К вопросу о совершенствовании правовой работы
в организациях финансового рынка
Рассматриваются ключевые вопросы правовой работы в финансовых организациях. На основе норм законодательства предлагается понятие организаций финансового рынка, выявляются особенности юридической работы в них. Исследуется генезис нормативного регулирования правовой работы в российских организациях. Предлагаются определение правовой (юридической) работы и основные методические принципы ее организации.
В современных условиях совершенствование законодательства о финансовых рынках находится в поле пристального внимания многих исследователей, но вопросы методики организации юридической работы и ее совершенствования в этой отрасли экономики пока до конца не раскрыты. В то же время от уровня организации правовой работы субъектов финансового рынка напрямую зависят результаты их хозяйственной деятельности, степень защищенности интересов клиентов, общий уровень законности оказываемых финансовых услуг. Есть основания утверждать, что этот круг вопросов составляет не менее важную научную проблему, чем модернизация нормативно-правовой базы финансового рынка, являясь фактором качественного роста финансовых инвестиций.
Раскрывая общие подходы к проблеме, установим, что под организациями финансового рынка (финансовыми организациями) будут пониматься специализированные коммерческие организации, осуществляющие определенные законом виды деятельности, а именно: профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации. Несмотря на различия, эти организации объединяют обязательность лицензирования их деятельности, жесткий контроль со стороны государства, урегулированность федеральными законами. Основные из них: "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите конкуренции", "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах". К их числу относится и Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Правовая работа в таких организациях объективно находится вне рамок прямого законодательного регулирования и, возможно, поэтому является сегодня наименее разработанной. При этом внутрикорпоративная правовая регламентация деятельности финансовых организаций представляется не менее важной, чем федеральное, региональное и ведомственное регулирование. Основной круг проблем связан с сущностью правовой работы в организациях финансового рынка, а также с нормативно-локальной регламентацией их деятельности.
Вопросы правовой работы в деятельности предприятий и организаций неоднократно обсуждались в литературе, на этот счет существует обширная библиография. К числу наиболее известных можно отнести труды Т.Е. Абовой, С.М. Айзина, Ю.М. Аристакова, Е.В. Бельской, И.Е. Замойского, Л.А. Картын, Б.И. Минца, Б.И. Пугинского, М.Ю. Тихомирова, А.Н. Чашина. Вместе с тем исследований, посвященных переосмыслению современных реалий правовой работы, крайне мало. При этом необходимы не только общетеоретические изыскания, но и разработки, касающиеся отраслевых особенностей правовой работы, в нашем случае - в сфере финансового рынка.
Правовая работа долгое время считалась малозначительным участком в правоведении. Как правило, данную деятельность рассматривали в качестве функции управления и возлагали ее на юридические службы (отделы) предприятий. При этом правовая работа и юридическая служба предприятия обычно не разграничивались. Между тем первым упоминанием о деятельности юридических служб можно считать замечание Г.Ф. Шершеневича, сделанное еще в начале ХХ в., относительно торговых служащих, деятельность которых имеет юридический характер, - приказчиков. Приказчик "обязан был действовать строго в рамках данного ему поручения, на основании законодательства и в соответствии с обычаями делового оборота"*(1). В советский период декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 июня 1918 г. "Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений" юрисконсульты были отнесены ко второй категории первой группы ответственных работников*(2). Попытка упорядочить функции, выполняемые юрисконсультами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление N 238*(3), регулировавшее правовое положение юристов государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций. В хозяйственной сфере деятельность юридических служб была определена Положением о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР (утв. приказом ВСНХ СССР от 7 июня 1925 г. N 955*(4)).
Нормативное определение юридическая служба получила только в 70-х гг. прошлого века после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 23 декабря 1970 г. N 1025 "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве"*(5). Специальным источником, регламентирующим деятельность юридической службы, стало постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 "Об утверждении Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения"*(6), в соответствии с которым на предприятиях всех форм собственности определялся правовой статус юридических служб, а также ведомственные нормативные правовые акты, касающиеся регламентации деятельности юридических служб конкретных министерств и ведомств. Указанный нормативный акт действует и в настоящее время, являясь, пожалуй, единственным источником правового регулирования юридической работы в негосударственных организациях.
