Налоговая политика на ближайшие три года
План по реализации антикризисных мер на 2010 год уже работает и претворяется в жизнь. А что дальше? В рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период были подготовлены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов*(1) (далее - Основные направления). И хотя Основные направления не являются нормативно-правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства, а соответственно, дает возможность хозяйствующим субъектам планировать свое развитие, учитывая все нюансы изменений налогового законодательства.
Мы рассмотрим как непосредственно затрагивающие деятельность страховых организаций вопросы, так и общие налоговые тенденции.
Сразу стоит обратить внимание на особые моменты, которые выделяют разработчики данного документа:
- документ разработан в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики;
- приоритет Правительства РФ в области налоговой политики в трехлетней перспективе остается таким же, как и ранее, - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- будет сохранена преемственность ранее поставленных базовых целей и задач;
- налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.
Исходя из этих положений важнейшим фактором налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.
Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
Основными направлениями, одобренными в 2009 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах практически по всем направлениям, в том числе в налог на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН, транспортный и др.
Остановимся на отдельных изменениях подробнее.
Налог на прибыль организаций. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами:
- установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами;
- урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. Так, если сделка РЕПО или займа ценными бумагами заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО либо займодавец) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО либо заемщик) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, предусмотрена норма, согласно которой российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов или удержанный не в полной сумме;
- операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". При этом объектом договора РЕПО могут выступать эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, а также инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, акции или облигации иностранного эмитента и ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента;
- предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок;
- уточнены правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней;
- внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены из НК РФ исключено. Также предусмотрено, что с 1 января 2011 года порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином. В течение 2010 года предполагается утвердить указанный порядок.
Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков-получателей дивидендов.
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.
Налог на добавленную стоимость. Хотя оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ), страховым организациям будет интересно, что за прошедший период в отношении налога на добавленную стоимость были осуществлены следующие изменения:
- в целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства о налогах и сборах в НК РФ были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур;
- в целях уточнения порядка обложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.
Единый социальный налог. С 1 января 2010 года ЕСН отменен.
Государственная пошлина. В целях оптимизации перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, были упорядочены перечни юридически значимых действий, при совершении которых взимается государственная пошлина, а также проиндексированы ставки государственной пошлины, установленные НК РФ, в среднем в два раза.
Транспортный налог. С 1 января 2010 года диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ, расширен: средние ставки транспортного налога, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011-2013 годах
В период 2011-2013 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется практически по всем направлениям, особое внимание уделено налоговому стимулированию инновационной деятельности.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, модернизации, то есть для инвестиций в новые технологии. Речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом.
Для достижения поставленной цели предлагается реализовать набор мер по следующим основным направлениям:
- корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Инструментом поддержки инновационного сектора, который будет реализован уже в ближайшее время, является снижение на продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий - до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета;
- амортизационная политика. Подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета будут скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по вопросам начисления амортизации. В среднесрочной перспективе предлагается пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп. Вместе с тем реализация подобной реформы в силу ее масштабности и возможного существенного влияния на доходы бюджетов может занять несколько лет;
- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
- сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях;
- создание благоприятных условий налогового администрирования. Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, с тем чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства;
- освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
- передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ;
- совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях;
- освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20% первоначальной стоимости такого имущества. Поскольку по имуществу, приобретенному (созданному) за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, амортизация для целей налогообложения не начисляется, предлагается использовать данные бухгалтерского учета о первоначальной и остаточной стоимости такого имущества;
- уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам. В настоящее время существует неопределенность в части принятия для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Предлагается уточнить соответствующие положения НК РФ таким образом, чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения принимались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом суммы единовременного платежа по лицензионным (сублицензионным) договорам могут приниматься для целей налогообложения либо единовременно, либо равными долями в течение срока действия договора по выбору налогоплательщика, который должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения;
- разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества;
- прочие направления поддержки инновационной активности. Планируется освобождение от налогообложения доходов от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках и находящихся в собственности лица не менее пяти лет. Введение данного освобождения предполагается распространить на ценные бумаги, приобретенные с 2011 года. Указанная мера позволит небольшим инновационным компаниям привлекать долгосрочные инвестиции на более выгодных условиях.
Отдельный комплекс мер предусмотрен в связи с созданием технопарка "Сколково".
