Менеджмент XXI века. Роль и место HR-менеджера в нем
В статье предпринята попытка показать многообразие понятий и методов, подходов и интерпретаций, связанных с HR- и топ-менеджментом. Выявлена их непрерывно изменяющаяся сущность: от жестких линейных и функциональных иерархий до координации в горизонтальных сетях.
Обобщающие концепции HR-менеджмента с позиций тейлоризма
Рассмотрим несколько положений, интегрально посвященных данной проблеме. Работы Р. Сайерта, Г. Марча, Д. Хэмбрика, П. Мэйсона, М. Карпентера, М. Гелетканича, В. Сандерса пересекаются с активной критикой принципов и направлений обобщающих концепций: КТМ - "команды топ-менеджеров", ВЭ - "высших эшелонов", "доминирующей коалиции" и ОИ - "обратных инноваций".
Родившись из синергетики Г. Хакена и др. в убеждении, что синергетический (системный) эффект на основе самоорганизации формирует временные структуры лишь на топ-уровнях иерархии без влияния на средние и нижние, и тейлоризма как однонаправленного жесткого управления в варианте top-down (сверху-вниз), концепции спорят о своей универсальности в условиях признания переменными менеджмента такие, которые отображают когнитивные особенности, ценности, а также наблюдаемые параметры HR (возраст, стаж, образование и т.п.). Однако такие переменные не отображают непрерывные изменения характеристик предметной области, их модели линейные и не учитывают взаимозависимости.
Важнейшим положением, например, концепции КТМ служит гипотеза о том, что организация и ее производительность являются отражением только ее топ-менеджмента (игнорируя при этом феномен самоорганизации по горизонтали на всех (!) уровнях иерархии, т.е. без учета самопроизвольного манипулирования ресурсами тех лиц, которые реально имеют к ним доступ (ЛПР). Если Р. Сайерт, Дж. Марч развивают позицию так называемых "доминирующих коалиций", то практически авторы концепции ВЭ под "командой топ-менеджеров" подразумевают близкую общность руководителей-администраторов (с некоторыми изменениями), не учитывая роль HR особо [19].
Приведем основы теории (концепции) КТМ в форме понятийного аппарата, выявленные авторами параллельной концепции ВЭ за последние 15 лет. Это:
- взаимоотношения между конфликтующими топ-менеджерами;
- команды топ-менеджеров с различными характеристиками опыта, стажа, образования и т.п. для работы в стабильных условиях;
- изменения результативности;
- консенсус в отношении стратегических решений;
- перемещение топов из фирмы на фирму как фактор влияния на изменения;
- сетевые связи как проявление стратегических решений;
- неоднородность команды для работы в нестабильной среде;
- взаимосвязь между прошлым опытом и конфликтом;
- взаимосвязи между неоднородностью команды, процессами внутри команды и стратегическим консенсусом;
- текучесть в команде топ-менеджеров;
- наличие элитного образования;
- количество приобретений топов;
- взаимосвязь между неоднородностью команды и конечным результатом;
- широта и сила сетевых связей;
- влияние на конкурентов и т.д.
Большинство понятий концепции КТМ используют либо на корпоративном уровне, либо на отраслевом с плановыми организационными изменениями, что не обеспечивает серьезной научной и функциональной новизны. При этом методология базируется на дедукции и статистическом анализе данных.
Примечание. Истоки
Слово "менеджмент" в том виде, в котором оно повсюду существует в современном английском языке, возникло еще в дошекспировские времена в Шотландии, хотя термин имеет латинские, итальянские и французские корни. Он ведет свое прохождение от латинского manus, что означает не только "рука", но также и "власть", и "сфера полномочий".
Итальянское слово manneggiare возникло в средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie. Английское слово manage впервые появилось в 1561 г., слово manager - в 1588 г. и слово management - в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.
Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка (1997:1197), слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор оно означает "управление коммерческими делами", в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение "владеть" мечом или управлять лошадью.
То, что мы называем "современным менеджментом", представляет, по сути, явление XX в. В США в конце XIX в. был разработан университетский курс "делового администрирования", в Германии вскоре стали преподавать частично совпадающий с ним курс "бизнес-экономикс", а в Японии стали действовать высшие коммерческие курсы.
Изменчивость и самоорганизация предметной области многократно усложнили рассматриваемую проблему. Возможно, ускоренное развитие сетевых структур можно рассматривать как адекватный ответ на сложившуюся ситуацию. Однако проблема топ-менеджмента иерархических систем, не теряя своей актуальности, акцентирует особо возрастающую роль HR-систем. По-прежнему много работ по так называемым командам, а также HR-деятельности, но с позиций тейлоризма.
В свою очередь, концепция ВЭ существенно ускорила свое относительное развитие команд топ-менеджеров без учета других участников, т.к. это позволяет снижать неопределенность измерений.
Кроме названных выше обобщающих концепций ВЭ и КТМ, известна концептуализация (и ее реализация на широкой практике) "обратных инноваций" (ОН) [4]. Иммельт Дж., Гочидараджан В., Трибе К. на примере ТНК General Electric (GE) рассмотрели ОН следующим образом:
- "обратные инновации" учитываются по отношению к традиционным принципам, т.е. переход к новым концепциям и их принципам;
- ее модель авторы понятийно назвали "глокализацией" (от сочетания слов "глобализация" и "локализация");
- понятие "глокализации" интерпретируется в аспекте: разработка и наука - в одном месте, реализация продукта - в другом;
- полномочия труда передаются туда, где происходит рост, создавая местные команды или группы с нуля.
При такой концепции трудовой ресурс (персонал) и другие ресурсы как бы перемещаются ближе к потребителям. Важными при концептуализации считаются следующие ограничения, или допущения:
1) признается эволюция развития новых экономик и их рынков, идущими по одинаковым траекториям; 2) товары, предназначенные для развивающихся рынков, считаются явно неконкурентными для развитых; 3) необходим учет "местного колорита"; 4) на "местах" необходимо активное наблюдение и HR-эксперименты на местах; 5) Дж. Дайер (2010) написал: "Думай не как все".
Развитие сетевых систем и HR-менеджмент
Приведенные выше концепции не единственные. Считается, например, что отличительной чертой современной "нью-экономики" является развитие сетей, рынок при этом есть также сеть, но взаимоотношений с клиентами.
HR-системы при этом становятся особо активными и значимыми (табл. 1).
