Новации таможенного союза
С 1 июля 3 государства - Россия, Белоруссия и Казахстан - составляют единую таможенную территорию. В ее рамках существует наднациональный орган - Комиссия таможенного союза (далее - Комиссия). Недавно она, Минтранс России и МНС Белоруссии выпустили ряд писем, которые следует учитывать в своей деятельности участникам ВЭД.
В полной мере таможенный союз между государствами - его членами уже функционирует. В состав законодательства, которое регулирует таможенные правоотношения в нем, входят, в частности, решения Комиссии*(1). За последнее время их появилось несколько, рассмотрим основные из них. Например, о порядке принятия данным органом решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров*(2); о перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору*(3); о форме и порядке заполнения транзитной декларации*(4). Кроме того, Минтранс России и МНС Белоруссии проинформировали, какие формы транспортных документов могут использовать российские и белорусские участники ВЭД при осуществлении перевозок в рамках таможенного союза.
Полномочия Комиссии
Комиссия - это единый, постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза*(5). В отношении вопросов, касающихся решений и разъяснений о классификации товаров, она вправе:
- рассматривать предложения уполномоченных таможенных органов, проекты решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров согласно Товарной номенклатуре ВЭД таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
- проводить консультации с уполномоченными таможенными органами по вопросам классификации товара согласно ТН ВЭД ТС и согласовывать проекты решений и разъяснений по ним;
- принимать решения и обеспечивать их опубликование на своем сайте;
- отменять (изменять) принятые ранее решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров согласно ТН ВЭД ТС*(6).
Последнее Комиссия вправе делать только в случаях изменения ТН ВЭД ТС, выявления ошибок, допущенных при принятии решения либо при получении дополнительной информации, влияющей на его принятие*(7).
О перечне товаров...
К перечню лиц, ведущих деятельность в сфере таможенного дела и включаемых в соответствующие реестры, относится уполномоченный экономический оператор. О том, при каких условиях можно получить статус такого лица, какими упрощениями оно пользуется, читайте в "АБ" N 8, 2010 на с. 32. Комиссия недавно утвердила перечень товаров, в отношении которых специальные упрощения применяться не могут. Так, в него входят:
- подакцизные товары, подлежащие маркировке (их перечень определяет законодательство государств - членов таможенного союза);
- иные товары, перечень которых определен законодательством государств - членов таможенного союза*(8).
Формы транспортных документов
МНС Белоруссии*(9) и Минтранс России*(10) выпустили 2 письма о формах транспортных (товаросопроводительных) документов, которые участники ВЭД могут использовать при осуществлении перевозок на территории таможенного союза. Отметим, что первое письмо доводит до сведения формы белорусских транспортных документов и распространяется на белорусские компании, которые перемещают товары с территории Республики Беларусь в Россию. Второе содержит бланки документов, которые могут применять российские организации, ведущие деятельность в рамках таможенного союза и осуществляющие перевозки товаров из России в Белоруссию или Казахстан. ФНС России в свою очередь проинформировала об этих 2 письмах межрегиональные инспекции*(11).
Однако не совсем понятно, на каком основании были опубликованы эти формы транспортных документов, которые могут или должны использоваться в рамках таможенного союза участниками ВЭД. Ведь ни в Таможенном кодексе таможенного союза, ни в других международных документах по таможенному союзу ничего о них не говорится. В подобной ситуации скорее всего могут применяться любые формы транспортных (товаросопроводительных) документов, принятые в международной торговле. Рассмотрим некоторые из тех, которые рекомендовали Минтранс России и МНС Белоруссии (см. также табл. на с. 33).
Так, если российский участник ВЭД отгружает товар путем железнодорожных перевозок с территории России в Белоруссию или Казахстан, могут применяться формы, предусмотренные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении*(12) - накладные большой и малой скорости, а также дополнительные экземпляры дорожных ведомостей к ним. Кроме того, эти документы применимы в том случае, если товар отгружается с территории Республики Беларусь или Казахстана российским железнодорожным перевозчиком в Российскую Федерацию*(13).
Отметим, что при транспортировке товаров с территории Республики Беларусь в Россию белорусскими железнодорожными перевозчиками бланк СМГС - Накладная большой скорости не используется, а применяется только форма СМГС - Накладная малой скорости *(14).
При перевозке товаров российским участником ВЭД с территории России в Республику Беларусь или Казахстан авиатранспортом могут использоваться следующие транспортные документы: нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов и грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Напомним, что оба бланка были утверждены Минфином России*(15). Они обязательны для применения, поскольку служат удостоверением договоров воздушной перевозки грузов*(16). Что же касается авиаперевозок товаров белорусских участников ВЭД, то применяется авиационная накладная - Air Waybill-AWB*(17). Форма данного документа и порядок его заполнения приведены в Резолюциях IATA 600 а, 600 b.