В дальнейшем в Министерстве юстиции СССР было создано специальное управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения были возложены особые функции по методическому руководству правовой работой на предприятиях и в организациях*(7). В числе актов, направленных на регулирование деятельности юридических служб, можно назвать также письмо Минюста СССР от 19 февраля 1976 г. N К-18-103 "Об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении"*(8), приказ ГТК РФ от 23 сентября 1994 г. N 485 "Об утверждении общего положения о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации" (в ред. приказа ГТК РФ от 21 февраля 1996 г. N 97) и другие нормативные акты.
С началом перестройки в конце 80-х гг. исследователи стали отмечать, что юридическая служба должна подняться на качественно иной уровень в новых экономических условиях хозяйствования. Это в равной мере относилось как к формам организации юридической службы, так и к ее месту среди других служб предприятия, а также к объему задач и функций деятельности*(9). Одной из тенденций развития правовой системы в тот период было повышение социальной ценности и эффективности правового регулирования*(10). Таким образом, перед юридической службой были поставлены новые задачи, требующие высокого профессионализма. Например, повышение роли юридической службы применительно к договорной работе должно было означать изменение ведущих функций юридической службы, работники которой вместо формальной проверки соответствия законодательству и визирования договоров должны были стать активными участниками процесса формирования договорных связей, заключения предприятием договоров, умелого определения их содержания*(11).
К сожалению, в полной мере такую роль юридическая работа в коммерческих организациях в целом и в субъектах финансового рынка в частности до сих пор не обрела. Общее положение о юридическом отделе 1972 г. продолжает применяться и сейчас в части, не противоречащей современному законодательству РФ, хотя серьезно устарело. До настоящего времени правотворческими органами не было принято ни одного рамочного акта по вопросам регламентации правовой работы и юридических служб предприятий и организаций, что можно объяснить изменением принципов управления экономической сферой. В силу этих причин функция регламентации правовой работы в данной сфере принадлежит сегодня высшему руководству хозяйственных обществ, тогда как в области государственного управления деятельность юридических служб регламентируется новым актом - Типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2002 г. N 207*(12)).
Такая ситуация не могла не повлечь негативных последствий. В компаниях финансового рынка наметилась тенденция, при которой руководящие органы, решавшие в условиях жесткой конкурентной борьбы в основном лишь срочные и текущие бизнес-задачи, стали рассматривать правовую работу как рудиментарный придаток бизнеса, тормозящий совершение сделок на всегда активном рынке финансовых инструментов. В результате участились случаи взаимных нарушений прав клиентов и финансовых организаций, неисполнения договорных обязательств, невыполнения требований государственных регуляторов, в том числе лицензионных, нарушения порядка уплаты налогов и т.п. О значении правовой работы руководство таких компаний вспоминает лишь тогда, когда конфликты с контрагентами и государственными органами приобретают форму конкретных имущественных потерь.
Что же касается правовой работы, то этот термин стал использоваться в научной литературе сравнительно недавно. Ряд авторов обосновывает "узкое" понимание правовой работы, видя в ней только деятельность юридической службы*(13). Представители "широкого" понимания охватывают понятием "правовая работа" деятельность не только юридической службы, но и иных должностных лиц и подразделений предприятия, что представляется нам более обоснованным. Для целей определенности такие дефиниции, как "правовая работа" и "юридическая работа", мы считаем тождественными.
