Деятельность по организации торговли:
предпринимательская или нет?
В настоящее время широко обсуждается Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленная в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" и одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. В данной Концепции содержатся положения, направленные в том числе на совершенствование законодательства о юридических лицах в части разграничения деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц. В этой связи представляется актуальным обратить внимание на правовые проблемы, связанные с определением характера деятельности по организации торговли и организационно-правовых форм субъектов, осуществляющих такую деятельность.
Специалистами Министерства экономического развития РФ была разработана и одобрена Правительством РФ Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации*(1), предусматривающая в качестве одной из первоочередных мер по регулированию финансовых рынков принятие закона о биржах и организованных торгах. Проект федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах"*(2) постановлением Государственной Думы РФ от 13 февраля 2008 г. N 121-5 был принят в первом чтении.
Положения законопроекта, посвященные правовому статусу организаторов торговли*(3), во многом повторяют нормы действующего законодательства об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, причем эти правила законодателем переносятся также и на другие виды организованных рынков - товарный и валютный. Так, авторами законопроекта предусматривается сохранение существующего сегодня только на рынке ценных бумаг разделения организаторов торговли на биржи и иных организаторов торговли, отличающихся объемом разрешенной им деятельности*(4). Последний вид организаторов торговли в законопроекте получил название "торговые системы", существование которых предполагается не только на фондовом, но и на иных видах организованных рынков.
Действующее законодательство неоднозначно регулирует вопрос об организационно-правовых формах, в которых допускается создание фондовых бирж и иных организаторов торговли. В п. 2 ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(5) устанавливается требование осуществления деятельности фондовой биржи исключительно в форме некоммерческого партнерства либо акционерного общества. Для иных организаторов торговли установлено лишь требование создания в форме юридического лица, однако конкретных организационно-правовых форм этих юридических лиц не предусмотрено, что предоставляет возможность создания их в форме как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. В законопроекте сохранены аналогичные положения.
Таким образом, в российском законодательстве сложилась двойственность регулирования организационно-правовых форм организаторов торговли. Такая двойственность, как правило, нехарактерна для других видов хозяйственной деятельности, в отношении которых законодательством установлены ограничения организационно-правовых форм их осуществления (банковская, управление инвестиционными фондами, аудиторская, обязательное социальное страхование и др.): они могут осуществляться либо исключительно коммерческими, либо исключительно некоммерческими организациями. Выбор типа юридического лица в данном случае зависит от характера его деятельности: подпадает ли данная деятельность под признаки предпринимательской или является некоммерческой.
Деятельность по организации торговли по своим целям и содержанию одинакова, независимо от того, осуществляется ли она некоммерческим партнерством или акционерным обществом. По поводу характера этой деятельности в литературе нет однозначной точки зрения. Одни исследователи (В.В. Лаптев, И.В. Авилина, О.М. Козырь*(6)) акцентируют внимание на ее некоммерческом характере. Представителями противоположной точки зрения являются Н.Г. Семилютина, А.И. Кандыбка, Д.А. Жуков*(7). Промежуточной точки зрения придерживается М.Ю. Тихомиров: он ставит под сомнение некоммерческий характер деятельности организаторов торговли, однако не относит прямо эту деятельность к коммерческой: "Организацию торговли на рынке ценных бумаг ... едва ли можно отнести к некоммерческой деятельности, хотя получение прибыли и не является ее первичной задачей"*(8).
Сложность в решении данного вопроса обусловлена отсутствием в законодательстве последовательного отграничения коммерческой (предпринимательской) деятельности от некоммерческой, на что неоднократно обращали внимание многие правоведы*(9). Признаки предпринимательской деятельности сформулированы в ст. 2 ГК РФ, однако российское законодательство не содержит определения некоммерческой деятельности. Исходя из содержания п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(10), гласящего, что "некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ", можно заключить, что некоммерческой является деятельность, направленная на достижение общественных благ. В то же время само понятие "общественное благо" весьма неопределенно, хотя, анализируя цели создания некоммерческих организаций, можно с большей долей уверенности утверждать, что оно предполагает существенную пользу для широкого круга людей. В связи с этим деятельность фондовой биржи - некоммерческого партнерства, целью которого является создание условий для осуществления торговых операций узкого круга ее членов, преследующих исключительно цели извлечения прибыли, вряд ли можно рассматривать как направленную на достижение именно "общественных благ", хотя однозначно решить этот вопрос законодательство не позволяет.
