Законны ли требования ПФР?
Нередко государственные органы отступают от требований законодательства, расширяя обязанности граждан и организаций. Происходит это потому, что многие процедуры, необходимые в отношениях "государство - гражданин/организация", не регламентированы. Вот и некоторые территориальные органы ПФР требуют от "упрощенцев" подтверждать свой налоговый статус при уплате страховых взносов. Давайте разберемся, насколько законны требования ПФР.
Как нам сказали в одном из столичных отделений ПФР, плательщики страховых взносов, применяющие УСН, должны подтверждать свой налоговый статус. Если они этого не сделают, то не смогут уплачивать взносы по специальным пониженным тарифам, предусмотренным для "упрощенцев" на период 2010 года.
Конкретного перечня документов, удостоверяющих налоговый статус плательщика страховых взносов, законом не предусмотрено*(1).
Однако в отделении фонда предложили доказывать плательщикам свой налоговый статус копией уведомления из налоговой инспекции о возможности применения упрощенной системы налогообложения. Причем удостоверить налоговый статус заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения нельзя, поскольку из него не видно, применяет компания в настоящее время УСН или нет. Ведь в I квартале она могла применять УСН, а во II квартале - утратить право на использование спецрежима. Если нет уведомления, то подтвердить статус можно копией декларации по УСН, которую организация сдает по итогам года, или письмом из налоговой инспекции о том, что организация находится на УСН. При этом фонд просит подавать уведомление из налоговой вместе с расчетом (РСВ-1 ПФР) и сведениями о персонифицированном учете.
Примут или не примут?
В 2010 году плательщики, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы в ПФР по пониженным тарифам - 14 процентов, в остальные фонды тариф установлен в размере 0 процентов*(2). О взносах по "травматизму" в данной статье говорить не будем.
Остальные плательщики, не имеющие специальных налоговых статусов и иных льгот, платят взносы в период 2010 года по следующим тарифам:
- в ПФР - 20 процентов;
- в ФСС России - 2,9 процента;
- в ФФОМС- 1,1 процента;
- в ТФОМС - 2 процента.
Так что выгода для упрощенцев очевидна.
За каждый отчетный период, которыми являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год, плательщики обязаны представлять в ПФР расчет начисленных страховых взносов (форма РСВ-1 ПФР). Кроме расчета плательщики страховых взносов должны подавать в отделение ПФР сведения о персонифицированном учете. В 2010 году отчетными периодами по персонифицированному учету являются полугодие и календарный год*(3). В 2011 году такие сведения страхователи будут представлять ежеквартально.
Расчет сдается до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. А сведения о персонифицированном учете в 2010 году представляются за 1-е полугодие до 1 августа 2010 года, за календарный год - до 1 февраля 2011 года*(4).
В свою очередь, Законом N 212-ФЗ не предусмотрены основания и возможность ПФР отказать в принятии расчета. Также Законом "О персонифицированном учете" не установлены основания для отказа в принятии сведений*(5).
Поэтому, по нашему мнению, не принять расчет и сведения о персонифицированном учете, если к ним не приложено уведомление о возможности применения УСН, ПФР не вправе.
Однако отметим, что для плательщиков взносов установлена обязанность помимо представления расчета подавать еще и документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов. Таковыми как раз являются документы о налоговом статусе плательщика, который дает право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.
Но тут нужно иметь в виду одну важную деталь. Представлять в ПФР документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, плательщики обязаны только в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 212-ФЗ*(6).
А этим законом не установлено, что плательщик обязан направлять такие документы вместе с расчетом.
Случаями, когда плательщики должны представлять в ПФР документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, являются*(7):
- выявление в ходе камеральной проверки ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, несоответствий представленных плательщиком взносов сведений, содержащихся в документах, имеющимся у ПФР, или противоречий в представленных документах;
- проведение выездной проверки.
Таким образом, Закон N 212-ФЗ и Закон "О персонифицированном учете" не устанавливают обязанности плательщика страховых взносов, применяющего УСН, представлять в ПФР вместе с расчетом и сведениями о персонифицированном учете какие-либо документы, подтверждающие применение УСН, а также не предусматривают возможности и оснований отказать плательщику в приеме расчета и сведений.
А все-таки как получить уведомление?
Переход на упрощенную систему налогообложения производится в добровольном порядке. Для этого налогоплательщик должен подать в налоговый орган по своему месту нахождения заявление о переходе на УСН*(8).
После подачи заявления организация, если она отвечает всем условиям, необходимым для использования УСН, считается перешедшей на УСН: вновь созданные организации сразу после подачи заявления, а уже существующие организации - со следующего календарного года. То есть согласия налогового органа на переход не требуется. Соответственно, никакого подтверждения из налоговой инспекции ждать не нужно. Кроме того, Налоговым кодексом не установлена обязанность налоговиков направлять такое подтверждение.