Вместе с тем даже представители "широкого" понимания правовой работы определяют ее различно. Так, Б.И. Минц рассматривает ее как деятельность, направленную на обеспечение прав и законных интересов предприятия*(14). И.Е. Замойский видит в правовой работе правоорганизующую (правотворческую и право-реализующую) деятельность субъектов, направленную на повышение эффективности производства при соблюдении законности*(15). А. Сазонов полагает, что правовая работа - это деятельность по формированию и реализации правовых средств, обеспечивающих решение экономических и социальных задач*(16). В.Н. Паращенко понимает правовую работу как деятельность, связанную с применением правовых средств и осуществляемую юридической службой, а также иными подразделениями и должностными лицами объединения, предприятия*(17).
А.А. Тригер пишет, что "правовая работа - понятие более широкое, чем деятельность юридической службы, так как правовой работой занимаются почти все службы, все обязаны соблюдать закон и выполнять его предписания"*(18). При этом автор считает, что субъектами правовой работы должны быть почти все службы, но "юридическая служба должна направлять работу и нести за нее ответственность"*(19). Б.И. Пугинский, позицию которого можно в целом поддержать, определяет правовую работу как осуществляемую в организации систему мер по исполнению законодательных предписаний и запретов по применению правовых средств для решения хозяйственных и иных задач и признает участниками правовой работы руководящие органы и административный персонал предпринимательских организаций, за исключением технических исполнителей*(20).
Таким образом, до сих пор окончательно не ясно, должны ли правовую работу выполнять все подразделения организации или только их юридические службы; организует ли юридическая служба определенную деятельность предприятия, отвечая за нее, или лишь наблюдает и контролирует; надо ли оставить юридическую службу в подчинении руководителя предприятия; предоставить ли юристам право самостоятельно, без согласия руководителя предприятия, предъявлять претензии, давать рекомендации и заключения (в пределах своей компетенции), обязательные к исполнению всеми должностными лицами*(21), или проводить их в жизнь посредством воли руководителя. На наш взгляд, решение этих и многих других вопросов зависит от понимания содержания правовой работы.
Широкий подход к содержанию правовой работы продемонстрировали Е.В. Бельская и Р.Ф. Каллистратова, которые включили в сферу ее деятельности: нормотворчество в пределах компетенции, закрепленной в законе (ведомственное, локальное); организацию реализации предписаний, связанных с управлением, организационно-оперативной деятельностью, присущих каждому субъекту правовой работы в сфере его непосредственных функций; претензионно-исковую работу; организацию защиты прав и законных интересов предприятий и организаций в случае ущемления их вышестоящими органами; внутриведомственный и внутрихозяйственный контроль за соблюдением норм гражданского, хозяйственного, финансового, трудового, природоохранительного и других отраслей законодательства в управленческо-хозяйственной практике; принятие мер к устранению правонарушений; общегосударственный контроль за правовой работой в стране, общее и методическое руководство ею; организацию внедрения в хозяйственную практику новых правовых предписаний; внесение на основе практики предложений компетентным органам и должностным лицам об устранении противоречий, пробелов, других недостатков законодательства, снижающих его эффективность или вызывающих явные нежелательные последствия в хозяйственной сфере; ведение путем соответствующей регистрации систематического учета нормативных актов, затрагивающих внутриведомственные или локальные интересы, и поддержание их в контрольном состоянии*(22).
Такой взгляд на правовую работу в новых экономических условиях представляется слишком многоплановым и неосуществимым, прежде всего в практике коммерческих организаций. В силу своего статуса далеко не все субъекты финансового рынка должны осуществлять общегосударственный и внутриведомственный контроль за соблюдением норм законодательства. Тем не менее важно признать, что основные направления правовой работы, предполагаемые приведенным перечнем: отношения с судебными, контролирующими и иными государственными органами; отношения с хозяйственными контрагентами; отношения внутри организации, между подразделениями и руководством, - должны присутствовать в деятельности корпоративных юридических служб организаций финансового рынка.
Новое законодательство привело к появлению ряда неизвестных прежней практике областей деятельности юридических служб и изменению содержания правовой работы. Это, прежде всего, организация корпоративных взаимоотношений хозяйственных обществ со своими участниками (акционерами), что подразумевает разработку внутренних документов юридического лица, а также организацию со стороны юридических служб контроля за соблюдением требований данных документов и установленного порядка взаимоотношений.