Некоммерческая организация согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческое партнерство, тем не менее, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (п. 2 ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Из положения о том, что основной целью создания некоммерческой организации по закону не может быть получение прибыли, следует вывод, что предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть не основной, а носить вспомогательный характер. Если предпринимательская деятельность из вспомогательной превращается в основную, мы сталкиваемся с превращением некоммерческой организации в коммерческую*(11).
Деятельность по организации торговли для осуществляющего ее профессионального участника фондового рынка никаким образом не может быть вспомогательной - по своему содержанию она слишком объемна и широка, чтобы носить вспомогательный к другой деятельности характер. Деятельность по организации торговли включает в себя разработку и регистрацию в установленном порядке правил торговли, обеспечение их соблюдения участниками торгов, учет и анализ совершенных сделок, контроль за участниками торгов, раскрытие информации о результатах торгов, разработку и применение мер, препятствующих манипулированию ценами, и ряд других направлений, каждое из которых подлежит достаточно подробному правовому регулированию. С практической точки зрения использование такой деятельности в качестве дополнительного источника получения прибыли маловероятно.
Таким образом, исходя из требований закона, если деятельность по организации торговли осуществляется некоммерческим партнерством, то она должна носить некоммерческий характер. В противном случае (если она носит характер предпринимательской) она несовместима с организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица и должна осуществляться коммерческим юридическим лицом.
Допустимость осуществления деятельности по организации торговли как коммерческим, так и некоммерческим юридическими лицами порождает серьезные практические проблемы. Статья 401 ГК РФ по-разному регулирует основания ответственности за нарушение обязательства лицом, допустившим такое нарушение при осуществлении предпринимательской деятельности, и лицом, такую деятельность не осуществляющим: первый, если иное не предусмотрено законом или договором, несет ответственность "до пределов непреодолимой силы", второй же отвечает лишь при наличии вины. Таким образом, ответственность субъекта предпринимательской деятельности является более высокой. Помимо ответственности существуют иные особенности правового режима предпринимательской деятельности, предусмотренные ГК РФ (ст.ст. 310, 315, 322, 359 и др.). Различается также налоговый режим осуществления некоммерческой и предпринимательской деятельности. Это ставит две группы субъектов, осуществляющих одинаковую, по сути, деятельность, - "коммерческих" и "некоммерческих" организаторов торговли, в неравное положение, что серьезно ущемляет интересы противоположной группы и создает возможности для злоупотреблений. Такая ситуация недопустима и требует своего разрешения.
Показательным является пример из судебной практики*(12). Некоммерческое партнерство "Фондовая биржа "Санкт-Петербург" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль и пени за его несвоевременную уплату, а также о взыскании штрафа. По материалам дела в ходе налоговой проверки было установлено, что в течение проверяемого периода биржа как некоммерческая организация получала от своих членов вступительные взносы, не включая их сумму в налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, биржа получала плату за оказание специальных услуг на рынке ценных бумаг - биржевые сборы по фьючерсным контрактам, комиссионные сборы по торговле МКО Санкт-Петербурга, муниципальных бумаг Оренбурга, кассовым сделкам, регистрационные сборы по торговле векселями, за услуги по проведению торгов, услуги по клиринговому обслуживанию, услуги листинга, внесистемные сделки. При исчислении налога на прибыль по указанным операциям налогоплательщик в полном объеме отнес на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, общехозяйственные затраты, связанные с обеспечением деятельности биржи в целом, без их распределения на затраты, относящиеся к основной уставной деятельности некоммерческой организации, финансируемой за счет членских взносов, и деятельности биржи, приносящей налогооблагаемый доход.
Налоговое законодательство предусматривает уменьшение налогооблагаемой прибыли некоммерческих организаций только на сумму расходов, относящихся к предпринимательской деятельности. Затраты, связанные с осуществлением основной уставной деятельности указанных организаций и произведенные в рамках целевых поступлений, не могут учитываться при налогообложении прибыли.
