Повышение квалификации и аттестация специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Профессиональная подготовка специалистов сестринского дела осуществляется в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки.
Конечной целью, профессиональной подготовки специалиста сестринского дела является высоко квалифицированный специалист новой формации, способный к самостоятельному принятию решений в пределах своей компетенции.
Но вместе с тем, следует отметить, что кардинальным образом изменилась вся система профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Введенные новые уровни образования, открывающие перед средними медицинскими работниками новые возможности профессионального роста, сформировали целостную систему многоуровневой подготовки конкурентоспособных специалистов в здравоохранении Российской Федерации. Качество лечебно-профилактической помощи во многом определяется уровнем профессиональной подготовки специалистов.
В соответствии со статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Работодатель должен создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Диплом - документ об уровне образования и специальности, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или по его поручению местным органом по месту нахождения образовательного учреждения.
Сертификат специалиста - документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности.
Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов по утвержденным образовательно-профессиональным программам.
Сертификат специалиста действует на всей территории России и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе последипломного профессионального образования. Специалист может иметь несколько сертификатов по специальностям.
Аттестация является добровольной и проводится по желанию специалиста. По результатам аттестации специалисту присваивается квалификационная категория. Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.
16 сентября 2001 года вступило в действие Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации (далее Положение), утверждённое Приказом Минздрава России от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2001 года, регистрационный N 2892), который может применяться на всей территории Российской Федерации для специалистов, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях и организациях здравоохранения, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Из Приказа МЗ РФ N 314 от 09.08.2001 г. "О порядке получения квалификационных категорий", за три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист представляет в аттестационную комиссию документы для присвоения квалификационной категории. При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям:
- 3 года стажа - вторая квалификационная категория
- 5 лет стажа - первая квалификационная категория
- 7 лет стажа - высшая квалификационная категория
Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.
На основании статьи 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, матерям и их ближайшим родственникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, сохраняется стаж работы по специальности. Целесообразно также сохранять и имеющуюся у них квалификационную категорию. В течение одного года после выхода на работу они могут её подтвердить с представлением отчёта о работе по специальности за указанный период.
При получении квалификационных категорий врачами, провизорами, средними медицинскими и фармацевтическими работниками, в том числе руководителями, другими специалистами с высшим и средним профессиональным образованием в стаж их работы по аттестуемой специальности засчитываются периоды работы:
- в учреждениях здравоохранения и организациях, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной подчинённости, по специальности;
- на выборных должностях в органах законодательной власти, профсоюзных органах, общественно-профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциациях, но не более срока, предусмотренного статьёй 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан для лиц, не работавших по своей специальности;
- в государствах, бывших республиках СССР, по контракту за рубежом в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, по специальности;
Кроме того, в стаж по аттестуемой специальности могут быть включены периоды:
- время, когда специалист не работал и был зарегистрирован на бирже труда как безработный;
- профессиональная подготовка (переподготовка) по направлению органов по труду и занятости;
- участие в оплачиваемых общественных работах с учётом времени, необходимого для переезда по направлению службы занятости в другую местность и для трудоустройства.
При выходе сотрудника из декретного отпуска в течение года сохраняется полученная квалификационная категория. По истечении года пишется отчет о проделанной работе по аттестуемой специальности (Положение о порядке получения квалификационных категорий).
В отчете рекомендуется предусмотреть разделы:
1. Краткие биографические сведения
- Фамилия, имя, отчество
- Год и дата рождения
- Образование (с указанием учебного заведения)
- Форма последипломного образования (специализация, усовершенствование)
- Указание специальности, год, название учреждения, где проходили обучение
- Информация о повышении квалификации
- Получение квалификационных категорий
2. Характеристика лечебного учреждения. Анализ профилактической деятельности за год.
- Профиль отделения
- Профили, заболеваний - с какой, патологией лежат пациенты
- Нагрузка на аттестуемого (хронометраж рабочего времени)
- Оснащение поста медицинской сестры
- Лечебно-охранительный режим подразделения
3. Соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, асептики и антисептики. Приказы.
