"У нас был всего один год, чтобы запустить новую систему обучения аудиторов. Нам это удалось" (интервью с Л.З. Шнейдман, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России)
С 2010 года саморегулируемые организации аудиторов (СРО) начали заниматься обязательным повышением квалификации аудиторов вместо Минфина России. СРО самостоятельно решают весь комплекс вопросов, связанных с обучением аудиторов: определяют минимальную продолжительность обучения, утверждают программы повышения квалификации, формируют перечень учебных центров, контролируют процесс обучения. А с 2011 года начнется переход на единый квалификационный аттестат. О том, как идет обучение аудиторов в текущем году и каковы перспективы следующего года, рассказал директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид Зиновьевич Шнейдман.
- Прошло полгода с того момента, как саморегулируемые организации аудиторов начали самостоятельно решать вопросы, связанные с обучением аудиторов. Леонид Зиновьевич, как, на ваш взгляд, идет реализация новых положений законодательства, касающихся повышения квалификации аудиторов?
- В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее - Закон N 307-ФЗ) с 1 января 2010 года система обязательного повышения квалификации аудиторов существенно изменилась. У профессионального сообщества и Минфина был всего год, чтобы запустить новый механизм. Сегодня можно констатировать, что нам это удалось. Своевременно приняты соответствующие нормативные правовые акты и рекомендации. В результате новая система обучения аудиторов начала действовать с 1 января этого года без сбоев. По окончании 1-го полугодия уже можно подвести предварительные итоги.
Согласно Закону N 307-ФЗ основным звеном в организации системы повышения квалификации стали саморегулируемые организации аудиторов. В прошлом году Совет по аудиторской деятельности при Минфине России утвердил для СРО рекомендации по организации повышения квалификации аудиторов*(1). На основании этого документа саморегулируемые организации выбрали учебные центры, в которых аудиторы могут повышать квалификацию, приняли решение о содержании программ повышения квалификации, определили минимальную продолжительность обучения.
- Изменилось ли что-то в системе повышения квалификации аудиторов по сравнению с прошлым годом?
- Совет по аудиторской деятельности рекомендовал саморегулируемым организациям аудиторов на определенное время сохранить те подходы к построению системы повышения квалификации аудиторов, которые действовали в 2009 году. Речь идет о программах повышения квалификации, минимальной продолжительности ежегодного обучения - 40 часов в год, перечне учебных центров. Действительно, 2009-2010 годы и даже 2011 год - ответственный период реформы регулирования аудиторской деятельности. Ведь СРО только налаживают свою работу, отрабатывается механизм ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, формируется финансовая база СРО. Требуются большие усилия для решения данных задач. Поэтому рекомендация Совета по аудиторской деятельности о сохранении на ближайшие годы прежних подходов к повышению квалификации аудиторов представляется обоснованной. Минфин поддержал ее.
- Повышением квалификации аудиторов сейчас занимаются те же учебные центры, которые занимались обучением ранее?
- Система работы СРО с учебными центрами еще не до конца отработана. Раньше в реестр Минфина были включены почти 50 образовательных учреждений, расположенных по всей стране. У аудиторов из регионов, удаленных от центра, не было необходимости ехать, скажем, в Москву повышать квалификацию. Сегодня большинство СРО приняли решение, что их члены могут повышать квалификацию только в учебных центрах, которые аккредитованы при данной саморегулируемой организации. Круг таких учебных центров оказался значительно уже, чем был раньше. Складывается ситуация, когда для того, чтобы пройти повышение квалификации, члену СРО приходится далеко ехать, что приводит к материальным расходам и потере времени.
Примечание. "Нельзя делать из повышения квалификации аудиторов основной источник дохода СРО"
- Как вы думаете, в чем причина сложившейся ситуации? Может быть, некоторые учебные центры не захотели аккредитоваться при СРО?
- Вряд ли причина в этом. Учебные центры, входившие в реестр Минфина, имели необходимую базу для продолжения деятельности в сфере повышения квалификации аудиторов. У них были наработаны материалы и программы обучения, имелся преподавательский состав, а также необходимые материально-технические условия - учебные классы, методические и учебные пособия.
Полагаю, причина в ином. СРО увидели в повышении квалификации аудиторов источник зарабатывания денег. Бесспорно, им необходимы финансовые ресурсы для организации и осуществления деятельности. И одним из источников этих ресурсов может быть обучение аудиторов. Однако смущает то, что повышение квалификации аудиторов стало рассматриваться чуть ли ни в качестве одного из основных источников финансирования. Этого не должно быть. В конечном итоге эти расходы несут члены СРО. Старая система повышения квалификации не предусматривала никакой централизации средств, которые зарабатывали учебные центры, проводя такое обучение. Цены на него устанавливались исходя из рыночной конъюнктуры. А сегодня к этой цене добавляется еще часть оплаты, которую учебные центры должны перечислить СРО. При этом в большинстве случаев сами СРО не привнесли пока ничего в систему повышения квалификации.