Таблица 1
HR и топ-менеджмент в сетевых системах
N п/п | Управленческие задачи с учетом HR | HR и топ-менеджмент в сетевых системах |
1 | Социально ориентированные цели | Работа с персоналом и клиентами с позиций реализации компромисса |
2 | Идея корпоративной ответственности | Топ-менеджмент должен через HR учитывать интересы всех участников бизнес-процесса |
3 | Изменения философии менеджмента | Использование идей и методов других наук, в т.ч. в HR-деятельности |
4 | Отказ от традиционной формальной иерархии (top-down) | Признание вертикального аспекта самоорганизации (bottom-up) |
5 | Укрепление доверия | HR-управление как минимизация недоверия |
6 | Изменения принципов контроля | Горизонтальный самоконтроль при помощи HR-управления |
7 | Руководители как новаторы | Передача вниз или бизнесам исполнения ряда топ-функций |
8 | Ставка на многообразие | Только сетевые структуры способны учитывать многообразие предмета HR-управления |
9 | Стратегия стихийности | См. п. 8 |
10 | Изменения оргструктур | HR минимизирует топ-менеджмент |
11 | Поощрение инноваций | HR при подборе кадров и клиентов снижает стереотипность |
12 | Целеуказания на основе профессионализма | Основой подбора топ-менеджеров должна стать их профессиональность |
13 | Эффективность на основе человеческого фактора | Работоспособность и личностная зрелость должны учитываться HR-системами |
14 | Мотивация для развития | HR должны обеспечивать невмешательство топ-менеджеров при решении задач персоналом и клиентами |
15 | Информационная демократия | HR через топов способен обеспечивать доступ к информационным ресурсам всех |
16 | Перераспределение власти управления против консерватизма | Топ-менеджмент через HR должен реализоваться лояльными новаторами |
17 | Большая самостоятельность на низших уровнях управления | Учет самоорганизации по горизонтали на всех уровнях ее максимизирует внизу, что спонтанно обеспечивает определенную автономию |
18 | HR-рынки как альтернатива жесткой структуризации | Моделями рынков в условиях нестабильности и турбулентности являются "треугольник" или "ромб", т.е. плоские мягкие структуры |
19 | Отказ от формальной иерархии (развитие "коллективного разума") | HR формирует "коллективный разум" всех участников бизнес-сети |
20 | Компромисс как признание многоцелевого состояния системы | Топ-менеджмент не реализует компромисс по горизонтали без HR |
21 | Новаторство (повсеместно) | Задача, не решаемая однозначно ни HR, ни топами |
22 | Команда | Задача HR, но во многом размытая сетевыми структурами |
23 | Работа в "открытом мире" отношений | Лишь HR-система способна работать в условиях глобализации |
24 | Ориентация на справедливость | Требуется отказ от этики административного тейлоризма |
25 | Кроме дедукции, учет индукции | Неравновесность и нестабильность даже в HR-деятельности требуют учета "метода остатка" |
На формирование и развитие сетей, как многие считают, влияют две группы сил: уровень неопределенности и слабая инфраструктура, а также рыночно-инвестиционные возможности, глобализация и т.д. Можно предположить, что вскоре HR-системы постепенно начнут реализовывать инновационное партнерство в условиях ускорений изменений.
Основной источник неприятностей "больших" систем, как ни странно, - в их целостности. Любая инициатива, требующая внедрения IT-решения: оптимизация цепи логистики или реорганизация закупочной деятельности - большой проект. Результатом может стать решение.
Клиенты при этом хотят видеть (с позиций HR-систем) следующее (табл. 2).
Таблица 2
Требования к HR-системам
Что ценят клиенты | Чего хотят клиенты | Критерии при найме |
Знание бизнеса и отрасли клиента | Знание вопроса и умение найти решение | Организаторские навыки и умение принимать решения |
Знание вопроса и умение найти решение | Знание бизнеса и отрасли клиента | Знание бизнеса и отрасли клиента |
Социальные навыки и навыки общения | Социальные навыки и навыки общения | |
Социальные навыки | Организаторские навыки и умение принимать решения | |
Умение дать консультацию, творческий подход | Умение дать консультацию, творческий подход |
Такой подход может быть иллюстрирован на рис. 1.
"Рис. 1. "Затраты времени на функции управления руководителями различного уровня"
Удобно рассматривать мастерство руководителя через функции: концептуальную, человеческую (организаторскую), системообразующую и техническую. Хотя функции разделены, в реальности они тесно переплетаются. Планирование (концептуальная) функция критично зависит от связей и мотивации (организаторская или системообразующая функции).
Таким образом, топ-менеджмент как важнейшая функция HR-управления до сих пор еще неоднозначен. Видно активное "вмешательство" самоорганизации в системообразующие процессы.
Как известно, еще М. Вебер ввел понятие "мотивирующий лидер", что сегодня требует учета роста и интереса к социально-психологическим аспектам поведенческого типа. При этом необходим учет принципов, например, так называемого "коуч-консультирования".
Появились интерпретации современной позиции как "Менеджмент 2.0: новая версия для нового века". Г. Хэмел, отображая мнения многих (Э. Абрахамсен, К. Аргирис, Д. Барш, Т. Браун и др. - всего до 34 чел. известных в мировом менеджмент-сообществе), привел 25 стоящих перед современным менеджментом ("менеджментом 1.0") задач с единой целью - "очеловечить" организации [18].
В табл. 3 приведена наша критическая позиция, учитывающая также взгляд К. Зук в части учета смежных профильных областей, а также таки глубинных "пертурбаций", как сокращение сроков владения акциями за 30 лет с 3 до 9 месяцев, срока жизни компаний с 14 до 10 лет, а пребывания в должности топ-менеджера - с 8 до 5 лет [3].