- Основные антисептические и дезинфицирующие средства
- Использование антисептиков и дезинфектантов
- Этапы приготовления дезинфицирующих растворов (подробно).
- Проведение генеральных и текущих уборок (описать технологию, экспозицию)
- Режимы дезинфекции Маркировка емкостей для дезинфекции
- Обеззараживание и предстерилизационная обработка инструментов
- Учет часов бактерицидных ламп
- Документация по организации и контролю соблюдения санитарно-ротивоэпидемического режима
- Классификация медицинских отходов
- Порядок проведения дезинфекции отходов
- Обработка биологических жидкостей (подробно)
- Утилизация шприцов
- Общий порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря.
- Хранение дезинфекционных средств
- Работа в период эпидемии гриппа
4. Профилактика внутрибольничной инфекции
5. Профессиональная характеристика
5.1. Прием и сдача дежурств
5.2. Подготовка к работе медицинского оборудования, инструментария, перевязочных средств
5.3. Технология выполнения основных лечебных манипуляций
- Контроль за своевременным приемом пероральных препаратов пациентами
- Термометрия
- Измерение артериального давления и оценка пульса
- Определение суточного диуреза
- Подача кислорода
- Постановка клизм
- Катетеризация мочевого пузыря
- Работа с дренажами
- Другое по основной работе
5.4. Подготовка больных к операции
5.5. Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде
5.6. Техника оказания первой помощи (для всех специальностей):
- при обмороке
- эпилептическом припадке
- гипогликемической коме
- кровотечениях
- доврачебная помощь при острых состояниях
5.7. Технология проведения непрямого массажа сердца (для всех специальностей)
5.8. Уход за больными
- Наблюдение за состоянием и физиологическими отправлениями больного
- Правила работы с дренажами
- Профилактика осложнений у пациентов
- Уход за больными при соблюдении постельного режима (кормление, умывание, гигиенический уход, смена белья, профилактика пролежней)
5.9. Технология подготовки пациентов к диагностическим и специальным процедурам
5.10. Инфузионная и другая терапия, профилактика постинъекционных осложнений.
- Правила забора лабораторного материала и правила его транспортировки в лабораторию
- Набор дозы инсулина
- Техника выполнения инъекции
- Основные правила ухода за внутривенными катетерами
- Основные правила ухода за подключичными катетерами, правило введения лекарственных препаратов (меры предосторожности).
- Профилактика воздушной эмболии
- Технология взятия крови для лабораторных исследований
- Определение группы крови и резус-фактора
- Другое
6. Трансфузиология
- Требования к флаконам с консервированной кровью
- Хранение крови
- Правила переливания крови
- Осложнения при переливании крови
- Посев крови на стерильность
- Требования к хранению свежезамороженной плазмы
- Технология переливания свежезамороженной плазмы
- Осложнения гемотрансфузии
- Ведение документации
- Другое
7. Аптечки неотложной помощи
- аптечка ВИЧ (N приказа, комплектация и использование),
- анафилактический шок (перечень, оказание доврачебной помощи подробно).
8. Работа с лекарственными препаратами
- Получение, хранение и учет фармацевтических препаратов
- Группы лекарственных препаратов. Особенности хранения.
- Правила работы с лекарственными препаратами.
- Правила выдачи лекарственных препаратов пациенту
- Хранение лекарственных препаратов. Условия хранения. Температурный режим.
- Другое
9. Бельевой режим
10. Организация питания пациентов
- Обеспечение организации питания пациентов.
- Лечебные диеты их характеристика, принципы составления, участие среднего медперсонала.
- Искусственное питание через желудочный зонд
- Другое
11. Делопроизводство
- Ведение учетно-отчетной документации
- Документация на посту, перевязочной, процедурной и т.д. (в зависимости от выполняемой работы)
- Другое
12. Правила внутреннего распорядка в отделении
13. Основы психологии общения сестринского персонала с пациентами.