В советское время многие юристы*(23) полагали, что методическое руководство правовой работой - форма государственного управления, его составная часть. В настоящее время методическое руководство состоит в целенаправленном упорядочивающем воздействии со стороны государства или руководящих звеньев организаций на поведение участников соответствующей деятельности*(24).
За последние годы серьезно расширились полномочия корпоративных юридических служб и укрепилась их роль в управлении компаниями. В новых условиях правовая работа в организациях финансового рынка представляет собой сложную деятельность, осуществляемую подразделением юридической работы (службой, отделом, управлением, департаментом и т.п.), координирующую и организующую все процессы компании, связанные с реализацией правовых норм.
В научно-методическом аспекте можно предложить понимать под юридической (правовой) работой совокупность действий, операций и этапов деятельности, направленных на решение вопросов, заданий и задач юридического характера, разработку документов, анализ ситуаций и правоотношений, выработку соответствующих решений и предложений, выдачу заключений и результатов, а также выполнение иных функций подобного характера, с целью обеспечения нормальной и эффективной деятельности организации, защиту ее прав и законных интересов, соблюдение законодательства в ходе ее хозяйственной деятельности.
Следует иметь в виду значительную специфику правовой работы в организациях финансового рынка, что обусловлено в первую очередь особым правовым регулированием профессиональной деятельности. Все виды деятельности на финансовых рынках являются в настоящее время лицензируемыми, что возлагает на подразделения правовой работы обязанность по непрерывному контролю соблюдения лицензионных требований и правовому обеспечению периодического предоставления в контрольные органы установленной отчетности. В связи со спецификой совершаемых на финансовом рынке гражданско-правовых сделок их юридическое сопровождение требует особых знаний и подготовки в областях ценных бумаг, банковской, страховой деятельности и т.п. Для правовой работы в специализированных финансовых институтах характерно еще и наличие большого числа специальных правовых норм, издаваемых органами отраслевого регулирования: Банком России, Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов, Федеральной службой по финансовому мониторингу. Безусловное исполнение таких норм в деятельности организации составляет одну из главных задач правовой работы.
Наконец, еще одной существенной особенностью деятельности финансовых организаций выступает наличие отдельных функций технико-правовой работы, специально урегулированных правовыми актами. Так, в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг право непосредственно осуществлять операции с финансовыми инструментами предоставлено лишь работникам, имеющим квалификационные аттестаты, подтверждающие их профессиональную подготовку. Эта норма следует из п. 14 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и конкретизирована в ряде нормативных актов ФКЦБ (ФСФР) России. Хотя указанные специалисты не обязаны обладать юридическим образованием, утвержденные федеральным органом программы их аттестации предусматривают необходимость обширных знаний в области современного российского законодательства, а следовательно, предполагают применение этих правовых норм в практической деятельности. В этом аспекте можно говорить о возникновении особого производного направления правовой работы на финансовом рынке, осуществляемой не работниками юридических подразделений, но на основе прямого указания правовых актов.
Пример такого рода производной технико-правовой работы - функция внутреннего контроля, предусмотренная в настоящее время в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, в управляющих компаниях инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также в кредитных организациях. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг наличие функции внутреннего контроля вытекает из п. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 21 марта 2006 г. "О рынке ценных бумаг" и установлено Положением ФСФР России "О внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг"*(25). Основными объектами внутреннего контроля являются: соблюдение законодательства и правовых актов в сфере финансовых рынков, прав инвесторов и клиентов организации, исполнение ее внутренних документов, достоверность отчетности и рекламной информации, обеспечение порядка раскрытия информации, соблюдение лицензионных требований, исполнение предписаний регулирующего федерального органа, рассмотрение жалоб и претензий клиентов, контроль и управление рисками.