Таблица 3
Роль и приоритетные HR-функции
сегодня, % | в будущем, % | |
1. Роль HR сегодня и завтра | ||
Игрок | 15 | 28 |
Агент изменений | 30 | 50 |
Защитник интересов персонала и клиентов | 6 | 12 |
Эксперт-администратор | 4 | 24 |
Стратегический бизнес-партнер | 56 | 33 |
2. Каковы приоритетные HR-функции для организации | ||
Ориентация персонала на достижение ключевых бизнес-целей | 83 | |
Развитие компетенций/профессионального потенциала | 82 | |
Снижение/управление издержками | 56 | |
Найм и удержание ключевых сотрудников | 74 | |
Ориентация персонала на нужды потребителя | 53 | |
Реализация реструктуризации компании | 31 | |
Гарантия выполнения трудового законодательства | 31 | |
Повышение вовлеченности персонала | 52 | |
Создание разносторонне компетентной рабочей силы | 29 | |
Источник: Исследование "HR survey", опрос специалистов по управлению персоналом, CIPD, 2005. |
Из табл. 3 видно, что топ-менеджмент и HR-система в системной совокупности часто не рассматриваются. Существуют и обобщения, констатирующие следующее: появились принципиально новые задачи в области организационно-сетевого развития организаций, формирования и управления корпоративно-региональной культурой, управления изменениями (не только запрограммированными организационными), "перезагрузка" участников, инновационность персонала, его мотивация и т.п. От работы HR-систем часто зависит успешность всей организации в условиях ее глобализации и турбулентности отношений. Тренинги, семинары, мастер-классы и т.д. часто теряют свою актуальность. Подбор топ-менеджеров, их команд и ключевых клиентов объективно становится важнейшей "предфункцией" HR.
Глобализация (по Д. Сорокину) участвует в изменениях техноэкономического порядка, становлении информационного пространства, смещении на Восток оси социального развития, а также "трагедийности" общих глобальных ресурсов [16].
Из сказанного следует некоторое авторское "post-предисловие", отображающее позицию, изложенную ниже.
Российские топ-менеджеры в HR-системах
Бизнес-процессы в РФ (как и в мире) укрупняются, но передача полномочий вниз затруднена по нескольким причинам: собственник, начавший с нуля, опасается снижения результативности; некоторые топ-менеджеры стремительно перемещаются с места на место, снижая уровень доверительности и т.д. HR здесь явно на месте.
Знание менеджмента часто оказывается более востребованным, чем знание корпоративно-отраслевой специфики. Следовательно, "топам" необходимы профессиональные знания в области менеджмента, т.е. управления, координации и т.п. Отечественные топ-менеджеры очень активно учатся, что снижает долю "экспатов" (иностранных специалистов). Однако сохраняется до 7-8 уровней иерархии управления! И это в условиях возрастания влияния демографических факторов. Следствием старения поколения "хозяев" бизнес-процессов становится усиленная формализация их отношений с наемными топ-менеджерами.
Д. Меренков, обобщая публикации, выявил следующие требования "хозяев бизнес-процессов" к топ-менеджерам: опыт и необязательное понимание специфики работы; стратегическое видение и понимание; учет мнения других; отказ от местоимения "Я" в пользу "Мы"; возможная харизма.
Основной тенденцией в РФ (2008) можно считать приход в корпорации нового поколения менеджеров. Если западный менеджмент больше ориентирован на прибыль, то в РФ - на открытость, неформальность и креативность. Карьерность мотивации (как важный фактор) в основном беспокоит топ-менеджеров при непрерывном омоложении: в возрасте от 25 до 40 лет число менеджеров возросло почти в два раза. Причем спрос на топ-менеджеров возрастает ежегодно на 5-27%. Престарелые топ-менеджеры мало заботятся об акционерах.
Однако дефицит топ-менеджеров, считают, в РФ продолжается. При работе рекрутеров по подбору часто имеют место ошибки: повышенное самомнение нанимаемого топ-менеджера, несработанность с новой командой и т.д. В то же самое время самоподготовка топ-менеджеров из "своих" обходится очень дорого. Отсюда - мотивация становится важнейшим вопросом. Зарплата обычно составляет менее 50% заработка топ-менеджера. П. Канапухин отметил отсутствие на российских предприятиях адекватных систем мотивации труда топ-менеджеров. Причем факторы их лояльности обычно распределяются следующим образом: справедливость зарплаты - 23%; обратная связь по качеству работы - 20%; гордость за работу в конкретной организации - 14%; реальность внедрения своих идей - 11%; карьерный рост - 17% и т.д. [5].
Примечание. Информация для размышления
Организация экономического и социального развития (ОЭСР (2008) выявила следующее:
- российские топ-менеджеры работают 60 час. в неделю;
- корейцы (топ-менеджеры) в среднем работают 2357 час. в год (2357 час. в год: 52 недель = 45 час. в неделю);
- во Франции, ФРГ, Норвегии, Голландии топ-менеджеры работают менее 35 час. в неделю и т.д.
При этом, по данным Kelly Services (еще в 2006 г.), из 10 баллов россиянам предложили - 6,7 баллов при 7,6 - мексиканским топ-менеджерам; 7,3 - США; 6,1 - шведам.
В. Трейер, подробно рассматривая проблему топ-менеджмента, обосновал целесообразность смены стратегии от функциональной к процессной. Он считает, что функциональная структура организации во главе с топ-менеджером свои возможности в основном исчерпала [17]. Смену видят в так называемом процессном менеджменте, методологию которого зафиксировали, например, системы всеобщего управления качеством (TQM), управления потоками работ (WFMS) и др. Топ-менеджер при этом возглавляет ряд функциональных подразделений конкретного бизнес-процесса. Традиционный взгляд на топ-менеджера как на центральную фигуру организации по ведению бизнес-процессов заметно корректируется, как представляется, в пользу HR-деятельности.
При таком подходе топ-менеджеры часто переходят даже на госслужбу. Многие отмечают также так называемую вертикальную мобильность, что особо актуально для топ-менеджмента: если на конец ХХ века соотношение между нисходящей и восходящей мобильностью составляло 10:4 соответственно, то к настоящему времени оно изменилось в лучшую сторону (10:7,5). Такая тенденция определенным образом отражает усложненность предметной области современного топ-менеджмента. Естественно, топ-менеджмент требует серьезного образования. В РФ 86% "топов" имеют одно или два высших образования (в США - 95%).
М. Розин предложил 30 рекомендаций тем, кто пришел на топ-позицию в новую организацию. Приведем некоторые: обойти всех ключевых людей организации; общаться на чужой территории; открыть "глаза и уши"; браться за небольшие проекты; говорить "Мы"; "разбавить" существующую команду; не начинать знакомство с неформальных встреч; выделить "лидеров мнений" и т.д. [15].
Считается, что стойкость - одно из самых полезных менеджерских качеств, т.е. необходимо выдерживать стресс, позитивно реагировать на критику и т.п.
Р. Каплан, Р. Кейзера предложили измерять две пары навыков, каждая из которых должна составлять сбалансированное целое: склонность к стратегическому или оперативному топ-менеджменту; силовой или поощряющий стиль лидерства. Для этого авторы составили свой ИРР - индекс разносторонности руководителя, который состоит из четырех статистически обоснованных шкал (одна соответствует силовому лидерству, одна - поощряющему, одна - стратегическому, и одна - оперативному и т.д.) А. Гостев показал их подход как сбалансированность противоположных лидерских качеств топ-менеджеров [1].
