Судебные споры на туристической ниве
В самом разгаре период летних отпусков. Многие прибегают к помощи туристических фирм в целях найти наиболее приемлемый и выгодный вариант отдыха. Между тем в сфере туристических услуг закон предъявляет повышенные требования к ее участникам, особенно к туроператорам и турагентствам. Поэтому предлагаем на примере решений арбитражных судов ознакомиться с основными сложностями, которые могут возникнуть у турфирмы в связи с реализацией турпродукта.
При рассмотрении споров с участием представителей туристического бизнеса арбитражные суды в основном руководствуются нормами Гражданского кодекса, а также Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о турдеятельности) и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Доверенность или договор
Основные субъекты туристического бизнеса - фирмы-туроператоры и туристические агентства. Между ними есть существенная разница: туроператоры формируют, продвигают и реализуют туристский продукт (путевки), а турагенты занимаются в основном продвижением и реализацией путевок, то есть выступают как посредники между туроператором и покупателями.
В постановлении ФАС Центрального округа от 16 сентября 2009 г. N Ф10-3713/09 по делу N А68-9559/08360/7 арбитры указали, что отношения между туроператором и турагентом должны быть оформлены документально: в виде доверенности либо письменного договора, содержащего полномочия агента. По ходу рассуждения арбитры уточнили, что глава 52 Гражданского кодекса не устанавливает, в какой форме должен быть заключен агентский договор. Несмотря на представленные заявки на бронирование конкретных туров, а также доказательства публикации коммерческого предложения об организации туров на сайтах туроператора с указанием сведений о маршрутах, сроках заездов и стоимости туров, судьи пришли к выводу об отсутствии между сторонами договорных отношений. Соответственно все финансовые претензии туроператора к турагенту (индивидуальному предпринимателю) признаны безосновательными.
Гражданская ответственность туроператора
С 1 июня 2007 года Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ввел для всех туроператоров обязательное финансовое обеспечение ответственности за неисполнение либо некачественное исполнение своих обязанностей по договору о предоставлении туристических услуг (договору о реализации туристического продукта). В качестве финансового обеспечения может выступать (ст. 4.1 Закона о турдеятельности):
- договор страхования гражданской ответственности;
- договор банковской гарантии.
В случае нарушения туроператором договора о реализации турпродукта выплаты в пользу туристов осуществляет его страховая компания (страховщик). На практике страховщики часто указывают, что не обязаны возмещать ущерб туристам, либо всячески стараются переложить бремя несения расходов на туроператора. Рассмотрим такую ситуацию на конкретном примере (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. по делу N А42-2384/2008).
Профком предприятия и турфирма (туроператор) заключили договор купли-продажи туристического продукта. По условиям договора и заявке на туристическое обслуживание туроператор должен организовать для сотрудников предприятия поездку по маршруту Мурманск - Афины - Мурманск по программе "Греция - страна живого мифа". Цена договора (т.е. общая цена туристского продукта) составила более 1,8 миллиона рублей. По условиям договора, заявки и программы пребывания в общую цену включены стоимость авиаперелета в обе стороны, трансферы, экскурсии и питание по программе, а также проживание в отелях. При этом профком предприятия при подаче предварительной заявки должен оплатить туроператору операционные расходы по формированию услуг. Профком выполнил свои обязательства по договору: в согласованные сроки подал и подтвердил заявку, осуществил предварительную оплату, а впоследствии перечислил оставшуюся сумму.
За один месяц до вылета турфирма уведомила профком, что авиаперелеты по маршрутам Мурманск - Афины и обратно не состоятся в связи с резким удорожанием топлива, недогрузом самолета и финансовой невозможностью оплатить эту перевозку. Также турфирма сообщила о мерах, предпринятых ею для исполнения обязательств по договору, и попросила рассмотреть вопрос о переносе сроков поездки. Профком отказался от переноса сроков. В связи с этим ему частично возвращена предоплата по договору со ссылкой на отсутствие денежных средств. Профком обратился с претензией к страховой компании о выплате возмещения. Претензия осталась без ответа. Тогда профком обратился в арбитражный суд с иском к турфирме и страховой компании о взыскании ущерба в связи с неисполнением договора и процентов за пользование чужими денежными средствами. Арбитры поддержали позицию профкома.
Страховая компания указала, что одно из условий договора страхования гражданской ответственности туроператора гласит: случай считается страховым, если обязанность турфирмы возместить реальный ущерб туристам подтверждена вступившим в законную силу судебным решением. А в данном случае такого акта нет. Судьи отклонили указанный довод и указали: ни Закон о турдеятельности, ни приложение к договору купли-продажи туристического продукта не обусловливают удовлетворение требования туриста возместить реальный ущерб наличием такого судебного решения.
Судьи также не приняли во внимание довод страховой компании о том, что страховой случай наступил по умыслу турфирмы и направлен на сбережение ею денежных средств за счет страховой компании, что подтверждается, в частности, непредставлением турфирмой платежных документов, подтверждающих расходование части средств, полученных от профкома. Арбитры указали: в соответствии со статьей 17.6 Закона о турдеятельности страховая компания не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу (заказчику) по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора. Таким образом, невозврат турфирмой предоплаты признан страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора.
"Все ходы записаны"
Помимо Закона о турдеятельности представители турбизнеса обязаны соблюдать еще один из основных законов в сфере оказания туристических услуг - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (т.к. туристы - те же потребители). В частности, это касается норм о праве на информацию о туроператоре, турагенте и туристском продукте, об ответственности за ненадлежащую информацию, о сроках удовлетворения требований туристов и др.