Налог на прибыль организаций
В части налога на прибыль организаций, помимо уже перечисленных выше изменений, направленных на поддержку инновационной активности, следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- изменения, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без его последующего развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже с 2011 года будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций;
- в 2010 году необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков;
- в практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций;
- с 2011 года будет усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;
- с 2011 года должна быть введена в действие новая редакция положений НК РФ, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Также требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные НК РФ;
- гл. 25 НК РФ предусмотрено применение к норме амортизации повышающих коэффициентов, которые позволяют ускорить признание в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение амортизируемых основных средств. С учетом принятых в последнее время решений (в частности, о возможности единовременного списания в расходы не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств) представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью планирования их дальнейшего использования (в частности, речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а также являющихся предметом договора финансовой аренды);
- согласно ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Данный размер не пересматривался с момента принятия нормы, то есть с 1 января 2002 года, предлагается его повышение с 3 до 10 млн. руб. Это позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства, за счет сохранения в их распоряжении денежных средств в результате переноса срока уплаты налога с ежемесячного на ежеквартальный.
Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС, с тем чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем необходимо внести изменения в НК РФ по следующим направлениям:
- необходимо разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок;
- необходимо установить порядок восстановления сумм НДС по строительно-монтажным работам в определенных случаях;
- требует решения вопрос восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации: при выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по таким товарам;
- планируется внести изменения, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Введение налога на недвижимость
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2010-2012 годах" указывается на необходимость скорейшего создания условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего завершение формирования кадастра объектов недвижимости.
После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости планируется подготовить проект соответствующих изменений в НК РФ, которые должны предусматривать последовательный и постепенный переход к новому налогу от действующих налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.
Налоговое администрирование
В современных условиях с учетом поставленных целей и задач повышаются степень ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов и требования по пресечению уклонения от уплаты налогов. Для реализации этих задач предлагаются следующие меры:
- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций;
- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп. Важное направление налоговой реформы связано с созданием и введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.
Консолидированной группой налогоплательщиков предусматривается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль организаций. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Организации - участники одной консолидированной группы налогоплательщиков не могут входить в другие консолидированные группы налогоплательщиков.
В консолидированную группу налогоплательщиков не могут одновременно входить организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации, а также негосударственные пенсионные фонды и организации, не являющиеся кредитными, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о консолидированной расчетной базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы. Консолидированная расчетная база при этом определяется путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Также не учитываются прибыли и убытки от операций между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
- совершенствование порядка учета налогоплательщиков. Предусматривается внести в НК РФ изменения, направленные на упрощение порядка учета в налоговых органах организаций. Так, например, предлагается обеспечить постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц. Кроме того, представляется целесообразным определить в гражданском законодательстве РФ и в НК РФ порядок изменения места нахождения указанных обособленных подразделений юридических лиц.
Кроме того, в период 2011-2013 годов предусматривается осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:
- упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения кредитными организациями, иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
- улучшение качества и обеспечение действенности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса, российских, иностранных организаций - участников транснациональных образований и иностранных граждан, осуществляющих деятельность в РФ;
- урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;
- продолжение последовательного расширения электронного документооборота в налоговой сфере, упорядочение взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
- совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;
- совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;
- расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств, для целей налогового контроля.
Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения. Одной из важнейших мер в области налоговой политики будет являться внесение изменений НК РФ в целях противодействия использованию международных налоговых соглашений в неблаговидных целях, а также в целях создания налоговых стимулов для перехода организаций из оффшорных зон в юрисдикцию РФ. В частности, предполагается, что льготы и преференции, предусмотренные действующими международными договорами, участником которых является Российская Федерация, не будут применяться в тех случаях, когда конечными бенефициарами таких льгот и преференций не являются резиденты стран - участников таких договоров. Во многом такая норма предназначена для того, чтобы создать правовую основу для действий Минфина как компетентного органа по применению международных соглашений РФ об избежании двойного налогообложения.
Электронные счета-фактуры. В рамках проводимых мероприятиях по внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур в период с января по июнь 2009 года проведен пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. Разработка и апробация организационных и технологических решений, направленных на создание системы электронного документооборота счетов-фактур, образующихся в процессе деятельности налогоплательщиков, полностью эквивалентного бумажному документообороту счетов-фактур, завершена с положительным результатом.
В настоящее время осуществляются организационные и нормотворческие мероприятия, результатом которых должно стать создание условий для внедрения в 2010 году системы электронного документооборота счетов-фактур. В частности, планируется создать соответствующую нормативно-правовую базу (включая поправки в НК РФ) для функционирования системы электронных счетов-фактур уже в течение 2010 года.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ представлен на сайте Минфина www.minfin.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"