М. Завадский и Ст. Дэвидсон утверждают, что любая организация "голодна" до перемен. До 80% менеджеров ждут серьезных изменений. Идет "охота" у же не за активами, а за людьми. При этом говорят о трех типах инновации: на уровне предприятия, дохода и отрасли. Рынок, навыки и технологии устойчиво являются определяющими [2]. В то же время многие особо отмечают проблему корпоративного топ-менеджмента.
В 2006 г. появилась статья экспертов Executive Search с выводами: чем более узкая специализация у топ-менеджера и чем меньше у него принципов, тем легче ему найти себе работу. М. Малыхин, А. Дагаева подтвердили косвенно эту позицию: доля претендентов на должности топ-менеджеров в возрасте моложе 30 лет составила к настоящему времени 22%, доля в возрасте старше 40 лет с 45% снизилась до 32% [9]. Иначе - молодость как носитель еще узких специализаций и минимума знаний принципов управления явно отражает сказанное. Естественно, существуют определенные критерии, в том числе: своевременное выполнение обязательств; стабильность; социальный пакет; удобный график, удобство на рабочем месте; открытость; забота о здоровье и безопасности; психологический климат и т.д.
Однако молодые менеджеры заявляют о своем увольнении, если их зарплата не будет повышена до того уровня, который им хочется иметь. 40% из них ожидают ежегодного повышения зарплаты в размере превышения уровня инфляции не менее, чем на 10%. Между тем, в Японии подсчитали, что топ-менеджеры на совершенствование тратят 50-70% своего рабочего времени (в РФ - только 10%!).
Где лучше быть топ-менеджером?
Где же лучше быть топ-менеджером - в крупной или средней корпорации?
В крупной можно распоряжаться своим временем, пожинать плоды своих достижений, но этого для "топов" явно недостаточно, т.к. они должны устраивать всех основных акционеров и клиентов, а при управлении проектами обеспечивать функционирование так называемого проектного треугольника (содержание, время, стоимость). Кроме того, важна карьера на принципах роста знаний и умений в сочетании с коммуникативными моментами (43% респондентов ставят тройки и тройки с минусом по данному критерию в США). В то же время для преодоления кризиса кадров рекрутеры предлагают обращать особое внимание не на поддержку безработных, а на создание более динамичного и конкурентного рынка труда, обращая повышенный интерес молодым менеджерам (бакалаврам, специалистам, магистрам). Однако, несмотря на негативное отношение к так называемым "летунам" в менеджменте, HR-специалисты рекрутинга считают, что чрезмерно задерживаться на одном месте плохо (при работе до 4 лет с неизменной зарплатой, считают, видна неперспективность менеджера, т.е. его результативность не возросла).
Компетенции топ-менеджеров
При поиске топ-менеджеров требуется выявить умение кандидата управлять людьми в сочетании с креативностью и навыками переговоров. Ассесмент здесь может быть полезным для хедхантеров. Например, можно использовать таблицы специальных и общих компетенций топ-менеджера, которым кандидат должен соответствовать. К таким компетенциям относят, к примеру, многое из приведенных выше аспектов, а также следующее: знание маркетинга, конфликтные ситуации, креативность, амбициозность, харизма и т.д. Как правило, HR-овские компетенции выделяются очень скромно.
Антикризисные меры, что странно, изменяют баланс рынка труда (например, спрос только на топ-менеджеров в Москве упал на 31,5%). Сказывается отсутствие специалистов по управлению изменениями. Кроме того, особо стали выделять топ-менеджмент в малом и среднем бизнесах, где, как правило, функции предпринимателя и менеджера совмещаются. Кризис резко обострил проблемы, например ускорил переход топ-менеджеров в госструктуры (так, в Минфин РФ: из 22 ответственных чиновников 6 чел. - из бизнеса).
Г. Гарднер углубленно рассматривает гипотезу о типах мышления: дисциплинарного, синтезирующего, креативного, респектологического и этического, особо отмечая этический, который формирует представление о том, как команда может служить целям, выходящим за рамки их личных интересов, т.е. не только для себя [22]. Отсюда - "своя жизнь топ-менеджеров", т.к. они в РФ чаще всего связаны не годами совместного развития и роста, а зарплатой, бонусами и т.д.
На этом фоне особо проецируется проблема личных знакомств топ-менеджера. Г. Кирхмайер, К. Стафопулос доказали неоднозначность личных неформальных связей, которые чаще сильнее льгот [30]. Еще значительнее харизма "топа", хотя существуют мнения о том, что харизматики непредсказуемы, их поступки сложно просчитать и т.д. В условиях хаотичности кризисных рынков основным все-таки становится не возможность ошибиться харизматику, а способность исправлять ошибки, скажем, всей командой.
Модным, но остро рискованным, стало приглашение так называемых "непрофильных" топ-менеджеров в предположении получения ими некоторого синергетического (обязательного положительного с позиций работодателя) эффекта. Однако забывается, что синергетический эффект - самопроизвольный результат самоорганизации: когда топ-менеджер может только поймать критическую точку саморазвития для начала целевого регулирования. IТ-индустрия проблему во многом не решает. В то же самое время уход (увольнение) такого топ-менеджера может оставить работодателю проблему его внешних клиентальных отношений, в т.ч. дружеских и теневых.
Проявилась отечественная схема управления капиталом, состоящая из трех вариантов с различной эффективностью: найм команды квалифицированных менеджеров без вмешательства в их деятельность; подобрать команду под свой топ-менеджмент; вложить капитал в акции, недвижимость и т.д.
При этом требовать от топ-менеджера только финансовых показателей, не обращая внимание на технологии, неверно. Если специалисты представляют собой личности с конкретными знаниями и навыками, например, в узкой специализированной области, но не являются командными игроками, то менеджеры из команды отвечают другим критериям, в т.ч. использующим эффект самоорганизации. В то же время имеются данные о том, что наемные топ-менеджеры ("чужаки") обеспечивают семейным компаниям рентабельность 7,4%, тогда как под управлением членов семьи - 6,1%!
