Передача бюджетных данных при передаче учреждения в ведение другого главного распорядителя бюджетных средств
В данной статье рассмотрены вопросы проведения мероприятий в части передачи бюджетных данных, отраженных на лицевых счетах в органах Федерального казначейства (далее - ОФК) в случаях, когда при упразднении (ликвидации) главного распорядителя бюджетных средств бюджетные учреждения передаются в ведение другого ГРБС.
Нормативные документы
Актами, регламентирующими порядок проведения процедур передачи бюджетных данных, а также кассовых поступлений и выбытий, являются следующие приказы Минфина России:
- от 15.08.2008 N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Порядок N 80н);
- от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (далее - Порядок N 104н);
- от 19.09.2008 N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета" (далее - Порядок N 98н);
- от 01.09.2008 N 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности" (далее - Порядок N 88н);
- и приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Порядок N 7н).
Внесение изменений в Сводный реестр
Первым этапом мероприятий, осуществляемых при передаче бюджетных данных, является внесение изменений в Сводный реестр. Изменение данных в нем заключается в том, что у бюджетных учреждений меняется подчиненность, наименование их главного распорядителя (распорядителя). Эти изменения и должны найти отражение в Заявке на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса (код формы по КФД 0531664), оформляемой согласно приложению N 4 к Порядку N 80н.
Заявка на включение (изменение) должна быть оформлена с учетом следующих особенностей:
в строке "Наименование участника бюджетного процесса" указывается полное наименование участника бюджетного процесса строго в соответствии с ранее представленным в ОФК учредительным документом (уставом), с учетом регистра букв, наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания и иных символов, и документом о государственной регистрации. В кодовой зоне заголовочной части и в графе 1 "Код участника бюджетного процесса по Сводному реестру" код участника бюджетного процесса по Сводному реестру не заполняется;
в строке "Наименование" указывается наименование главного распорядителя - Министерство образования и науки Российской Федерации. В кодовой зоне заголовочной части указывается код главы по бюджетной классификации - 074;
в строке "Наименование вышестоящего участника бюджетного процесса" указывается наименование вышестоящего участника бюджетного процесса, в непосредственном ведении которого находится участник бюджетного процесса. В кодовой зоне заголовочной части указывается новый код участника бюджетного процесса по Сводному реестру вышестоящего участника бюджетного процесса;
в графе 5 "код по ОКОПФ" для обособленного подразделения, а также для участника бюджетного процесса, являющегося представительством или филиалом, проставляется прочерк;
в графе 16 "Дата ввода в действие реестровой записи" указывается дата, начиная с которой реестровая запись может быть включена в Сводный реестр, указанная дата должна быть не ранее даты представления участником бюджетного процесса в ОФК Заявки на включение (изменение).
Открытие новых лицевых счетов
После включения бюджетных учреждений в Сводный реестр ОФК обеспечивают открытие реорганизуемым участникам бюджетного процесса новых лицевых счетов.
Открытие счетов производится в соответствии с Порядком N 7н. Заявление на открытие лицевого счета, представленное участником бюджетного процесса при передаче от одного главного распорядителя бюджетных средств другому, подлежит возврату соответствующему участнику бюджетного процесса только в случае получения от Федерального казначейства Уведомления об аннулировании заявки (код формы по КФД 0531666). Соответствующие разъяснения даны в письме Федерального казначейства от 23.04.2010 N 42-1.0-13/6.
Передача бюджетных данных при упразднении
Передача доведенных бюджетных данных осуществляется после внесения изменений в Сводный реестр и открытия в ОФК соответствующих лицевых счетов участникам бюджетного процесса, переходящим в ведение другого главного распорядителя бюджетных средств.
После выдачи упраздняемым (ликвидируемым) органам исполнительной власти Казначейских уведомлений с указанием в строке "Специальные указания" - "Межведомственная реорганизация" и до представления ими Расходных расписаний, подготовленных в соответствии с пунктом 9.3 Порядка N 104н, иные Расходные расписания от этих учреждений не принимаются.
Операции на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в ОФК передающим (принимающим) получателям, не осуществляются до отражения в соответствии с Порядком N 104н на указанных лицевых счетах бюджетных данных по всем передаваемым кодам бюджетной классификации, доведенным "положительными" Расходными расписаниями, а также бюджетных обязательств, кассовых выплат и поступлений в порядке, установленном пунктами 8.17 - 8.23 Порядка N 104н.
