Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2008 г. N 5652/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Марамышкиной И.М.
рассмотрел в судебном заседании заявление государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2007 по делу N А26-4605/2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2008 по тому же делу по иску государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" к муниципальному учреждению здравоохранения "Сегежская центральная районная больница" о взыскании 1485869 рублей 90 копеек, использованных не по целевому назначению и включающих 632830 рублей средств обязательного медицинского страхования и 853039 рублей 90 копеек субвенций на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2008, государственному учреждению "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" отказано в удовлетворении иска.
Принимая указанные акты, суды исходили из того, что в результате проведенной Территориальным фондом проверки целевого и рационального использования МУЗ "Сегежская центральная районная больница" средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 выявлено нецелевое использование учреждением средств ОМС в сумме 722402 рублей 14 копеек.
На основании результатов проверки Территориальным фондом направлено учреждению предписание от 03.04.2007 N 9 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Часть средств была восстановлена. Невозмещенный остаток составил 632830 рублей.
В ходе проведения проверки по выполнению медицинским учреждением в 2006 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расхода и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" Территориальный фонд установил нецелевое использование средств субвенций в сумме 853039 рублей 90 копеек. Указанная сумма была направлена медицинским учреждением с мая по сентябрь 2006 года на финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам (соответственно 10000 рублей и 5000 рублей).
Возмещение спорных денежных средств медицинским учреждением не в полном объеме послужило основанием для обращения Территориального фонда ОМС в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 632830 рублей, суды руководствуясь статьями 4, 20-24 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", исходили из того, что в спорный период медицинское учреждение осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных с ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" и ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД".
Условиями договоров, заключенных медицинским учреждением с указанными страховыми медицинскими организациями, установлена обязанность последних оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением, а также установлен порядок оплаты выставляемых учреждением счетов.
Принимая во внимание, что взыскиваемые денежные средства были перечислены медицинскому учреждению названными страховыми медицинскими организациями в рамках договоров, участником которых Территориальный фонд не является, суды пришли к выводу о том, что последний является ненадлежащим истцом по иску в данной части.
Руководствуясь положениями Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, а также положениями статьи 139 Трудового кодекса РФ суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что оплата за счет субвенций дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам, не является нецелевым использованием субвенций.
Заявитель (государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования") просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованность выводов судов и допущенные нарушения в применении норм права.
В частности, по мнению заявителя, отсутствие прямого указания в Законе РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на возможность возмещения средств, израсходованных не по целевому назначению, а также отсутствие договорных отношений Фонда и медицинского учреждения, не запрещает Фонду реализовать свои права путем подачи в судебные органы иска о возмещении средств ОМС, поскольку на медицинские учреждения нормативными актами возложена обязанность по возмещению денежных средств, полученных для целей страхования граждан и израсходованных не по целевому назначению.
Заявитель полагает, что оплата расходов по начислению отпускных из средств субвенций, направленных Территориальным фондом медицинскому учреждению, является их нецелевым использованием.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного. процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
В силу статьи 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, названный Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
Поскольку Фонд участником такого договора не является, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у него полномочий по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхований, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, к которым относятся в том числе участковые врачи и медицинские сестры.
Данные стимулирующие выплаты являются составной частью оплаты труда медицинских работников (статья 139 Трудового кодекса РФ) и относятся к доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц (подпункт 6 пункта 1 статьи 208 Бюджетного кодекса РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ
В соответствии с изложенным является обоснованным вывод судов о том, что оплата медицинским учреждением за счет субвенций дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска (за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам), не является нецелевым использованием полученных субвенций.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А26-4605/2007 Арбитражного суда Республики Карелия для пересмотра в порядке надзора решения от 17.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2008 по этому делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2008 г. N 5652/08
Текст определения официально опубликован не был