14. Действия медицинской сестры при констатации врачом биологической смерти больного (подробно действия)
15. Развитие творческой активности педагогических навыков.
- Участие в сестринских конференциях.
- Наставничество, работа со студентами
- Печатные работы в журналах
- другое
16. Охрана труда
17. Противопожарная безопасность
18. Новые технологии в сестринском деле, используемые в работе
- Применение новых методов исследования
- применение дезинфектантов
- освоение нового оборудования
- оснащение, испытание
- применение новых лекарственных средств
- санитарно-просветительская работа
- другое
19. Биомедицинская этика (взаимоотношение медицинских работников и пациентов, права пациентов, профессиональная тайна, ятрогения).
По специальности "Организация сестринского дела"
1. Численность персонала и структура подразделения
2. Анализ движения персонала за отчетный год.
3. Правила отбора персонала при приеме на работу
4. Контроль выполнения манипуляций медицинскими сестрами
5. Делопроизводство:
- планирование работы сестры руководителя
- наличие годового плана работы,
- штатное расписание
- должностные инструкции
- нормативные документы,
- приказы регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ
- приказы по хранению и учету лекарственных средств
- другое
6. Кадровый менеджмент в работе главных и старших медицинских сестер
- правила приема на работу среднего и младшего медицинского персонала, проведение собеседования
- адаптация персонала
- осуществление профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников
- укомплектованность средним и младшим медицинским персоналом.
- подбор и расстановка кадров
- формирование и подготовка резерва по нужным направлениям
7. Обучение медицинских сестер
- организация, контроль и проведение циклов повышения квалификации медицинских сестер.
- подготовка медицинских сестер к присвоению или подтверждению квалификационных категорий
8. Лекарственное обеспечение (выписка, получение, хранение и учет лекарственных средств)
9. Хранение и учет лекарственных средств
10. Хранение огнеопасных и взрывоопасных веществ
11. Материальная ответственность (износ, списание, инвентаризация)
12. Работа в Совете по сестринскому делу
13. Ведение утвержденной учетно-отчетной документации
14. Комплексная проверка работы среднего и младшего медицинского персонала подразделения:
- Контроль деятельности медицинских сестер клиники
- Своевременность и качество выполнения сестринских манипуляций
- Выполнение средним медперсоналом требований действующих приказов по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима. Контроль лечебно-охранительного режима
15. Контроль работы буфетных, режима, качества и организации питания больных
16. Организация и контроль работы сестры - хозяйки, младшего медицинского персонала. Бельевой режим.
17. Утилизация шприцов
18. Участие в работе Совета медицинских сестер
19. Работа со студентами.
20. Охрана труда
21. Соблюдение в подразделениях противопожарной безопасности
22. Действия в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях
23. Организация и развитие организационной культуры
В статье 23 Закона об образовании говорится о том, что среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Специалист сестринского дела - специальность, возникшая в результате совершенствования системы подготовки сестринских кадров и внедрения трехуровневой системы образования медицинских сестер в России: 1 уровень - училище, колледж (имидж "практическая медицинская сестра"); 2 уровень - курсы повышенной подготовки медицинских сестер (имидж "клиническая медицинская сестра"); 3 уровень - высшее сестринское образование (имидж "сестра-менеджер"). Признанием появления нового специалиста в здравоохранении стали приказ МЗ РФ от 13.09.2002 г., дополнение к приказу N 337 о специалисте по управлению сестринской деятельностью, а также утверждение новых должностей для выпускников с высшим сестринским образованием :
1) руководители учреждений;
2) руководители структурных подразделений;
3) специалисты.
На основании статьи 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан РФ право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ имеющие диплом и сертификат специалиста. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием. Не работавшие по своей специальности более пяти лет. Могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Перечень профиля специальностей, по которым повышают квалификацию медсестры почти полностью соответствует тем специальностям, что указаны в перечне специальностей приказа от 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
Повышение квалификации среднего медицинского персонала регламентировано двумя основными приказами N 186 и N 610.