Передача показателей лицевого счета администратора доходов бюджета
Передача показателей лицевого счета администратора доходов бюджета осуществляется ОФК в соответствии с пунктами 2.73 - 2.75 Порядка N 7н. Для этого оформляются Акт приемки-передачи показателей лицевого счета администратора доходов бюджета при реорганизации (код формы по КФД 0531774) и Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809), сформированного по каждому коду бюджетной классификации и коду ОКАТО на общую сумму, отраженным в разделе 1 Акта приемки-передачи показателей лицевого счета администратора доходов бюджета при реорганизации, представленных администратором доходов бюджета, принимающего полномочия.
Указанный Акт должен быть согласован администраторами доходов бюджета, передающими и принимающими полномочия по администрированию доходов бюджета.
При этом неисполненные документы реорганизуемого администратора доходов бюджета справочно отражаются в разделе 2 Акта приемки-передачи и подлежат отзыву на основании письменного обращения администратора доходов бюджета, передающего полномочия.
Передача показателей за счет средств от приносящей доход деятельности
Передача показателей по кассовым выплатам и поступлениям, произведенным за счет средств от приносящей доход деятельности, реорганизуемым получателем, осуществляется в соответствии с Порядком N 88н.
Реорганизуемый получатель представляет в ОФК по месту обслуживания Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, сформированный им в установленном порядке.
Аннулирование показателей Сведений о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (далее - Сведения о смете) (код формы по КФД 0531737), учтенных на лицевом счете реорганизуемого получателя, осуществляется на основании Справки (код по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0504833), утвержденной Минфином России. Справка формируется ОФК на основании представленного реорганизуемым получателем средств федерального бюджета Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений.
В целях своевременного завершения реорганизационных процедур для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом принимающему получателю, раздела для учета операций по приносящей доход деятельности Минфин принял в виде исключения отдельное решение о порядке представления Разрешений на осуществление приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531735).
В отдельных случаях, как в случае упразднения Федерального агентства по образованию, Минфин России (письмо от 04.05.2010 N 02-03-07/1634) разрешает осуществлять деятельность, используя ранее выданные разрешения по старой ведомственной подчиненности (при этом получатели бюджетных средств, меняющие подчиненность, представляют в ОФК копию Разрешения, оформленного по прежней ведомственной подчиненности), и указывает дату, до которой должны быть получены новые разрешения. При упразднении (ликвидации) Федерального агентства по науке и инновациям (глава 144) и Федерального агентства по образованию (глава 073) новые Разрешения учреждениями, переданные в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации (глава 074), должны быть представлены до 1 декабря 2010 года.
Дополнительно к Разрешению получатель средств федерального бюджета представляет в ОФК по месту его обслуживания Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном принимающим главным распорядителем (Минобрнауки России), и соответствующие Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов по форме согласно приложению N 7 к Порядку N 88н (код формы по КФД 0531737).
Показатели Сведений о смете должны быть сформированы с учетом показателей Акта приемки-передачи принятых кассовых выплат и поступлений, представленного в соответствующий ОФК принимающим получателем средств федерального бюджета.
Закрытие старых лицевых счетов
Согласно положениям пункта 2.63 Порядка N 7н при предварительном исключении клиента из Сводного реестра по Заявке на исключение реквизитов участника бюджетного процесса, представленной главным распорядителем, главным администратором доходов федерального бюджета или главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета, в ведении которого находится исключаемый участник бюджетного процесса, закрытие соответствующих лицевых счетов клиентов (за исключением лицевого счета администратора доходов бюджета) осуществляется со дня предварительного исключения клиента из Сводного реестра.
Закрытие лицевых счетов осуществляется ОФК при отсутствии на них учтенных показателей и остатка денежных средств. На это дается пять рабочих дней со дня предварительного исключения клиента из Сводного реестра на основании Заявления на закрытие лицевого счета, оформленного уполномоченным руководителем ОФК работником.
При этом, согласно пункту 2.61 Порядка N 7н, денежные средства, поступившие на счет ОФК после закрытия лицевого счета клиента, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными в Заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия возвращаются отправителю, за исключением закрытия лицевого счета администратора доходов бюджета.
Кроме того, Заявление на закрытие лицевого счета оформляется уполномоченным руководителем ОФК работником в соответствии с требованиями пункта 4.18 Порядка N 7н - раздел "Банковские реквизиты для перечисления средств, поступивших после закрытия лицевого счета" Заявления на закрытие лицевого счета заполняется уполномоченным руководителем ОФК работником в установленном порядке в случае подтверждения решения соответствующего вышестоящего участника бюджетного процесса о возможности перечисления средств, поступивших после закрытия лицевого счета, на банковские счета. Документ, подтверждающий данное решение, должен быть приложен к Заявлению на закрытие лицевого счета с указанием его в качестве приложения.
