Что нужно знать об ответственности за непредставление индивидуальных сведений?
Какими нормами законодательства установлена обязанность страхователей представлять сведения в ПФР? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков и полноты представления указанных сведений? Каков порядок исчисления штрафных санкций за данное правонарушение? Эти и другие вопросы ответственности за непредставление индивидуальных сведений приобретают особую актуальность именно сейчас, когда на страхователей возложена обязанность представлять сведения в ПФР два раза в год (а с 2011 года - четыре раза в год).
Коротко о представлении сведений
Напомним основные положения порядка представления сведений в ПФР.
Составляющие порядка представления сведений в ПФР | Порядок представления сведений в ПФР | Нормативный документ, отражающий порядок представления сведений в ПФР |
Обязанность страхователей представлять персонифицированные сведения | Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров | Пункт 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ*(1), п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ*(2) |
Срок представления индивидуальных сведений | Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Однако бухгалтерам следует помнить, что с 01.01.2011 индивидуальные сведения представляются ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. На 2010 год установлен переходный период: в течение данного года сведения представляются два раза: за первый отчетный период (полугодие 2010 года) - до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года | Пункт 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, ч. 12 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ*(3) |
Форма представления сведений | Персонифицированные сведения представляются по формам, определяемым ПФР. В настоящий момент такие формы утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п | Пункт 4 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п |
Ответственность за непредставление сведений | За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке | Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ |
Проведение проверок представленных страхователями сведений | Страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну | Пункт 13 Федерального закона N 167-ФЗ, Постановление Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п |
Проблемы привлечения страхователей к ответственности
На основе анализа сложившейся арбитражной практики можно выделить несколько вопросов, разрешение которых наиболее часто происходит в суде. Причиной разницы позиций страховщика - ПФР и страхователей в большинстве случаев является нечеткость формулировок законодательства. Итак, какие проблемы приводят страхователей в суд?
В процентах или в рублях?
Проблема. В процентах или в рублях? Именно так можно кратко охарактеризовать спорную ситуацию, за разрешением которой страхователи часто обращаются в суд. Хотя в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ прямо указано, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР, при возникновении разногласий с органами ПФР страхователи пытаются доказать, что при привлечении организации к ответственности за непредставление индивидуальных сведений необходимо руководствоваться нормами п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которому неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, предусматривается взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Позиция судей. Анализ сложившейся арбитражной практики показывает, что при несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах страхователь совершает правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ (см., например, постановления ФАС ВСО от 28.03.2006 N А58-4029/05-Ф02-1203/06-С1, от 11.04.2006 N А58-4030/05-Ф02-1371/06-С1).
Разъясняя свою позицию, судьи указывают, что норма ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ является специальной по отношению к норме ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. При конкуренции общей и специальной нормы применению подлежит специальная норма.
Данный вывод содержится также в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, в котором Конституционный суд отметил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
То есть специальный Закон о персонифицированном учете (Федеральный закон N 27-ФЗ) имеет в данном случае большую силу, чем Закон о пенсионном страховании (Федеральный закон N 167-ФЗ).
Размер санкций: определяем базу для исчисления
Проблема. Размер санкций исчисляется исходя из суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения. Однако в некоторых случаях органы ПФР отходят от этого правила. Судьи в данном случае встают на сторону страхователя.
Позиция судей. Арбитры в качестве довода приводят позицию, изложенную в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79: размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Аналогичная позиция изложена и в Письме ПФ РФ от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций": территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением пункта 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Ситуация, рассмотренная судьями Северо-Западного округа (Постановление от 17.12.2008 N А05-5060/2008), конечно, не является типичной, но от того не перестает быть интересной, в том числе и для понимания механизма применения нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь представил сведения о 26 физических лицах, в число которых входили 17 лиц, не являющихся работниками страхователя и не связанных с последним гражданско-правовыми договорами. Далее на 17 человек, в отношении которых организация не признавалась страхователем и которые не являлись застрахованными лицами, были представлены отменяющие и корректирующие сведения.
ПФР привлек организацию к ответственности, рассчитав штраф с суммы страховых взносов, исчисленной в отношении всех 26 физических лиц. Рассмотрев дело и определив, что в данном случае: в установленный срок представлены достоверные сведения в отношении застрахованных лиц, суды правомерно указали на отсутствие оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что размер штрафа неправомерно исчислен Фондом исходя из страховых взносов, начисленных в отношении застрахованных лиц, на которых представлены достоверные сведения.
Размер санкций: учитываем страховые взносы только за год
Проблема. В базу для расчета берутся платежи именно за год, а не за иной период. В случаях когда органы ПФР при расчете штрафа за непредставление индивидуальных сведений отходят от данного правила, судьи принимают сторону страхователя.
Позиция судей. В данном случае следует обратить внимание на Постановление ФАС ВВО от 22.07.2008 N А29-8880/2007, в котором арбитры столкнулись с ситуацией, когда за непредставление сведений о застрахованных лицах за 2006 год ПФР рассчитал размер штрафа исходя из суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 года.
Отказывая ПФР в удовлетворении требований, судьи указали, что из нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.
Возможно ли избежать наказания?
Проблема. По мнению специалистов ПФР, существует ряд случаев, когда возможно не применять к страхователю санкции, указанные в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Данные случаи перечислены в Письме ПФ РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379. В частности, к ним относятся такие ситуации:
- страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету;
- страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.
В перечисленных выше случаях ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По мнению специалистов ПФР, такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Позиция судов. Следует отметить, что судьи придерживаются аналогичного мнения (см., например, постановления ФАС ПО от 12.10.2009 N А65-9975/2009, ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-6303/2008).
Когда размер санкций можно уменьшить?
Рассмотрение вопроса об ответственности за непредставление сведений о застрахованных лицах было бы неполным без упоминания об обстоятельствах, ее смягчающих. Этот аспект является весьма актуальным, поскольку в некоторых случаях размер штрафа может быть существенно снижен.
Говоря о смягчающих обстоятельствах для данного вида правонарушений, следует отметить, что в этом вопросе произошли определенные изменения, а именно изменились нормы законодательства.
До 01.01.2010 | После 01.01.2010 | |
Норма законодательства | Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ) | Часть 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ изложена в новой редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом |
Практика применения | Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена возможность уменьшения финансовых санкций, применяемых к организациям, при наличии смягчающих обстоятельств, необходимо было обращаться к положениям налогового законодательства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при применении налоговых санкций | Следовательно, сейчас для определения наличия смягчающих обстоятельств нужно обращаться к нормам Федерального закона N 212-ФЗ. Так, данным законом предусмотрено наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения (ст. 43), и обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих ответственность за совершение правонарушения (ст. 44) |
Обратите внимание! Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершенные правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ отнесены:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
К сведению. Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Ю.А. Мельникова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"