В управляющих компаниях инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов внутренний контроль организован аналогично и осуществляется на основании указания п. 4 ст. 61 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в порядке, установленном Положением ФКЦБ России от 18 февраля 2004 г. "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов"*(26). Названный правовой акт устарел, в связи с чем регулирующими органами ведется работа по унификации требований к внутреннему контролю в организациях-профессиональных участниках рынка ценных бумаг и управляющих компаниях.
Одной из главных проблем систем внутреннего контроля на рынке финансовых инструментов остается неопределенность правового статуса служб и работников, выполняющих эту функцию. Внутренний контроль является одним из примеров прямой рецепции норм иностранного права, недостаточно гармонично вписавшихся в национальное законодательство о финансовых рынках при его формировании на основе американской модели в начале 1990-х гг. В настоящее время специалисты служб внутреннего контроля, с одной стороны, считаются работниками финансовых организаций и подчинены их органам управления, а с другой - имеют обязанности правоохранительного характера по контролю деятельности самих этих организаций и их органов. Это объективно ведет к возникновению противоречий и конфликтов и требует переосмысления функции внутреннего контроля на законодательном уровне.
Функция внутреннего контроля в кредитных организациях имеет сходный характер, но обладает и рядом отличий от организаций рынка ценных бумаг. Эта функция прямо установлена ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и регламентирована Положением ЦБ РФ "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"*(27). Основными целями внутреннего контроля кредитной организации являются обеспечение эффективности банковской деятельности, контроль ее рисков, полноты и правильности банковской отчетности, информационной безопасности банковской организации и соблюдение ею нормативных правовых актов при осуществлении банковской деятельности.
Наконец, еще одна производная функция технико-правовой работы - обязательный (специальный) внутренний контроль сделок и операций с денежными средствами или иным имуществом, вошедший в правовую систему со вступлением в силу Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"*(28). На основе указанного Закона под наблюдением Федеральной службы по финансовому мониторингу России и при методическом участии федеральных органов - регуляторов финансового рынка специализированные финансовые организации реализуют функцию специального контроля совершаемых операций в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Порядок осуществления этой функции также подробно регламентирован в правовых актах Банка России, ФСФР России, ФСФМ России, а к специалистам, выполняющим данную функцию, предъявляются особые квалификационные требования. Степень охвата этой функцией разных видов хозяйственной деятельности шире и включает не только организации финансового рынка, но и лизинговые, риелторские, страховые компании, ломбарды, финансовых агентов, почтовую связь и др.
Таким образом, в правовой работе организаций финансового рынка можно выделить: 1) собственно правовую работу, охватывающую все направления хозяйственной деятельности и подразделяемую по таким направлениям; 2) производные функции технико-правовой работы: а) внутренний контроль (в зависимости от типа организации) и б) специальный (обязательный) внутренний контроль. Для всех направлений такой работы характерно специальное правовое регулирование и наличие особых квалификационных требований к работникам.
Собственно правовая работа в организациях финансового рынка может быть организована на различных принципах в зависимости от организационно-правовой формы, структуры собственности, видов осуществляемой деятельности и типов лицензий, масштабов деятельности организации, количества работников и т.п. Однако в качестве общеобязательных, необходимых для рационального осуществления правовой работы можно выделить следующие направления.
1. Организационно-правовая работа, включающая: создание и внедрение общих начал, единых принципов и методик осуществления юридической деятельности в организации, общий мониторинг и методико-методологическое руководство ею; правовое сопровождение управленческих функций и процессов, содействие органам управления организации в осуществлении их задач и функций, постоянный и непрерывный контроль соблюдения законодательства и локальных правовых актов, выявление нарушений и принятие мер по их устранению; разработку учредительных и иных организационно-правовых документов организации и ее обособленных подразделений, их государственную регистрацию, юридическое оформление и согласование решений, приказов и иных административных и распорядительных актов органов управления; разработку и согласование внутренних документов организации.
