Трудовые отношения и оплата труда
Особенности трудовых отношений и оплаты труда в АУ являются не только одним из элементов, заметно отличающих данный тип от других типов государственных и муниципальных учреждений, но и одним из привлекательных свойств, которые мотивируют бюджетные учреждения на переход в "автономку". В настоящей статье сделана попытка проанализировать эти особенности с точки зрения действующего законодательства и существующей практики работы автономных учреждений.
Штатное расписание
В сфере трудового законодательства необходимость наличия в автономном учреждении штатного расписания обуславливается ст. 15 и 57 ТК РФ, а в сфере законодательства об АУ - ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ). В последнем документе утверждение штатного расписания АУ отнесено к функциям его руководителя.
Формально в таком положении дел нет никакой особенности, отличающей автономное учреждение от бюджетного, ведь в российском законодательстве отсутствуют указания на то, что в БУ решения по штатному расписанию должна принимать какая-то другая инстанция, а не учреждение. Более того, отдельные федеральные законы прямо относят эту функцию к компетенции самого учреждения - в частности, ст. 32 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Однако на деле довольно широко распространена практика утверждения или по меньшей мере предварительного согласования штатного расписания с учредителем бюджетного учреждения. Более того, существуют различные нормативно-правовые акты, фиксирующие такой порядок. Причиной этого является то, что БУ финансируется учредителем по бюджетной смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств*(1), а штатное расписание является основой для такой сметной статьи, как оплата труда. Поэтому утверждение учредителем штатного расписания БУ по сути становится этапом утверждения им бюджетной сметы БУ.
Финансирование деятельности автономного учреждения производится не по бюджетной смете, поэтому любые попытки учредителя брать на себя утверждение штатного расписания АУ противоречат как букве, так и духу действующего федерального законодательства. Формально учредитель может только косвенно влиять на численность и состав персонала АУ через государственное (муниципальное) задание, определяя в нем те или иные требования по объему, содержанию, качеству или порядку оказания услуг или выполнения работ. Например, если в задании учреждению дополнительного образования, обучающему детей плаванию, говорится о необходимости регулярного присутствия на месте оказания данной услуги медсестры, это может потребовать от учреждения наличия в своем штате этого работника. Хотя по большому счету такое следствие необязательно - учреждение может обеспечивать выполнение данного требования и посредством заключения договора с медицинским учреждением. Если же, например, в задании учреждению социального обслуживания содержится требование, чтобы при оказании ста гражданам пожилого возраста и инвалидам помощи на дому один социальный работник работал не более чем с пятью подопечными, такое задание может потребовать наличия в штате не менее 20 социальных работников.
Оформление договорных отношений с физическими лицами
Для привлечения к участию в своей деятельности на возмездной основе физических лиц АУ, как и любая другая организация, может заключать с ними трудовые договоры (здесь как раз и возникают трудовые отношения, регулируемые ст. 16 ТК РФ) и (или) договоры гражданско-правового характера.
Особенностью автономного учреждения является то, что в связи с отсутствием утверждаемого учредителем штатного расписания как одной из основ сметного финансирования АУ может более гибко и активно пользоваться механизмом гражданско-правового договора. Например, для того чтобы обеспечить оказание отдельных услуг в рамках выполнения государственного или муниципального задания, учреждение вполне может не расширять свой штат или даже сократить его, а нужного специалиста привлечь по договору возмездного оказания услуг.
Примечание. Если инспекция по труду или налоговые органы обнаружат "маскировку" трудовых договоров под гражданско-правовые, они могут признать это нарушением трудового и налогового законодательства. Поэтому необходимо ясно понимать различия между одним и другим типом договора.
Применение гражданско-правовых договоров более выгодно для учреждения с экономической точки зрения, так как позволяет избежать расходов и обременений, связанных с предоставлением физическим лицам социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором, - оплачиваемого отпуска, взносов в ФСС и т.д. Однако следует помнить, что при обнаружении "маскировки" трудовых договоров под гражданско-правовые инспекция по труду и налоговые органы могут признать это нарушением трудового и налогового законодательства, что повлечет соответствующие неприятные последствия для учреждения. Кроме того, гражданско-правовой договор может быть менее привлекателен по сравнению с трудовым договором и для самого физического лица. Поэтому применять механизм гражданско-правового договора необходимо при условии полного понимания установленных гражданским и трудовым законодательством*(2) различий между одним и другим.