Удовлетворяя требования заявителя в рассматриваемой части, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что в течение проверяемого периода биржа осуществляла исключительно предпринимательскую деятельность и поэтому правомерно уменьшила налогооблагаемую прибыль на полную сумму понесенных расходов. Однако суд кассационной инстанции указанный вывод признал ошибочным. По мнению суда кассационной инстанции, "тот факт, что в проверяемый период биржа систематически получала доходы в результате операций, которые осуществлялись в рамках ее основной уставной деятельности, не свидетельствует о том, что деятельность биржи осуществлялась исключительно как предпринимательская". Как отмечает суд: "Нормы законодательства о налогах и сборах возлагают на некоммерческие организации обязанность по ведению раздельного учета доходов и расходов по их основной уставной деятельности и по предпринимательской деятельности. Из материалов дела видно, что биржа, осуществляя раздельный учет доходов от предпринимательской деятельности и целевых поступлений, понесенные расходы полностью списывала за счет доходов от предпринимательской деятельности. То есть заявитель не осуществлял распределение затрат между видами деятельности. Поэтому налоговый орган правомерно распределил общехозяйственные расходы (затраты по оплате труда административно-управленческого персонала, услуг связи, услуг по аренде помещений и т.п.), одновременно обеспечивающие осуществление как основной уставной деятельности, так и предпринимательской деятельности биржи между указанными видами деятельности".
Таким образом, ФАС Северо-Западного округа в рамках деятельности биржи выделяет основную уставную некоммерческую и дополнительную - предпринимательскую деятельности, причем в качестве доходов от последней им рассматривается любая плата за услуги биржи по организации торговли, за исключением членских взносов. Но при этом абсолютно не ясно, как эти два вида деятельности разграничиваются между собой, и если услуги по организации торговли - это предпринимательская деятельность, то что же тогда является некоммерческой деятельностью биржи? В указанном постановлении это никак не определено.
Представляется, что ФАС Северо-Западного округа вслед за ответчиком - налоговым органом необоснованно разграничил единую по своему содержанию деятельность по организации торговли на коммерческую и некоммерческую, не определив, что входит в последнюю. Разрешение подобных конфликтных ситуаций видится в отказе законодателя либо от некоммерческой, либо от коммерческой формы деятельности организатора торговли. Рассмотрим, к какому же из данных видов деятельности следует отнести деятельность по организации торговли.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" относит организаторов торговли к категории профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данные субъекты обладают особым правовым статусом, связанным с осуществлением специального государственного контроля за их деятельностью, который обусловлен их ролью на фондовом рынке. В качестве отличительных признаков деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в юридической литературе выделяются: профессионализм, систематичность, самостоятельность, рисковый характер, особая цель - достижение положительного экономического эффекта, специальный характер легитимации данной деятельности (осуществление ее только на основе лицензии), установление в законе исчерпывающего перечня форм такой деятельности, осуществление деятельности только юридическим лицом и некоторые другие*(13).
Нетрудно заметить, что большинство этих признаков соответствует основным признакам предпринимательской деятельности, закрепленным в ст. 2 ГК РФ: самостоятельность, систематичность, осуществление на свой риск, осуществление лицом, зарегистрированным в установленном порядке в качестве юридического лица. Единственным отличием в признаках предпринимательской деятельности и деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг является указание на цель деятельности: если признаком предпринимательской деятельности является направленность на получение прибыли, то для профессионального участника фондового рынка эта цель правоведами формулируется иначе: "достижение положительного экономического эффекта"*(14). Это как раз связано с тем, что ФЗ "О рынке ценных бумаг" допускает некоммерческую форму существования фондовых бирж и иных организаторов торговли.
В то же время, если изначально деятельность по организации торговли носила неприбыльный характер*(15), сейчас отсутствие у организатора торговли прибыли лишает его возможности эффективно участвовать в конкурентной борьбе. Развитие новых технологий и появление электронных торговых систем, вызвавших острую конкуренцию, вынудили организаторов торговли привлекать для совершенствования своих услуг дополнительные средства, выйдя за рамки традиционной "некоммерческой" природы. В результате начиная с 80-х гг. ХХ в. во всем мире организаторы торговли стали преобразовываться в коммерческие организации. Особенно ярко данная тенденция выражена в странах англосанксонского права с наиболее развитыми организованными рынками (США, Великобритания), где она получила название "demutualization"*(16). По словам Н.Г. Семилютиной, биржи и иные организаторы торговли сейчас превратились "из "закрытых профессиональных клубов" в коммерческие предприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента"*(17).