2. Административно-правовая работа, в том числе: правовое сопровождение получения необходимых лицензий, согласований, актов регистрации, иных административных действий в уполномоченных государственных и муниципальных органах в законодательно установленных случаях; действия по регистрации и иному административному закреплению прав на недвижимое и иное имущество организации; представление правовых интересов организации в саморегулируемых, профессиональных, общественных и иных организациях; разработка и направление заявлений, жалоб, ходатайств и других подобных документов в правоохранительные и иные государственные и муниципальные органы в соответствии с их компетенцией; представительство от имени организации в уполномоченных государственных и муниципальных органах: налоговых, правоохранительных, антимонопольных, трудовых, юстиции, по финансовым рынкам и др.
3. Судебно-правовая работа, предусматривающая: правовой анализ конфликтных ситуаций с контрагентами, работниками и иными лицами, находящимися в правоотношениях с организацией; принятие возможных правовых мер по досудебному разрешению конфликта; разработку и направление претензий, контроль их удовлетворения; участие в переговорах и иных согласительных процедурах; подготовку и направление в судебные органы исковых и других заявлений, жалоб, ходатайств и иных судебных документов; надлежащую подготовку к судебным заседаниям и иным судебным действиям и участие в них от имени организации; судебное представительство, правовое сопровождение исполнения судебных актов.
4. Хозяйственно-правовая работа, содержащая: анализ документов и материалов, необходимых для совершения сделки с контрагентом; разработку наиболее рациональной и оптимальной схемы договорных отношений с контрагентом; разработку форм и проектов соответствующих стандартных, типовых и разовых договоров и других документов договорного характера; анализ и корректировку проектов договоров, предложенных контрагентами, составление протоколов разногласий к ним; согласование с контрагентами юридических условий договоров и сделок, подготовку согласованных сторонами документов договорного характера.
5. Трудо-правовая работа, состоящая: в правовом обеспечении трудовых отношений и кадровой политики в организации; разработке, согласовании, корректировке, визировании индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений; разработке форм и согласовании содержания административно-распорядительных и прочих документов по оформлению правовых отношений с работниками; разработке и согласовании локальных правовых актов организации в области социально-трудовых вопросов и отношений; проведении согласительных и мировых процедур; досудебном и судебном урегулировании споров по трудовым правоотношениям.
6. Прочая правовая работа, к которой можно отнести: постоянный мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации, судебной и иной правоприменительной практики, составление их обзоров, ознакомление с ними уполномоченных руководителей и специалистов организации; повышение правовой грамотности работников; правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности организации; обеспечение юридической безопасности деятельности организации, режима коммерческой тайны и иных специальных режимов; надлежащее документальное обеспечение юридической работы, включая единообразное документирование ее этапов, а также согласование, визирование, копирование, архивирование, хранение соответствующих документов, выполнение других необходимых функций, решение вопросов и задач правового характера, стоящих перед организацией.
Юридическая работа в финансовой организации должна осуществляться отдельным структурным подразделением, реализующим свой статус внутриорганизационной правосубъектности через определенные функции, права и обязанности. Персонально цели и задачи правовой работы реализуются штатным составом такого подразделения, которое создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с внутренней структурой организации на основании распорядительных актов ее органов управления. Штатный состав подразделения юридической работы состоит из работников организации - обычно руководителя подразделения, юрисконсультов, старших, главных юрисконсультов, технических специалистов и др., принимаемых на должности согласно штатному расписанию. Штатная численность подразделения юридической работы определяется по решению органов управления на основании представления руководителя с учетом объемов работы, нормативов и иных объективных данных.
Работники подразделения юридической работы непосредственно административно подчиняются руководителю подразделения, который, в свою очередь, непосредственно административно подчинен исполнительному органу организации. На должности работников подразделения принимаются, как правило, лица, имеющие высшее юридическое образование, соответствующее требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция". Конкретные должностные (функциональные) обязанности работников подразделения юридической работы устанавливаются в их должностных инструкциях. Нормы о порядке деятельности подразделения и его работников могут закрепляться и в других локальных правовых актах.