- Как саморегулируемые организации контролируют процесс и качество обучения?
- Когда в 2009 году Совет по аудиторской деятельности неоднократно обсуждал новую систему повышения квалификации аудиторов, мы надеялись, что она будет способствовать повышению качества обучения. Предполагалось, что каждая СРО наладит контроль за качеством и результатами обучения. К сожалению, пока этого не произошло. Конечно, полгода - небольшой срок. Однако новому Совету по аудиторской деятельности предстоит еще вернуться к этому вопросу.
Встречаются и просто тревожные факты. К примеру, некоторые СРО решили засчитывать в счет повышения квалификации участие аудиторов в конференциях и собраниях. Непонятно, какие профессиональные знания и навыки приобретет аудитор, участвуя, например, в годовом собрании членов СРО или Всемирном конгрессе бухгалтеров в Малайзии. Подобные факты единичны, будем надеяться, что они не превратятся в устойчивую тенденцию.
- Леонид Зиновьевич, произошли ли какие-то изменения в части проведения квалификационных экзаменов?
- В 2010 году проверка знаний на входе в профессию осуществляется в том же порядке, как и прежде. Начиная с 2009 года экзамены сдаются для получения двух типов квалификационных аттестатов - на общий аудит и банковский аудит. А с 2011 года по итогам квалификационного экзамена будет выдаваться единый аттестат аудитора.
- Придется ли ныне действующим аудиторам, которые захотят получить новый, единый аттестат, заново сдавать экзамены?
- Никакой обязательной пересдачи квалификационного экзамена или обязательного обмена квалификационного аттестата не будет. Для практикующих аудиторов, желающих подняться на новый профессиональный уровень, будет предусмотрена особая форма проверки знаний - экзамен в упрощенном порядке. Советом по аудиторской деятельности в мае 2010 года одобрен общий подход к проведению такого экзамена. На его основании Минфин разработает специальный нормативный правовой акт, в котором будет изложен порядок проведения упрощенного квалификационного экзамена с 2011 года.
- Кто будет принимать экзамены у аудиторов?
- Квалификационные экзамены аудиторов, в том числе и экзамен в упрощенном порядке, будет принимать единая аттестационная комиссия. Минфин совместно с Советом по аудиторской деятельности в мае 2010 года определил порядок создания такой комиссии. Издан соответствующий приказ, сейчас он проходит государственную регистрацию. Параллельно с этим и СРО ведут работу по созданию единой аттестационной комиссии. Ее нужно сформировать к осени текущего года, чтобы с 1 января 2011 года она начала проводить экзамены. Надеюсь, что данная комиссия начнет работать с названной даты без задержек и сбоев.
- Сколько человек будет в составе единой аттестационной комиссии? Будут ли в нее входить представители СРО и Минфина России? Предполагается ли участие в комиссии практикующих аудиторов, работников вузов?
- Единая аттестационная комиссия - это организация. Поэтому ее органы управления будут определены учредителями в учредительных документах. По закону учредителями должны стать все саморегулируемые организации аудиторов.
Полагаю, в коллегиальный орган управления, помимо представителей СРО, должен войти представитель Минфина как государственного органа, регулирующего аудиторскую деятельность. Полезным будет участие в нем и представителей высшей школы, поскольку придется решать образовательные вопросы.
- Как будет назначаться председатель единой аттестационной комиссии? Предусмотрена ли периодическая ротация ее членов?
- Все эти вопросы должны решить учредители комиссии, то есть саморегулируемые организации аудиторов. Надеюсь, что уже в ближайшее время они представят аудиторскому сообществу проект учредительных документов комиссии.
- По каким вопросам со следующего года будет осуществляться проверка знаний кандидатов на получение квалификационного аттестата аудитора?
- Совет по аудиторской деятельности определил основные темы (отрасли законодательства), в соответствии с которыми будут формироваться экзаменационные вопросы и тесты. Они разделены на две группы. В первую группу входят темы, в которых претендент на квалификационный аттестат аудитора должен показать глубокое знание предмета. Среди них - бухгалтерский учет и отчетность, управление рисками и внутренний контроль, аудиторская деятельность, включая профессиональную этику.
Вторая группа - темы, в которых претендент должен продемонстрировать знания, необходимые для участия в аудиторской деятельности. Это гражданское, налоговое и трудовое законодательство, корпоративное управление, экономика, финансы, основы финансового менеджмента, математические методы и статистика, информационные технологии и компьютерные системы.