Таким образом, в современных условиях организатор торговли просто не может не ставить перед собою цели получения прибыли - она является условием его выживания на рынке. Является ли эта цель для организатора торговли основной или дополнительной, определить довольно непросто. В научной литературе обращается внимание на сложность отделения основной цели деятельности организации от неосновной*(18). Так, О.П. Кашковский пишет: "Один и тот же вид деятельности может быть деятельностью, направленной на достижение целей создания некоммерческих организаций и на извлечение прибыли", причем эти цели присутствуют "примерно в равных пропорциях"*(19).
Деятельность по организации торговли связана с оказанием специфических услуг по организации торговли на рынках наиболее ликвидного однородного массового товара. В ст. 2 ГК РФ оказание услуг рассматривается законодателем в качестве способа извлечения прибыли. Однако любая услуга имеет цель принести другим лицам пользу. В этой связи представляется верным мнение О.М. Олейник, которая считает, что у предпринимательской деятельности должно быть единство двух целей - извлечения прибыли и создания продукта (товара), способного удовлетворить потребности общества и только на основании этого извлечь прибыль*(20). Цель деятельности по организации торговли, безусловно, не сводится исключительно к получению прибыли, но это вовсе не означает, что такая деятельность не может быть признана предпринимательской. Как пишет Н.Г. Семилютина: "Главная причина коммерциализации бирж и внебиржевых систем - осознание того факта, что деятельность по организации рынков является бизнесом (пусть и особым, с учетом общественных функций, выполняемых организатором торговли)"*(21). Тот факт, что организатор торговли, как правило, не распределяет полученную прибыль между участниками, также сам по себе не свидетельствует о некоммерческом характере его деятельности, поскольку достаточно часто и коммерческие организации не распределяют между своими участниками полученную прибыль, а направляют ее на развитие бизнеса.
Согласно разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ, посвященному законодательству о юридических лицах, целесообразно сохранение принципиального деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК), однако критерии такого разграничения (п. 1 ст. 50 ГК) должны быть дополнены, в частности, путем указания на то, что ограниченный (специальный) характер гражданской правоспособности некоммерческих организаций в полной мере распространяется на их право осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, необходимо положение об исчерпывающем перечислении в их уставах всех видов разрешенной им деятельности (включая предпринимательство, которое должно являться вспомогательным по отношению к основным, главным видам их деятельности), а также об осуществлении разрешенного им предпринимательства только в сферах, соответствующих профилю (характеру) их основной деятельности. Применительно к некоммерческим организациям следует говорить не о предпринимательской, а о вспомогательной хозяйственной деятельности или о "деятельности, приносящей дополнительные доходы"*(22).
В свете обозначенной проблемы внесение таких изменений в гражданское законодательство представляется обоснованным. Это позволит четче отграничить коммерческие организации от некоммерческих. Однако необходимо также более четко и исчерпывающе определить цели создания некоммерческих организаций, а в случае, если эти цели по-прежнему будут сформулированы при помощи понятия "общественное благо", - внести легальную дефиницию понятия "общественное благо", позволяющую определить, при наличии каких количественных и(или) иных критериев польза для нескольких лиц становится именно "общественным" благом. По нашему мнению, деятельность следует считать направленной на достижение общественных благ только в том случае, когда она способна принести пользу какой-либо социальной группе или слою населения в целом, но не произвольно образованной группе лиц.
Применительно же к организованному рынку представляется, что на современном этапе его развития деятельность по организации торговли (как бирж, так и иных организаторов торговли) следует признать предпринимательской и установить на уровне федерального закона, что такая деятельность должна осуществляться только коммерческими юридическими лицами.
Библиографический список
1. Авилина И.В., Козырь О.М. Биржа: правовые основы организации и деятельности. М.: Экономика и право, 1991.
2. Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004.
3. Андреев В.К. Гражданский кодекс РФ и новейшее законодательство // Государство и право. 1996. N 4.
4. Андреев В.К. Проблемы правосубъектности предпринимательской деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности / Под ред. В.В. Лаптева. М., 1995.
5. Жуков Д.А. Правовое регулирование срочных сделок на фондовом рынке: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
6. Ивкова О.В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
7. Кандыбка А.И. Правовое регулирование биржевых сделок на фондовом рынке: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на Дону, 2001.
8. Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. N 5.
9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под ред. О.М. Садикова. М., 1997.
10. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях". 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2000.
11. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003.
12. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 2000.
13. Кашковский О.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
14. Семенов А.В. Правовой статус участников рынка ценных бумаг: проблемы регулирования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
15. Семилютина Н.Г. Регулирование деятельности организаторов торговли (мировые тенденции и российское законодательство) // Право и экономика. 1998. N 1.
16. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели) // СПС "Гарант-Максимум".
17. Шевченко О.М. Виды организаторов торговли на рынке ценных бумаг: сравнительно-правовая характеристика // Предпринимательское право. 2008. N 2.
18. Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
19. Шевченко О.М. Унификация законодательства об организованной торговле и проект федерального закона "О биржах и организованных торгах" // Юрист. 2008. N 10.
20. Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства. Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 10/11.
О.М. Шевченко,
кандидат юридических наук,
преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права
Московской государственной юридической академии
им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 6, июнь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.naufor.ru.
*(2) Далее - законопроект. Текст законопроекта опубликован в СПС "Гарант-Максимум".
*(3) О более подробном анализе положений законопроекта см.: Шевченко О.М. Унификация законодательства об организованной торговле и проект федерального закона "О биржах и организованных торгах" // Юрист. 2008. N 10.
*(4) В отличие от фондовых бирж иные организаторы торговли не могут осуществлять листинг ценных бумаг и оказывать услуги, способствующие заключению срочных договоров (контрактов). Подробнее об этом см.: Шевченко О.М. Виды организаторов торговли на рынке ценных бумаг: сравнительно-правовая характеристика // Предпринимательское право. 2008. N 2.
*(5) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(6) См.: Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 187; Авилина И.В., Козырь О.М. Биржа: правовые основы организации и деятельности. М.: Экономика и право, 1991. С. 26.
*(7) См.: Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели) // СПС "Гарант-Максимум"; Кандыбка А.И. Правовое регулирование биржевых сделок на фондовом рынке: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на Дону, 2001. С. 43; Жуков Д.А. Правовое регулирование срочных сделок на фондовом рынке: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 70.
*(8) См.: Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях". 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2000. С. 29.
*(9) См., например: Андреев В.К. Гражданский кодекс РФ и новейшее законодательство // Государство и право. 1996. N 4. С. 115; Он же. Проблемы правосубъектности предпринимательской деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности / Под ред. В.В. Лаптева. М., 1995. С. 20; Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. N 5. С. 4; Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства. Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 10/11. С. 62-65; Ивкова О.В Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 13 и др.
*(10) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
*(11) См.: Ивкова О.В. Указ соч. С. 89.
*(12) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2004 г. N А56-28605/03 // СПС "Гарант-Максимум".
*(13) См.: Семенов А.В. Правовой статус участников рынка ценных бумаг: проблемы регулирования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 159-164; Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 78-79.
*(14) См.: Семенов А.В. Указ соч. С. 163.
*(15) Первые биржи, как правило, образовывались как некоммерческие организации по соглашению нескольких торговцев-коммерсантов в целях необходимости упорядочивания стихийной торговли. Например, крупнейшая в мире Нью-Йоркская фондовая биржа была образована в 1792 г., когда 24 коммерсанта, стремясь избавиться от конкуренции аутсайдеров, подписали первое брокерское соглашение, впоследствии названное "соглашением под платаном", условиями которого были заключение сделок только между членами фондовой биржи и фиксированный размер комиссионных. См.: Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 52.
*(16) Традиционно переводится как "коммерциализация".
*(17) Семилютина Н.Г. Указ. соч.
*(18) См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под ред. О.М. Садикова. М., 1997 (автор комментария к ст. 50 ГК РФ - В.А. Рахмилович). С. 122; Кашковский О.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 13 и др.
*(19) Кашковский О.П. Указ соч. С. 13.
*(20) См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 2000. С. 21-22.
*(21) Семилютина Н.Г. Регулирование деятельности организаторов торговли (мировые тенденции и российское законодательство) // Право и экономика. 1998. N 1. С. 76.
*(22) Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Деятельность по организации торговли: предпринимательская или нет?
Автор
О.М. Шевченко - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 6