Подразделение юридической работы выполняет следующие основные функции: 1) реализует в ходе хозяйственной деятельности организации все необходимые направления юридической работы в соответствии со своей компетенцией; 2) рассматривает поступившие от органов управления и подразделений организации вопросы, задания, документы и др.; 3) выдает уполномоченным подразделениям и работникам организации письменные или устные ответы, заключения, проекты документов и готовые документы, выполняет юридически значимые действия и иные необходимые функции для решения поставленных вопросов и задач; 4) участвует в переговорах и контактах с другими организациями и лицами, государственными и муниципальными органами в целях решения поставленных задач; 5) в установленном законом порядке представительствует от имени организации в судебных и иных уполномоченных органах в целях защиты прав и законных интересов организации; 6) документирует произведенные этапы и результаты юридической работы; 7) осуществляет общий непрерывный юридический контроль соответствия хозяйственной деятельности организации законодательству и законным интересам организации; 8) выполняет иные действия и функции, необходимые для достижения целей юридической работы.
Подразделение юридической работы обладает правами: письменно и устно запрашивать от других подразделений и работников организации необходимые информацию и документы; выдавать другим подразделениям и работникам организации за подписью руководителя подразделения обязательные для них письменные предписания об устранении нарушений законодательства и иных, в том числе локальных, правовых актов; направлять другим подразделениям и работникам организации за подписью руководителя подразделения письменные служебные сообщения, требующие обязательного получения ответа, решения вопроса и (или) принятия иных адекватных действий; в требующих того случаях приостанавливать по письменному распоряжению руководителя подразделения осуществление действий, явно противоречащих законодательству, информируя об этом органы управления и давая предложения о правовом разрешении вопроса; при необходимости привлекать работников других структурных подразделений организации по согласованию с органами управления к работе по решению поставленных задач; вносить должностным лицам организации предложения об оптимизации хозяйственной деятельности и предотвращению нарушений законодательства, участвовать в выработке управленческих решений по вопросам правовой работы в организации; давать органам управления, руководителям подразделений и иным должностным лицам организации разъяснения по вопросам применения законодательных и иных актов в хозяйственной деятельности, имеющие окончательный характер в правовом аспекте; выполнять иные действия и функции, способствующие достижению целей юридической работы и выполнению своих обязанностей.
Подразделение юридической работы несет обязанности: должным образом выполнять все возложенные функции, исследуя и разрешая возникшие вопросы с максимальной степенью внимательности, осмотрительности и профессионализма; добросовестно относиться к решению поставленных задач, используя творческий и рационализаторский подходы, наиболее передовые достижения правовой науки и практики, баланс стандартных и нестандартных методов работы; при обнаружении в деятельности организации признаков нарушений законодательства незамедлительно принять все возможные меры к устранению таких нарушений; отказаться от визирования или иного юридического закрепления документов, не соответствующих законодательству, иным правовым актам или интересам организации, письменно сообщив об этом органу управления организации с предложением о правовом разрешении вопроса; всемерно отстаивать законные права и интересы организации и достойно представлять ее перед хозяйственными контрагентами, государственными и муниципальными органами и организациями, другими лицами; соблюдать установленный в организации режим коммерческой тайны, правила трудового распорядка и иные локальные нормы и правила; постоянно повышать квалификацию, поддерживать необходимый профессиональный уровень работников подразделения; всемерно способствовать достижению поставленных целей хозяйственной деятельности организации, оказывать содействие другим структурным подразделениям в рамках своих должностных обязанностей, обеспечивать достижение задач юридической работы в целом.
Как бы ни была построена правовая работа в организации финансового рынка, от степени ее рациональности, методической обоснованности и правильности осуществления зависят результаты деятельности организации, соответствие ее лицензионным и иным требованиям регуляторов, права и интересы клиентов и инвесторов. Юридическая деятельность должна выполняться единым структурным подразделением юридической работы, действующим в непосредственном взаимодействии с высшими органами управления и смежными подразделениями.