В условиях непрерывного развития креативности и инновационности бизнес-процессов человеческий ресурс признается главным аспектом системообразования. Причем, существуют мнения, что требует появления "нового человека" - топ-менеджера: по стилю мышления и принятия решений, по мотивационной компетенции, по взаимоотношениям с клиентурой. Однако все названные моменты суть "мягкие", пересекающиеся, что учитывает изменчивость предметной области менеджмента и хроническую ограниченность в некоторых базовых ресурсах (время, деньги).
При командной работе возможны определенные ошибки типа: панибратство (в команде и с клиентами); микро-менеджерский контроль (тотальность); несоответствие требований возможностям; прием на работу близких взамен уже работающих; восприятие коллег как соперников и т.д.
Поэтому доверие, коммуникации, сопричастность, разрешение конфликтов, обратная связь и т.п. являются основными принципами топ-менеджмента. Следовательно, любой топ-менеджер должен быть наделен особой ответственностью, эффективно и успешно реализуемой по двум векторам одновременно: по предыдущей, связанности с бизнесом топа и по наличию производственного опыта. Имеются даже соображения о "пирамиде мотивации" топ-менеджера согласно пирамиде потребностей Маслоу: в первый год повышают зарплату, затем изменяют должность, расширяя полномочия.
Топ-менеджер в таких условиях к 4-5 годам работы считается уже "засидевшимся". Отсюда - он во многом становится "серым": и с позиций работодателей, и из-за работы в условиях изменений и неформальной самоорганизации.
Отношения "хозяин" и топ-менеджер
Таким образом, видна проблема отношений "хозяина бизнес-процесса" (собственника, работодателя, предпринимателя) с менеджером (от уровня "топ" до рядового исполнителя).
Ряд авторов утверждают, что чем больше наемный менеджер похож на "хозяина", тем меньше эффекта это приносит бизнесу. Цепочку "рождение идеи - претворение в жизнь - развитие - новая идея" реализует "хозяин" бизнес-процесса. Цепочку "структура (хаос) - осмысление - управление - преумножение" - наемный менеджер. П. Друкер изначально советовал менеджерам значительное время тратить на изучение проблем акционеров (хозяев) [25]. Это сглаживает возможные противоречия. Топ-менеджер, по Л. Дыдыкиной и др., должен иметь первое высшее техническое образование в МФТИ, МАИ, МВТУ, МГУ, затем - работа в науке или аналитике, затем - образование и работа за рубежом [27]. И лишь после этого - назад в Россию! Т. Гудвин утверждает, что скоро (к 2025 г.!) будет невозможно получить должность топ-менеджера в российской компании без опыта работы в другой стране [24]. Автор убедительно показывает следующую картину: если лет 10 тому назад имел место массовый отъезд за границу молодежи РФ для учебы и работы, то сегодня процесс изменился на противоположный: получив западные знания и опыт, "репаты" сталкиваются с отечественными работодателями. При этом вернувшийся "репат" знает и умеет больше "экспата" местного производства. Однако топ-менеджер - лишь помощник, нанятый на несамостоятельную позицию. Поэтому странно требовать от наемного топ-менеджера исполнение функций "хозяина".
Чтобы этот момент оптимизировать, возможно, привлечение топ-менеджеров к партнерству, т.е. фактическому совладению конкретным "бизнес-процессом". Процесс превращения топ-менеджера в партнера (совладельца старшего, младшего) очень сложный, особенно при покупке доли в акционерном капитале.
В СМИ опубликовали в следующем варианте сравнительные ценности менеджеров и "хозяев" в условиях минимизации конфликта интересов:
1) менеджер: минимизация рисков; минимизация затрат при максимизации прибыли; прибыль - максимально для себя; "после нас хоть потоп"; обогащение как можно скорее и т.д.;
2) собственник ("хозяин" бизнес-процесса): максимизация прибыли при минимизации рисков; защита от конкурентов; освоение функции управления интеллектуальной собственностью; создание системы поощрения; проведение инвентаризаций; подготовка кадров; создание фондов и резервов; ноу-хау есть богатство конкретных лиц и т.д.
Утверждают, что с учетом сказанного, привлечение наемных топ-менеджеров (менеджеров на ключевые позиции) происходит в организациях, где собственники не хотят или не могут управлять системой в условиях современной изменчивости. Здесь актуализируются фигуры так называемых независимых директоров, представляющих интересы акционеров в целом. Топ-менеджеры - это системные люди, которые "додумывают "хозяев". Однако таких людей мало и переход "топов" в бизнесменов не предвидится.
Предпринимательский подход к бизнес-процессам как некая архаичность "ушел в прошлое". Если топ-менеджер может обеспечивать прирост капитализации в заданный промежуток времени, то собственники будут довольны. Однако отделение менеджмента от собственности есть одна из важнейших проблем управления. На Западе данная проблема названа "агентской", т.е. интересы собственника (работодателя) и менеджера "находятся в разных плоскостях".
Если на вершине управленческой пирамиды находится один, то такая система свободна от "агентской" проблемы, но здесь отсутствует понятие ответственности первого лица. Однако сильные топ-менеджеры не позволяют себе работать в условиях "монархической" власти "хозяина" бизнес-процесса.
В то же время только собственник бизнес-процесса может принять решение о типе власти в его организации. При этом считает, что многие менеджерские должности занимают специалисты, которые с "людьми работают", имеющие такие компетенции, как самоопределение, служение делу, адаптивность, креативность, результативность, масштабность личности и т.д., что, в свою очередь, требует, например, учета западных (глобальных) стандартов и т.д.
Наемные топ-менеджеры обычно имеют в основном некую мотивацию, которая направлена на достижение результата, что собственников бизнес-процессов ориентирует на реализацию собственных ресурсов. Большинство предпринимательских организаций имеют как бы двухуровневую структуру: состоящую из "хозяев" и наемных менеджеров.
Российский топ-менеджер активен, гибок и креативен, т.е. учитывает и использует текущий момент. При этом делегирование функций считается важным недостатком отношений с собственником, который не ощущает полного доверия к наемным топ-менеджерам и настаивает на своих решениях. Этот момент сегодня постепенно "размывается" через так называемую активизацию с передачей многих функций явно вниз другим компаниям или исполнителям.
Таким образом, имеют место противопоставления типа "менеджер" и специалист, менеджер - "хозяин бизнес-процесса". Обычно под специалистом понимают профессионала финансов, маркетинга и т.п., под "хозяином" - имеющего общие представления о предмете, но умеющего сформулировать задачу. Выявляем ряд интегрирующих требований и к топ-менеджеру: опыт работы, стратегическое видение, учет мнения других, яркость лидерства и т.д.
