнить, что при преобразовании унитарного предприятия в ОАО не меняется субъект, контролирующий данное предприятие. Им остается или государство, или муниципальное образование. Нельзя не учитывать, что при акционировании государство передает имущество в уставный капитал вновь образуемого общества, то есть в собственность ОАО, а значит, уменьшает свои активы. Естественно, государство рассчитывает получить от преобразования унитарного предприятия наибольший доход. Из этого следует, что убыточному предприятию, прежде чем принять решение о преобразовании, нужно увеличить активы и как минимум снизить задолженность перед кредиторами. Ведь продажа пакета акций будет осуществляться только с согласия государства или муниципального образования.
В заключение хотелось бы отметить, что акционирование унитарного предприятия - довольно сложная и длительная по времени процедура, которая требует предварительной проработки нормативной базы, изучения документов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, поиска стратегического инвестора.
А.М. Гармаш,
докторант ВНИИ МВД РФ
"В курсе правового дела", N 15, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
*(2) п. 1 ст. 49 ГК РФ
*(3) п. 1 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
*(4) ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
*(5) ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
*(6) п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(7) там же
*(8) пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(9) п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(10) п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(11) постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
*(12) ст. 8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
*(13) п. 1 ст. 57 ГК РФ
*(14) ст. 218 ГК РФ
*(15) ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(16) постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
*(17) п. 5 ст. 58 ГК РФ
*(18) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49
*(19) п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(20) п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(21) п. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(22) п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(23) письмо Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099; п. 2 ст. 6, ст. 10, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(24) постановление ФАС Московского округа от 05.03.2007 N КГ-А40/751-07-П
*(25) п. 29 письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"