Руководство правовой работой должно быть централизованным для обеспечения персональной ответственности руководителя подразделения за результаты работы. Для реализации целей и задач правовой работы осуществляющее ее подразделение должно находиться в непосредственном подчинении исполнительного органа организации, а руководитель - входить в состав коллегиального исполнительного или наблюдательного (совета директоров) органа при наличии таковых. Необходимо надлежащее обеспечение специалистов юридической работы передовыми материально-техническими средствами, возможностью непрерывного повышения квалификации.
Сказанное позволяет сделать важный вывод о том, что на современном этапе развития финансового рынка недопустимо рассматривать правовую работу как придаток основного бизнеса или вынужденную необходимость, технико-обслуживающую функцию, не играющую существенной роли в хозяйственной деятельности. Актуальность научно обоснованного подхода, передовых методических разработок, новейших методов организации правовой работы и повышения квалификации юристов в финансовых организациях постоянно возрастает.
Р.В. Чикулаев,
кандидат экономических наук,
доцент Пермского государственного университета (Пермь)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 88-92.
*(2) Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа: учеб. М., 2004. С. 23.
*(3) СУ РСФСР. 1927. N 36. Ст. 238.
*(4) Бюл. финансового и хозяйственного законодательства. 1925. N 6. С.18.
*(5) СП СССР. 1971. N 1. Ст. 1.
*(6) Там же. 1972. N 13. Ст. 70.
*(7) Постановление Совета Министров СССР от 21 марта 1972 г. N 194 // СП СССР. 1972. N 6. Ст. 32.
*(8) Основные акты о правовой работе в народном хозяйстве. М., 1983. С. 19.
*(9) Картын Л.А. Юридическая служба. Л., 1988. С. 119-120.
*(10) Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. N 6. С. 61-67.
*(11) Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Указ. соч. С. 29.
*(12) СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1307.
*(13) Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Указ. соч. С. 12.
*(14) Минц Б.И. Организация правовой работы на предприятии: учеб. пособие. Свердловск, 1983. С. 3.
*(15) Замойский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы. Донецк, 1980. С. 39.
*(16) Сазонов А. Проблемы организации правовой работы на предприятии // Бизнес, менеджмент и право. 2002. N 1. С. 30.
*(17) Паращенко В.Н. Правовая работа юридической службы производственного объединения, предприятия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 5.
*(18) Актуальные вопросы правовой службы в народном хозяйстве // Сов. государство и право. 1978. N 8. С. 50.
*(19) Там же.
*(20) Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Указ. соч. С. 14-15.
*(21) Каким быть Общему положению о юридическом отделе: обзор писем читателей // Хоз-во и право. 1986. N 5. С. 52-53, 56.
*(22) Бельская Е.В., Каллистратова Р.Ф. К вопросу о понятии "правовая работа" // Правовая работа в условиях перестройки. М., 1989. С. 102.
*(23) См., например: Рогаль И.М. Вопросы методического руководства правовой работой в народном хозяйстве // Вестн. МГУ. Сер. Право. 1970. N 3; Хангельдыев Б.Б. О понятии методического руководства правовой работой в народном хозяйстве // Проблемы совершенствования советского законодательства: тр. ВНИИСЗ. М., 1975. Т. 2.
*(24) Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Указ. соч. С. 38.
*(25) Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг: приказ ФСФР России от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 21.
*(26) Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 19.
*(27) Положение "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах". Утв. ЦБ РФ 16 декабря 2003 г. N 242-П (с изм.) // Вестн. Банка России. 2004. N 7.
*(28) СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3418.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о совершенствовании правовой работы в организациях финансового рынка
Автор
Р.В. Чикулаев - кандидат экономических наук, доцент Пермского государственного университета (Пермь)
"Российский юридический журнал", 2009, N 6