Наши обобщения показали, что идеи и методология концепций КТМ (команд топ-менеджеров), ВЭ (высших эшелонов), "доминирующих коалиций" и ОИ (обратных инноваций) все еще используются (особенно в менеджменте РФ), во многом игнорируя сетевые схемы. С одной стороны, это реализация процессного подхода, с другой - необходимость учета самопроизвольных временных горизонтальных проявлений самоорганизации в иерархиях. То и другое названные концепции либо не учитывают активно, либо еще не "понимают" (например, синергетический эффект проявления самоорганизации между топ-менеджерами разных команд, внутри команд топов и т.д.).
Эффективным системным ответом реальности сетевого мира можно считать концепцию так называемой "сетецентричности". Этот момент можно применительно к бизнесам интерпретировать следующим образом: каждый клиент - участник бизнес-процесса может в определенных условиях временно стать центром горизонтальной паутины своих индивидуальных отношений с узлами сети по бизнес-процессу в целом, выполняя необходимые или самоорганизованные функции, или даже реагируя на угрозы. Видны новые, во многом уже ограниченные, роли топ-менеджеров и их команд, переводя акценты как на нижние уровни иерархий в аспекте плоских (временных) структур, так и усиливая роль HR-в.
Следовательно, менеджер сегодня, во-первых, - носитель отношений соподчинения, администратор и координатор в вертикальных иерархиях, выступая как топ-менеджер, член команды топ-менеджеров, член команды во главе с топом; во-вторых, - носитель равноправных отношений горизонтальных сетей: как ядро сети бизнес-процесса в целом в виде топ-менеджера, команды топ-менеджеров, участников команды во главе с топ-менеджером или как узел временной индивидуальной самоорганизованной сети каждого клиента конкретного бизнес-процесса. Однако HR-менеджер по своей роли в системе конкретных отношений непрерывно возвышается в системе управления.
Современный менеджер "оторвался" во многом от HR- и топ-концептуальных ограничений КТМ, ВЭ, ОИ. Скорее всего, менеджмент в целом в условиях непрерывных изменений предмета труда и предметной области, развития самоорганизации и самопроизвольности синергетического эффекта, а также угроз по вертикали и горизонтали, однозначно теоретически и практически отображает возрастающее значение HR-систем. Именно они формируют команды топ-менеджеров, что резко актуализирует их значимость на практике.
Топ-менеджеры и проблема сетевой социальной организации
Проблему сетевой горизонтальной организации, в первую очередь в виде неформальной структуризации, самопроизвольно поставила самоорганизация как особый феномен сначала ЛПР (лица, принимающие решения) в иерархиях (по всем уровням управления), затем все другие участники бизнес-процессов, учитывая, естественно, свою интересы и ресурсы. Кроме того, административно возникли и также административно развиваются так называемые горизонтальные корпоративные системы, объединенные в основном близкой технологической ориентацией или территориальным (кластерным) единством, в т.ч. через регламентированные отношения филиалов, отделений или автономных и полуавтономных временных групп (бригад) и т.д. Информационные технологии сформировали, в свою очередь, виртуальное пространство Интернета, в котором каждая сфера товаров и услуг представляют собой отдельный рынок отношении конкретных юридических или физических лиц. Здесь проявилось даже несколько типов бизнес-взаимодействия по горизонтали [21]. Оно по интересам или ресурсам участников формирует во многом также самопроизвольно социальные сетевые структуры, которые принято обозначать следующим образом (в США к 2013 г. количество их пользователей достигнет 115 млн. чел.):
- В2В (business-to-business) - как продажа друг другу интернет-клиентами-организациями;
- В2С (business-to-consumer) - как продажа непосредственно индивидам-клиентам через Web-витрины, on-line и т.п. методы;
- B2G (business-to-government) - через аутсорсинг бизнес-клиентов с госструктурами;
- C2G (consumer-to-government) - на основе предоставления госструктурами услуг гражданам в социально-налоговой сфере;
- С2С (consumer-to-consumer) - продажа друг другу на электронных аукционах. Также сети становятся особым системным ресурсом. Из приведенных типов виртуальных социальных сетей (SNA), как минимум, три (В2В, В2С, С2С) являются полностью самоорганизованными системно и горизонтально-структурно. Сети типа B2G эффективно реализуются в ряде стран ЕС по программам NPM - New Public Management, или программам т.н. "активизации" госуправления через временное привлечение бизнес-структур к профессиональному выполнению ими отдельных функций или задач госорганов.
Н. Герасимов, А. Стрелецкий привели достаточно подробный анализ виртуализации корпоративных социальных сетей (КСС), однозначно ориентируясь только на их интернет-возможности через стимулирование общения сотрудников между собой при выполнении конкретных заданий [23]. При этом предполагается визуализация лишь на основе теории графов, в которой структура сети содержит вершины и связи между ними (либо напрямую, либо косвенно). Введено также понятие "структурной дыры" (structural holes), т.е. такой сети, в которой конкретное ядро связано с другими, не имеющими отношений между собой. При этом взаимодействие может нарушаться, а возможности внешнего контроля и посредничество (например, службы занятости, рекрутинга и т.п.) возрастают. Естественно, ресурсонесущие отношения такие сети отображают по-разному. Конкретные КСС во многом отличаются от своих штатных структурных аналогов, что требует особого менеджмента, в т.ч. с аналитическими задачами оценки ресурсонесущих отношений.
В условиях виртуализации сетей визуализация отношений становится исключительно сложной, а часто - невозможной. Основным ограничением здесь становятся "правила игры", или их институциональные аспекты.
Т. Стукен вопрос социальной сетевой организации рассмотрел с другой стороны [28]. Считая, что, хотя в таких сетях информация корпоративного масштаба более надежна, их эффективность различная: либо "слабая", если клиент получает сведения о большом количестве рабочих мест, либо "сильная", если имеет место ограниченная конкретика.
Однако при этом эффективность, например, персонала (при найме или продвижении) больше зависит от включенности в "сильную" корпоративную сеть по родственным или дружеским отношениям либо в "слабую" - при наличии актуальных ресурсов или связей по должностному признаку. Отсюда - более высокие должности и оклады при найме (безработные, устраиваясь на работу почти в 80% случаев используют друзей и в 40% - родственников).
Обычно принято сравнивать две структуры иерархий реализации интересов и "амбиций" как "обычно" менеджера (ОМ), так и "амбициозного" (AM):
1) AM =>рост компании => личный рост => карьера => зарплата
2) ОМ => зарплата => карьера => личный рост => рост компании.