Если же товар отгружается российским участником ВЭД с территории России в Республику Беларусь либо Казахстан автотранспортом, можно использовать форму 1-Т "Товарно-транспортная накладная"*(18). Отметим, что данное правило действует также тогда, когда российский грузоотправитель перемещает продукцию с территории Республики Беларусь или Казахстана с участием российского автоперевозчика.
При отгрузке товара автотранспортом из Белоруссии в Россию белорусской компанией (либо если эта организация отгружает товар с территории России в Белоруссию) можно применять CMR-накладную. Форма и порядок ее заполнения утверждены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь*(19). Кроме того, белорусский контрагент должен дополнительно оформить товарную накладную по форме ТН-2. Бланк этого документа и правила его заполнения утверждены Минфином Белоруссии*(20).
Транзитная декларация
Утверждены новая форма, добавочные листы и порядок заполнения транзитной декларации*(21). Они начнут действовать с 1 января 2011 года. До этой даты участники ВЭД должны использовать формы (бланки) таможенных деклараций (документов) и порядок их заполнения, которые действуют в настоящее время.
Так, со следующего года согласно новой инструкции транзитная декларация будет также состоять из основного и добавочных листов. Отметим, что последние необходимо использовать в том случае, если в одной транзитной декларации заявляются сведения о 2 и более товарах*(22). Она должна быть заполнена с использованием печатающего устройства на листах формата А4. Если же будет необходимо внести какие-либо изменения и (или) дополнения, это можно сделать от руки печатными буквами. Лицо, сделавшее эти записи, удостоверяет их на каждом листе транзитной декларации. Далее должностное лицо таможенного органа ставит подпись и оттиск личной номерной печати.
Кроме того, участники ВЭД вправе указывать в транзитной декларации сведения, которые определяют индивидуальные характеристики товаров, номера транспортных средств, рейсов, документов и иную информацию на языке оригинала, в том числе латинскими буквами.
Что же касается порядка заполнения добавочных листов транзитной декларации, то он соответствует действующему для основного листа*(23).
Формы транспортных документов, которые могут использовать участники ВЭД при осуществлении перевозок на территории таможенного союза
Перевозчик, на которого распространяется форма документа | Название формы документа | Документ, которым утверждена форма документа |
Автомобильные перевозки | ||
Российский | Форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная" | Пост. Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 |
Белорусский | CMR-накладная | Пост. Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N 23 |
Товарная накладная по форме ТН-2 | Пост. Минфина Белоруссии от 18.12.2008 N 192 | |
Воздушные перевозки | ||
Российский | Нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов; грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов | Письмо Минфина России от 29.05.1998 N 16-00-27-23 |
Белорусский | Авиационная накладная Air Waybill-AWB | Резолюции IATA 600 а, 600 b |
Железнодорожные перевозки | ||
Российский | Накладные СМГС большой и малой скорости; дополнительные экземпляры дорожных ведомостей к накладным | Приложения 12.1-12.4 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 |
Белорусский | Накладная СМГС малой скорости | Приложение 12.1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 |
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
Т.Э. Батыгина,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 3 п. 1 ст. 3 ТК ТС
*(2) решение Комиссии от 18.06.2010 N 296
*(3) решение Комиссии от 18.06.2010 N 323
*(4) решение Комиссии от 18.06.2010 N 289
*(5) подп. 11 п. 1 ст. 4 ТК ТС
*(6) п. 3 Положения, утв. решением Комиссии от 18.06.2010 N 296 (далее - Положение)
*(7) п. 17 Положения
*(8) п. 1 решения Комиссии от 18.06.2010 N 323
*(9) письмо МНС Белоруссии от 27.05.2010 N 8-2-7/2255
*(10) письмо Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460
*(11) письма ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@, от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693
*(12) Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 с изменениями и дополнениями на 01.07.2008 (далее - СМГС)
*(13) Приложения 12.1-12.4 к СМГС
*(14) письмо МНС Белоруссии от 27.05.2010 N 8-2-7/2255
*(15) письмо Минфина России от 29.05.1998 N 16-00-27-23
*(16) п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ
*(17) письмо МНС Республики Беларусь от 27.05.2010 N 8-2-7/2255
*(18) пост. Госкомстата России от 28.11.1997 N 78
*(19) пост. Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N 23
*(20) пост. Минфина Белоруссии от 18.12.2008 N 192
*(21) решение Комиссии от 18.06.2010 N 289
*(22) п. 3 Инструкции, утв. решением Комиссии от 18.06.2010 N 289 (далее - Инструкция)
*(23) п. 6 Инструкции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.