Однако на практике так сложилось, что налоговый орган все же направлял налогоплательщикам подтверждение - уведомление о возможности применения УСН. Даже была утверждена его форма - N 26.2-2 *(9).
В настоящее время эта форма не применяется, а приказ, ее утвердивший, утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 13 апреля 2010 года N ММВ-7-3/182@*(10).
Этим приказом вообще не предусмотрена форма уведомления о возможности применения УСН, поэтому исходя из рассмотренных правовых норм можно предположить, что, даже если организация направит письменный запрос о выдаче уведомления, налоговая инспекция его не выдаст. Однако ранее, еще до издания указанного выше приказа, налоговики разъясняли, что, хотя Налоговым кодексом не установлена обязанность налоговых органов выдавать упрощенцам уведомления о возможности применения УСН, по письменному запросу его все равно выдадут*(11).
Рассматриваемым приказом утверждена форма информационного письма (N 26.2-7), которое подтверждает факт подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСН, представления или непредставления наряду с заявлением налоговых деклараций по налогу при УСН за определенные периоды. Один экземпляр информационного письма выдается налогоплательщику (направляется по почте или в электронном виде по ТКС) или его уполномоченному представителю.
Таким образом, с выходом вышеупомянутого приказа территориальные налоговые органы не применяют в работе уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения и уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. При письменном обращении налогоплательщиков с запросом о подтверждении применения упрощенной системы налогообложения налоговые органы будут направлять информационное письмо по форме N 26.2-7. При этом из письма не будет следовать, что налогоплательщик в данный момент применяет УСН.
Есть ли смысл в требуемых ПФР документах?
В одной из налоговых инспекций в устной беседе нам подтвердили, что по письменному запросу налогоплательщику выдадут дубликат ранее полученного уведомления. На вопрос, будет ли такой дубликат подтверждать право на применение УСН в настоящее время, представитель налогового органа ответил, что оно будет так же подтверждать указанное право, как и ранее выданное при переходе на УСН. То есть при выдаче дубликата налоговая не будет проводить какой-либо проверки по установлению факта утраты или неутраты налогоплательщиком права на УСН.
А ведь ПФР хочет знать достоверно, что организация, применяющая пониженные тарифы, действительно в настоящее время находится на УСН. Не зря же представитель ПФР отметил, что подтвердить статус налогоплательщика, применяющего УСН, заявление о переходе на УСН не может. Однако и уведомление о возможности применения УСН также не может доказать, что плательщик в настоящий момент все еще применяет УСН. Поясним.
В ряде случаев "упрощенец" может потерять право на применение этого спецрежима. Это происходит, если, например, по итогам отчетного или налогового периода его доходы превысят 60 миллионов рублей. Причем налогоплательщики иногда ошибаются в подсчете указанных доходов и поэтому могут не знать, что права на применение УСН у них уже нет. А потеря права происходит в этом случае начиная с того квартала, в котором допущено превышение доходов*(12).
Если по рассмотренному основанию налогоплательщик утратил право на использование УСН, то он обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Поэтому возможна такая ситуация, что организация получила уведомление о возможности применения УСН, хотя уже не имеет права применять УСН, и уплатила страховые взносы по пониженным тарифам. Следовательно, выданное налоговым органом уведомление, так же как и заявление налогоплательщика о переходе на УСН, не может со стопроцентной достоверностью подтверждать то, что организация в настоящее время применяет УСН.
По вышеуказанной причине не могут этого доказать копия декларации и даже письмо из налоговой инспекции, полученное налогоплательщиком.
Но есть и позитивная новость. Как нам сообщил представитель ПФР, сейчас ведется работа по подготовке соглашения между ПФР и ФНС России. В соответствии с ним фонд будет запрашивать сведения о плательщиках взносов, которые применяют УСН, непосредственно в налоговом органе, что избавит самого плательщика от представления бессмысленных документов и ненужных споров с ПФР.
Пока такого соглашения нет, плательщик взносов может во избежание споров направить расчет по почте и уплатить страховые взносы по пониженным тарифам. Закон N 212-ФЗ этого не запрещает. А ПФР уже сам в ходе проведения проверки запросит, если понадобится, подтверждение того, что плательщик применяет УСН. Возможно, запросит именно уведомление.
С.А. Щигарев,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ
*(3) ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ; п. 12 ст. 37 федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ)
*(4) п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; п. 12 ст. 37 Закона N 213-ФЗ
*(5) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
*(6) п. 4 ч. 2 ст. 28 3акона N 212-ФЗ
*(7) ч. 3 ст. 34, ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(8) п. 1 ст. 346.11, ст. 346.13 НК РФ
*(9) утв. приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495
*(10) п. 4 приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@
*(11) письмо ФНС России от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@
*(12) п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.