Видны принципиальные отличия в последовательности реализации приведенных "амбиций". Однако такие процессы, скорее всего, отображают процессы в вертикальных иерархических структурах.
В незримых сетях, самопроизвольно самоорганизованных по горизонтали и уровням управления, в каждой из таких структур при определенных ресурсных обстоятельствах картина специфичности поведения менеджера (СМ) другая: 3) СМ => теневой результат _ рост компании (при наличии ресурсов и целевом регулировании).
Такая ситуация внешне не изменяет схему иерархической структуры, линейной, функциональной и пр., но принципиально придает ей новые слаборегулируемые свойства проявления активной самоорганизации, что, с одной стороны, сохраняет амбициозные тенденции иерархий (1, 2), размывая их эффективность, с другой стороны - самореализует с опережением в незримую сеть отношений (3).
В социальных сетях бизнес-организаций интересы и "амбиции" "обычного" и "амбициозного" менеджеров серьезно (системно) пересекаются с клиентами. Вызвано это тем, что социальные сети, как правило, отображают конкретную систему отношений (интересов, амбиций) в масштабе бизнес-процесса или всей организации как целостной системы. Если вертикальные структуры отображаются в основном принципами и соответственно схемами на основе теории бюрократии (в т.ч. направленной) (школы М. Вебера, Ф. Тейлора), то сети, и в особенности социальные сети, требуют при анализе или структуризации интересов и "амбиций" учета других моментов, например, теории связанных графов, человеческого потенциала (школа Г. Беккера) и семантических (понятийно-смысловых) структур. Вызвано это как их сложностью и изменчивостью, так и тем, что каждый узел сетей может быть вертикально-структурированным иерархическим "ядром" или "ключевым ресурсонесущим клиентом" (юридическим лицом), или исполнителем - физическим лицом.
Понятийно это (отношения при учете интересов и амбиций всех участников бизнес-процесса) может быть рассмотрено следующим образом:
- узел самоорганизованной сети или социальной (лишь в т.ч. самоорганизованной) сети отношений как носителей интересов и "амбиций" есть одна из множества вершин графической структуры, семантически отображающая: либо узел-вершина-"ядро" системы (родовое (Р) понятие), либо узел-вершина (ключевая) процесса (первичное (П) понятие (ключевой клиент), узел-вершина - видовой исполнитель (клиент) (В);
- связи узлов между собой "обычный" и "амбициозный" менеджеры, а также клиенты (ОАКМ), находясь в единой взаимозависимой сети, свои интересы и пр. вынуждены реализовывать по т.н. лингвистической схеме Л. Заде: ОАКМ => [{Р - П - В} _ СМ] ХФ, где Ф = 01,0 (функция принадлежности к конкретной сетевой организации либо бизнес-процессу). При оценке эффективности каждого из узлов-вершин следует выделять графически через количество связей, входящих-выходящих в каждую из них либо содержательно - через владение или манипулирование ресурсами.
Согласно теорий самоорганизации и человеческого потенциала, эти связи (особенно выходящие) могут классифицироваться на формальные (низкоэффективные административно-запланированные и внешне жестко управляемые) и неформальные, в т.ч. ориентированные в первую очередь на "себя" (собственную семью) и теневой рынок, что особо актуализирует социальный аспект сетевых структур как "сильных" в условиях кризисности и турбулентности связей, характеристик и управляющих параметров узлов-вершин и коммуникаций.
Таким образом, сетевая организация компании как социально-экономической системы корпоративного направления фактически не может рассматриваться однозначно по ряду фундаментальных причин, к которым, с учетом сказанного выше, можно отнести следующие:
- во-первых, глобализацию бизнес-процессов, катастрофичность тенденций при взаимодействии участников, нестабильность отношений;
- во-вторых, самоорганизацию человеческого фактора как в вертикальных иерархиях, так и в горизонтальных процессах;
- в-третьих, виртуальность отношений с клиентами - участниками бизнес-процесса;
- в-четвертых, общую, социальную направленность их поведения в иерархиях и особенно - в сетевых схемах.
Если обобщить приведенную аргументацию с позиций менеджмента и HR-деятельности, то следует сделать такой концептуальный (принципиальный) вывод: любая корпоративная сеть реализует одновременно два момента - социальную самоорганизованную сеть (КССС), частично регулируемую топ-менеджментом узлов-вершин-ядер или узлов-ключевых вершин, и институционально-виртуальную сеть на основе "самосборки" ресурсонесущих отношений и HR-деятельности. Во всех случаях особую роль играют не столько топ-менеджеры и руководители-администраторы сколько т.н. ЛПР - лица, реально манипулирующие ресурсами.
Однако сетевая логика саморазвития требует первичности в киберпространстве бизнес-процессов. Иначе, вертикальные структуры управления принципиально проигрывают горизонтальным, способным действовать самоорганизованно, т.е. автономно. Поэтому традиционные подходы становятся все более бессильными перед приведенными выше причинами и фактами.
К последним можно отнести все возрастающие противоречия между ЛПР-лицами, автономно (самостоятельно) фактически манипулирующими конкретными актуальными для бизнес-процесса ресурсами, и HR-ами - лицами или социальными системами, их на определенном этапе конкретного, в первую очередь, системообразования нанимающими на постоянную работу, или привлекающими институционально на временную (при наличии у них особо актуальных (ключевых) ресурсов), а также "самопроизвольно" участвующими - не участвующими в сетеобразовании по конкретному бизнес-процессу.
Таким образом, любые сети отношений, формируемые так или иначе для конкретной деятельности или бизнес-процесса, являются предметной областью обеспечения взаимодействия сторон (от взаимопомощи в условиях временной взаимозависимости до нейтрализации активизации конкурентов) с учетом глобализации, виртуализации и состояния самоорганизации экосистемы и кадрового менеджмента (HR-деятельности) и т.п., что в общем определяет эти сети как социальные и экономические. Приведем пример визуализации сказанного (рис. 2).
"Рис. 2. Смысловая (понятийно-семантическая) сеть HR-менеджмента"
Анализ приведенной сетевой структуры допускает следующие классификации связей и узлов:
1. Связи:
- прямые (межвидовые (в т.ч. виртуальные) и внутривидовые институциональные) от Р к П1, от П1 к и внутри понятий, формирующие т.н. социограмму сети;
- косвенные (межвидовые и внутривидовые самоорганизованные).