Санкционирование расходов по ранее заключенным договорам
При проведении реорганизационных мероприятий у бюджетных учреждений изменяются лицевые счета. Обратите внимание, что за ОФК при санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту (договору), по договору аренды не закреплена необходимость контроля за соответствием номера лицевого счета государственного заказчика, указанного в государственном контракте (договоре), договоре аренды, реквизитам, указанным в Заявке на кассовый расход.
У ОФК отсутствуют основания для возврата без исполнения Заявки на кассовый расход, представленной бюджетным учреждением вместе с государственным контрактом (договором), договором аренды, в котором указан лицевой счет государственного заказчика по прежней административной подчиненности. Такая позиция изложена, в частности, в письме Казначейства России от 06.05.2010 N 42-7.4-05/1.6-299.
Использование средств после закрытия счета
Следующий вопрос, на который следует обратить внимание, - это порядок использования денежных средств, поступивших на счета ОФК после закрытия лицевых счетов участников бюджетного процесса (далее - УБП), переданных в ведение других главных распорядителей бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 2.61 Порядка N 7н денежные средства, поступившие на счет ОФК после закрытия лицевого счета УБП, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными в Заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия возвращаются отправителю (за исключением закрытия лицевого счета администратора доходов бюджета).
При указании информации в Заявлении на закрытие возможность перечисления средств должна быть подтверждена решением соответствующего вышестоящего участника бюджетного процесса в соответствии с пунктом 4.18 Порядка N 7н.
При отсутствии информации в Заявлении на закрытие ОФК осуществляет операции с такими средствами в соответствии с Порядком N 8н (в редакции приказа Федерального казначейства от 25.12.2009 N 15н). То есть средства учитываются как невыясненные поступления (по причине неверного указания лицевого счета) и уточняются бюджетным учреждением на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).
Поступления на счет N 40503 ОФК по основаниям, предусмотренным пунктом 4.3 Порядка N 88н, учитываются как невыясненные поступления по коду бюджетной классификации РФ 000 3 03 98010 01 0000 180 "Невыясненные поступления федеральным государственным учреждениям" в установленном порядке.
В целях устранения оснований для учета указанных поступлений как невыясненных УБП, согласно положениям пункта 4.4 Порядка 88н, в течение десяти рабочих дней после поступления средств представляет дополнительную информацию, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера клиента (или уполномоченных руководителем лицами), по уточнению наименования получателя бюджетных средств, реквизитов его лицевого счета, а также иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении.
При этом возможно представленное клиентом Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа рассматривать как информацию для уточнения невыясненных поступлений.
Если имеются основания для учета указанных поступлений как невыясненных, которые не устранены в течение десяти рабочих дней после поступления средств (не представлена дополнительная информация, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера клиента (или уполномоченных руководителем лицами), по уточнению наименования получателя бюджетных средств, реквизитов его лицевого счета, а также иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении; получатель не включен в установленном порядке в Сводный реестр), ОФК без заявления плательщика возвращает ему суммы невыясненных поступлений. Для этого ОФК формируются Заявки на возврат.
Зачисление средств от аренды
В соответствии с пунктом 2.6.2 Порядка N 8н получатели средств федерального бюджета, переданные в ведение другого главного распорядителя бюджетных средств, являющиеся арендодателями (их обособленными подразделениями), уведомляют арендаторов о реквизитах счетов N 40101 и о порядке оформления расчетных документов на перечисление в доход соответствующего бюджета арендной платы с учетом изменений в реквизитах указанных арендодателей (их обособленных подразделений).
При этом Федеральное казначейство обращает внимание на то, что, согласно положениям пункта 2.6.3 Порядка N 8н, суммы, зачисленные на основании расчетного документа арендатора на счет N 40101 ОФК, учитываются как невыясненные поступления в случае, если в расчетном документе арендатора:
- не указан или указан несуществующий код классификации доходов бюджетов;
- отсутствуют или неверно указаны значения ИНН и КПП арендодателя (его обособленного подразделения).
Таким образом, если в соответствующих полях расчетного документа арендатора указаны верные значения ИНН, КПП и коды бюджетной классификации арендодателя, но не указан (указан неверный) номер лицевого счета арендодателя, у ОФК отсутствуют основания для отнесения указанных поступлений к невыясненным поступлениям.
На заметку. Порядок составления сметы по приносящей доход деятельности
Приказом Минобрнауки России от 21.05.2010 N 560 утвержден Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год и внесения в них изменений.
Обратите внимание, что приказы Минобрнауки России от 10.03.2009 N 79 "Об утверждении Порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год и внесения в них изменений" и от 27.02.2010 N 152 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 79" утратили силу.
О.В. Шедина,
консультант ИД "Советник бухгалтера",
бухгалтер, к.э.н.
"Советник в сфере образования", N 4, июль-август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95