- Какие экзамены придется сдавать практикующим аудиторам, имеющим аттестаты, чтобы получить единый аттестат нового образца?
- Планируется, что при сдаче экзамена в упрощенном порядке аудитор должен будет досдать экзамен только в той области знаний, в которой он не работал. Аудитору, у которого есть аттестат по общему аудиту, нужно будет досдать экзамен по бухгалтерскому учету и отчетности в банковской сфере. Аудитору, который сейчас работает с банками, придется досдать экзамен по бухгалтерскому учету и отчетности в небанковской сфере (то есть по общему аудиту).
Кроме того, экзамен в упрощенном порядке будет предусматривать блок вопросов по аудиту - профессиональная этика аудитора, контроль качества в аудите, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, противодействие коррупции.
- В какой форме будет проводиться упрощенный экзамен?
- Совет по аудиторской деятельности рекомендовал проводить такой экзамен в форме компьютерного тестирования.
- От тестирования по вопросам аудита можно получить освобождение при упрощенном экзамене?
- Совет по аудиторской деятельности рекомендовал такое освобождение. Для получения освобождения аудитор должен представить документы о прохождении повышения квалификации по таким программам, как "Профессиональная этика аудитора", "Контроль качества в аудите", "Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем" и "Противодействие коррупции". Общая продолжительность обучения по данным программам должна составлять не менее 60 часов. Причем не имеет значения, в каком году аудитор проходил указанные курсы повышения квалификации. Но обязательно нужно пройти обучение по каждой из названных тем.
- Леонид Зиновьевич, как вы думаете, насколько востребован будет аттестат нового типа среди ныне практикующих аудиторов?
- Уверен, что очень многие практикующие аудиторы пожелают сдать экзамен в упрощенном порядке и получить единый аттестат нового типа.
- Леонид Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, какие изменения планируется внести в Закон об аудиторской деятельности с 2011 года.
- В настоящее время ведется работа над тремя законопроектами, предусматривающими внесение изменений в Закон N 307-ФЗ. Один из них был подготовлен весной 2010 года правительством по поручению Президента РФ. Он уже принят Госдумой в двух чтениях. Этот законопроект предусматривает дальнейшее развитие саморегулирования и уточнение некоторых норм Закона N 307-ФЗ. Например, в нем определен государственный орган, который осуществляет контроль качества работы аудиторских организаций. Сейчас это Минфин России. Законопроект предусматривает, что органом, контролирующим аудиторские организации, которые обслуживают общественно значимые организации, будет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, уточняются полномочия Совета по аудиторской деятельности, а также изменяется порядок принятия правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. То есть каждая СРО будет принимать свои правила независимости на основе общих правил, одобренных Советом по аудиторской деятельности.
- Когда всеми СРО должны быть приняты правила независимости?
- Согласно указанному законопроекту Совет по аудиторской деятельности должен одобрить правила не зависимости аудиторов и аудиторских организаций не позднее 1 октября 2010 года. СРО обязаны принять правила независимости не позднее 31 декабря 2010 года.
- О чем идет речь в других законопроектах?
- Второй законопроект был подготовлен в начале нынешнего года группой депутатов Госдумы. Он посвящен повышению пороговых значений финансовых показателей, на основе которых определяется необходимость проведения обязательного аудита. Этот законопроект в мае был принят в первом чтении. Необходимость пересмотра финансовых критериев для проведения обязательного аудита назрела давно. Но при этом следует пересмотреть и перечень организаций, подпадающих под обязательный аудит. При механическом повышении пороговых значений возникает риск, что вне рамок обязательного аудита окажется множество организаций, которые важны для рынка, пользователей, населения. Например, эмитенты и участники рынка ценных бумаг, организации, составляющие консолидированную отчетность. Поэтому нужно выделить те организации, которые подлежат обязательному аудиту независимо от соответствия установленным финансовым показателям.
Третий законопроект был одобрен Советом по аудиторской деятельности и в настоящее время находится в стадии межведомственного согласования. Он посвящен усилению взаимодействия независимых аудиторов и надзорных органов (органы банковского надзора, страхового надзора, надзора на рынке ценных бумаг) в интересах общества.
- Леонид Зиновьевич, благодарим вас за содержательную и очень интересную беседу.
Беседовали М. Полякова и Н. Попова
Справка. Леонид Зиновьевич Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, доктор экономических наук, профессор. В 1983 году закончил Московский финансовый институт по специальности "бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности". Работал в Министерстве финансов СССР, аудиторско-консалтинговой компании "ПрайсвотерхаусКуперс". С 2004 года - директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
"Российский налоговый курьер", N 13-14, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации были одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29.10.2009 протоколом N 79. Изменения в этот документ внесены 29 апреля 2010 года протоколом N 84. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99