2. Комбинации понятий узлов (вершин) по вариантам:
- Р, П1В - есть иерархии - юридические лица;
- Р, П1Вх, у - есть физические лица - ресурсоносители;
- Р - иерархии - юридические лица, П1В - физические лица;
- Р1П = иерархии - юридические лица, Вх, у - физические лица;
- Р, П - иерархии - юридические лица Bi (x, у) - юридические лица и физические лица ("ключевые" и родовые клиенты).
3. Следовательно, отношения могут быть как прямыми (Р-П, П-В), так и косвенными (Р-В, П-В), что формирует сетевые структуры (организации) как социальные системы.
По Д. Ульриху, HR-менеджер (HRM) профессионально (а также личностно и жизненно зрело) выполняет четыре функциональных роли одновременно (с учетом нашей индексации "3" как родового узла системы HR-менеджмента, согласно рис. 3) [29]:
- роль административного эксперта (П1), реализующего функции (1) как реинжиниринг, управление качеством, сокращение издержек, управление клиентурой, менеджмент изменений, организация и реорганизация трудовых процессов и т.д.;
- роль агента изменений (П2) по функциям (2): управление многообразием, развитие талантов, Performance management, аутсорсинг и т.д.;
- роль HR-чемпиона (Employee Champion) по функциям (3) компенсаторность, рекрутмент, планирование карьеры, подбор и оценка персонала, адаптивное обучение персонала и клиентуры и т.д.;
- роль стратегического партнера (П4) сфокусирована на выполнение функций (4) интегративности, глобализации, оргструктуризации, смены лидерства, создание возможностей и т.д.
"Рис. 3. Визуализация сетевого ролевого представления HR-менеджмента"
При таком понимании ролевой функциональной сущности HR-менеджмента (HRM) административный (линейный - в особенности) топ-менеджмент проявляет себя везде, но по-разному: от максимизации своего административно-бюрократического (линейно-функционального) руководящего участия и стратегического бизнес-партнерства до минимизации в других аспектах.
Предложенное распределение ролей HR-менеджмента по функциям неоднозначно (например, изменчивость рассматривается лишь как организационно-запланированная (В2), лидерство - как стратегия и т.д.), но общая направленность идей возрастания ролей HR-менеджмента по отношению к администрированию очевидна. Это в принципе совпадает с нашей позицией.
Библиография
1. Гостев А. "Золотая середина" эффективного менеджера // Генеральный директор. 2005. N 3. С. 63-64.
2. Завадский М. Между просьюмерами и судьюсерами // Эксперт. 2008. N 23. С. 52-54.
3. Зук К. Новая жизнь старой компании // Harvard Business Review. 2009. N 12. С. 93-101.
4. Иммель Дж., Говиндараджан, Тримбл К. Книгу перемен пишет GE // Harvard Business Review. 2010. N 1-2. С. 76-79.
5. Канапухин П. Вознаграждение высших управляющих // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. N 11. С. 13-15.
6. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - М.: Статут, 2007.
7. Кулапов М.Н. Управление кадрами. - М., 2007.
8. Кулапов М.Н., Бадмаева С.В., Карнаух И.С. Руководитель в системе управления персоналом. - М.: ИПК Госслужбы, 2009.
9. Малыхин М., Дагаева А. Молодая кровь. Во главе российских компаний все чаще встают те, кому нет 30 // Ведомости. 2006. 02.11.2009.
10. Мейер К., Дэвис Ст. Живая организация. - М.: Добрая книга, 2007.
11. Никулин Л.Ф., Бусалов Д.Ю. Менеджмент: Рабочая тетрадь. - Самара: Учебная литература, 2007.
12. Никулин Л.Ф., Бусалов Д.Ю., Исаева К.В. Управление изменениями. - М.: Прима-пресс Экспо, 2009.
13. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. - М.: Академический Проект, 2005.
14. Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н., Козлов В.В. Организационное поведение в структурно-логических схемах. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
15. Розин М. 100 дней до приказа // Время HP. Информационный бюллетень для первых лиц. 2006. N 4. С. 2.
16. Сорокин Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России // Вопросы экономики. 2001. N 11. С. 34.
17. Трейер В. Топ-менеджер и его роль в компании // Управление компанией. 2006. N 1. С. 20-23.
18. Хэмел Г. Менеджмент 2.0: новая версия для нового века // Harvard Business Review. 2009. N 10. С. 91-100.
19. Coyest R., March G. Behavioral Theory of the Firm. Englewood Clefts, NJ: Prentles Hall. 1963.
20. Hambrier D., Mason P. Upper Echelons; The Organization as a Reflection of the Manageress // Academy of Management Review. 1984. Vol. 9.
21. Зараев Д.А., Киселева А.М. Виртуальные социальные сети на электронных рынках // Вестник Омского университета. Сер. "Экономика". 2009. N 4. С. 114-116.
22. Гарднер Г. Великолепная пятерка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2008. 155 с.
23. Герасимов Н., Стрелецкий А. Анализ и управление в корпоративных социальных сетях // Вестник РЭА. 2010. N 1. С. 104-109.
24. Гудвин Т. Россию не ждут ни безработица, ни нашествие гастарбайтеров [Электронный ресурс] URL:/http://www.podborkadrov.ru/news/detall. php?ID=15860.
25. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Вильямс, 2008.
26. ETAGS. Наука и образование [Электронный ресурс] URL: http://www.etags.ru/lndex. php?page=374&category=%D0%9F%Dl%80% D0%B0%D0%B2%D0%BE
27. Дадыкина Л. Структура оплаты труда топ-менеджера [Электронный ресурс] URL: http://www.citats.ru/citata. php?catc=4&citation=1108.
28. Стукен Т.Ю. Эффективность использования социальных сетей при трудоустройстве // Вестник Омского университета. Сер. "Экономика". 2008. N 3. С. 70.
29. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации. - М.: Вильямс, 2007.
30. Социальные связи руководителей оборачиваются против их компаний [Электронный ресурс] URL: http://www.neofltus.ru/news/2008/09/22/31096/.
М. Кулапов,
д-р экон. наук, профессор,
декан факультета менеджмента РЭА
им. Г.В. Плеханова
Ю. Одегов,
д-р экон. наук, профессор,
зав. кафедрой управления человеческими ресурсами
РЭА им. Г.В. Плеханова
Л. Никулин,
д-р экон. наук,
профессор кафедры государственного управления
и прикладного менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 7, 8, июль, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107