Оплата труда сотрудников
Размер оплаты труда работников АУ определяется локальным нормативным актом учреждения в соответствии с требованиями трудового и иного отраслевого законодательства*(3), а также с учетом финансовых возможностей учреждения (в том числе возможностей, связанных с получением внебюджетных доходов). Главным основанием для такой самостоятельности является ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, определяющая, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом*(4).
Примечание. При росте внебюджетных доходов АУ его руководитель может самостоятельно повышать зарплату сотрудникам. Однако для увеличения своей собственной заработной платы необходимо внести изменения в трудовой договор, заключенный между ним и учредителем.
Единственным исключением, предусматриваемым данным законом и ограничивающим самостоятельность АУ в распоряжении своими доходами в сфере оплаты труда, являются условия труда руководителя учреждения. Согласно п. 6 ст. 9 Закона N 174-ФЗ к компетенции учредителя отнесены назначение руководителя АУ и заключение с ним трудового договора. Согласно требованиям ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительных выплат. Таким образом, то, какую заработную плату в конечном итоге будет получать руководитель АУ, решает учредитель. Отметим, что данное обстоятельство не обеспечивает прямой, "автоматической" связи между ростом внебюджетных доходов АУ и размером заработной платы его руководителя. При таком росте руководитель учреждения может самостоятельно увеличивать зарплату своим сотрудникам, однако для увеличения своей собственной заработной платы необходимо внести изменения в трудовой договор, заключенный между ним и учредителем.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о применении в АУ так называемых новых (отраслевых) систем оплаты труда. Утверждение органами государственной власти или местного самоуправления нормативно-правовых актов, вводящих подобные системы во всех типах государственных и муниципальных учреждений (а следовательно, и в АУ), противоречит вышеупомянутому положению ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ о самостоятельности автономного учреждения в распоряжении своими доходами. Кроме того, в федеральном законодательстве не содержится нормативно-правовых актов, которые обязывали бы органы госвласти и местного самоуправления вводить отраслевые системы оплаты труда во всех типах государственных и муниципальных учреждениях.
Внедрение подобной системы в автономном учреждении по инициативе учредителя формально может носить исключительно рекомендательный характер. В этой связи примечательно то, что федеральное правительство по отношению к своим учреждениям действует вполне корректно - в федеральных нормативно-правовых актах, вводящих новую систему оплаты труда, ведется речь именно о бюджетных учреждениях*(5).
Такая же корректная позиция находит отражение и в ряде региональных и муниципальных нормативно-правовых актов. Однако во многих случаях новые (отраслевые) системы оплаты труда вводятся для любых типов муниципальных или государственных учреждений. Подобные действия, если они выполняются осознанно, объясняются тем, что в "президентских" показателях оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ присутствуют показатели, отражающие долю любых муниципальных/государственных учреждений образования и здравоохранения, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда*(6).
Как видно из приведенного анализа, автономное учреждение имеет достаточно большую самостоятельность в регулировании трудовых отношений и определении размера оплаты труда своих сотрудников. Однако отметим, что в условиях административной зависимости руководителя АУ от учредителя (именно последний назначает директора учреждения, заключает и, соответственно, расторгает с ним трудовой договор) эта самостоятельность может иметь для АУ небольшую практическую ценность. Ведь в указанных условиях любые пожелания учредителя, носящие рекомендательный характер, фактически могут расцениваться руководителем учреждения как обязательные для исполнения.
К.Г. Чагин,
руководитель проектов сектора "Социальная политика"
Института экономики города
"Руководитель автономного учреждения", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 221 БК РФ и Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденными Приказом Минфина от 20.11.2007 N 112н (п. 8).
*(2) Данный вопрос достаточно широко освещен в различных публикациях в сфере кадрового делопроизводства, в том числе в Интернете. См., например: http://www.kadrovik-praktik.ru/MatKadr/Konsultacii/K2.php.
*(3) Например, Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" определяет размер ежемесячных компенсаций педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а также предусматривает возможность получения аналогичной компенсации педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений в размере, установленном соответствующими решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
*(4) Нередко на практике субсидия учредителя на выполнение государственного или муниципального задания не рассматривается как доход учреждения, и по этой причине учредитель диктует ему те или иные правила расходования средств субсидии. Однако субсидия учредителя - тоже доход. Формальным подтверждением этого является ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" НК РФ. Пункт 14 ч. 1 этой статьи в числе прочего относит к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль, такой доход, как субсидии автономным учреждениям.
*(5) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(6) Указы Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"