Это важно. К особенностям оказания туристских услуг относится право обеих сторон договора на односторонний отказ от его исполнения. При этом потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты турфирме фактически понесенных ею расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей). В свою очередь турфирма вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения убытков другой стороне (п. 2 ст. 781 ГК РФ), то есть реального ущерба и упущенной выгоды.
Рассмотрим конкретный случай на примере постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г. по делу N А56-23907/2007. Турфирма на основании агентских соглашений с иностранными партнерами заключала с клиентами договоры о предоставлении права пользования курортной жилой площадью на определенный срок. Тем временем Роспотребнадзор провел плановую проверку турфирмы на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. Согласно акту, проверяющие выявили нарушение ряда положений Закона о защите прав потребителей, а также Закона о турдеятельности.
По мнению Роспотребнадзора, турфирма не довела до сведения потребителей в доступной форме необходимую и достоверную информацию о себе (юридический адрес и режим работы) и о реализуемых услугах; в договорах отсутствует ряд существенных условий.
По итогам проверки Роспотребнадзор вынес соответствующее постановление, представление и предписание. Турфирму обязали устранить нарушения и не допускать их впредь, а также привести договоры, заключаемые с клиентами-туристами, в соответствие с действующим законодательством. Помимо этого турфирма привлечена к ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях в виде 20 000 рублей штрафа за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о турпродукте, а также за включение в договор условий, которые ущемляют установленные законом права потребителя. Турфирма оспорила акты Роспотребнадзора в арбитражном суде.
При рассмотрении спора судьи установили: при заключении договоров потребители обладали необходимой и достоверной информацией о турфирме, режиме ее работы и реализуемых услугах. Такая информация размещена на вывеске и включена в каждый договор в виде вопросника. Таким образом, право потребителей на информацию не нарушено. При этом арбитры особо подчеркнули: заключенные турфирмой с потребителями договоры о предоставлении права пользования курортной жилой площадью на определенный срок не являются договорами по реализации туристического продукта. Следовательно, они не должны содержать условия, установленные применительно к таким договорам Законом о турдеятельности.
Иногда турфирмы заключают с клиентами предварительные соглашения о реализации туристического продукта, но при этом не учитывают, что закон предъявляет к таким соглашениям те же требования, что и к основному договору. Показательный пример отражен в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 ноября 2008 г. по делу N А43-8259/2008-42-249.
Турфирма заключила с гражданином предварительное соглашение (заявку) на организацию для него туристической поездки в Болгарию. В заявке-соглашении отсутствуют: полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес, номер туроператора по реестру, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии; наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; условия изменения и расторжения договора; общая цена туристского продукта в рублях.
Роспотребнадзор расценил составляемые турфирмой заявки как предварительные договоры о реализации туристского продукта, фактически направленные на его реализацию. Их заключение свидетельствует о предварительных намерениях по будущей сделке. В связи с этим Роспотребнадзор признал, что заявки-соглашения составлены с нарушениями. Турфирма оштрафована на 5000 рублей по части 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Арбитры при рассмотрении спора по существу отвергли довод турфирмы, что указанные заявки не являются предварительными договорами о реализации туристского продукта и что их следует рассматривать как договоры оказания клиенту услуг по подбору, поиску и формированию тура с учетом его пожеланий.
Внимание! Недопустимо включение в договор условия, согласно которому при полном или частичном отказе туриста от тура (по любым причинам) турфирма удерживает штраф и комиссионные. Законом о защите прав потребителей и гражданским законодательством не предусмотрена ответственность потребителя за отказ от исполнения договора, а также обязанность уплатить исполнителю вознаграждение в случае отказа от договора.
Уведомить об опасностях
В соответствии со статьей 6 Закона о турдеятельности при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию:
- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания;
- о правилах пребывания там;
- об обеспечении полной безопасности;
- о своих потребительских правах;
- о сохранности своего имущества;
- о беспрепятственном получении неотложной медицинской помощи.
Статья 14 Закона о турдеятельности устанавливает: при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор и турагент обязаны предоставить туристу (заказчику) достоверную информацию об опасностях, с которыми они могут столкнуться в путешествии, а также об иных особенностях путешествия. Помимо этого туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
В связи с приведенными нормами постановлением Главного государственного санитарного врача России от 4 декабря 2002 г. N 45 "О мерах по предупреждению заболеваний российских граждан, выезжающих в зарубежные страны" и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено в целях предупреждения заболеваний российских граждан, завоза инфекционных заболеваний на территорию России информирование туроператорами и турагентами граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, а также о мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания.
При продаже тура недостаточно только проинформировать туриста и взять расписку. Сотрудники турфирмы должны пройти так называемое гигиеническое обучение (специальные курсы подготовки и переподготовки по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний на базе центров Госсанэпиднадзора). В связи с этим Роспотребнадзор в рамках надзора за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей вправе выдавать предписания об устранении нарушений санитарного законодательства и прохождении в установленный срок сотрудниками турфирм профессионального гигиенического обучения по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний. Такие предписания зачастую становятся предметом судебного обжалования (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2008 г. N А78-3724/08-Ф02-5990/08 по делу N А78-3724/08, от 17 апреля 2009 г. N А78-5145/08-Ф02-1386/09 по делу N А78-5145/08).
На основании статей 10 и 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" турфирма должна быть готова в любой момент представить свидетельства о прохождении профессионального гигиенического обучения сотрудниками и руководителем. Иначе грозит ответственность по статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях в виде предупреждения или административного штрафа. Сотрудники турфирм должны проходить специальное обучение, даже если не сопровождают туристов в поездке.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций с клиентами и контролирующими органами, представителям туристического бизнеса следует прежде всего соблюдать нормы Закона о турдеятельности, Закона о защите прав потребителей, а также гражданское законодательство.
В. Бельковец,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.