В приказе N 186 указаны: перечень циклов специализации и усовершенствования, продолжительность обучения по различным специальностям, наименование должностей в соответствии с номенклатурой специальностей - приказ от 16 апреля 2008 г. N 176н "О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" и медицинских сестер с высшим образованием приказом от 23 апреля 2009 г. N 210 "О номенклатуре специальностей специалистов с высшем и фармацевтическим образованием".
Виды последипломного образования на основании приказа N 186:
- Специализация - 216 часов, 288 часов, 432 часа (в зависимости от специальности)
- Усовершенствование - 216 часов, 144 часа, 72 часа
Повышение квалификации проводится по необходимости, но не реже 1-го раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности специалиста, с отрывом или с частичным отрывом от работы.
На основании Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" в дополнении приказа от 10 марта 2003 г. N 213 "Изменения и дополнения в Типовое положение" повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- Краткосрочное тематическое обучение (проводится по месту основной работы специалистов, не менее 72 часов)
- Тематические семинары (от 72 до 100 часов)
- Длительное обучение специалистов (свыше 100 часов)
Циклы повышения квалификации формируются как на базах Центров повышения квалификации, так и на клинических базах многопрофильных лечебных учреждений (Приказ от 31 октября 2006 г. N 5727-ВС "О порядке проведения выездных циклов").
Клинической базой для проведения выездных циклов могут быть многопрофильные республиканские (в составе РФ), краевые, областные, окружные или городские лечебно-профилактические учреждения, территориальные организации.
Сроки и формы обучения на выездных циклах устанавливаются образовательным учреждением дополнительного профессионального образования по согласованию с органами управления здравоохранения здравоохранением субъектов РФ. Выездные циклы включаются в учебно-производственный план деятельности медицинских академий последипломного образования.
В процессе последипломного обучения используются различные формы подготовки специалистов;
- полный отрыв от работы;
- частичный отрыв от работы;
- без отрыва от работы;
На основании Типового положения от 10.03.2003 г. N 213 "Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов" за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования:
- повышение квалификации;
- стажировку;
- профессиональную переподготовку
Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.
Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном учреждении.
Успешно завершившим курс обучения выдаются следующие документы государственного образца (постановление Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 N 13 об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам):
- Удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе от 72 до 100 часов (приложение N 2 приказа от 27 декабря 1995 N 13)
- Свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе свыше 100 часов (приложение N 3 приказа от 27 декабря 1995 N 13)
- Диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе свыше 500 часов (приложение N 4 приказа от 27 декабря 1995 N 13)
- Диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе свыше 1000 часов (Приказ Минобразования РФ об утверждении положения от 06 сентября 2000 г. N 2571 "Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов"); приказ МЗ РФ от 9 декабря 2008 г. N 705 "Об утверждении порядка совершенствовании порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников"
Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом от работы. Вступительные испытания являются обязательными.
Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.
Оценка уровня слушателей проводится по результатам текущего контроля и обязательной итоговой аттестации. Слушателям, выполнившим требования учебного плана и программы, по результатам итоговой аттестации выдаются документы государственного образца.
Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено возмещение затрат, связанных с обучением работника, согласно которой работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнение без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя.
В лечебных учреждениях здравоохранения работают специалисты среднего звена, которые закончили двухгодичные курсы Красного Креста. Медицинские сестры, окончившие двухгодичные курсы Союза общества Красного Креста и Красного полумесяца проходят повышение квалификации по продолжительности обучения, как и дипломированные специалисты, сертификат им не выдается, т.к. по окончании курсов им выдавали удостоверение специалиста, а не диплом.
Специалисты с высшим и средним специальным образованием, допущенные к работе в учреждениях здравоохранения до 1 августа 1989 года на врачебные, провизорские и должности среднего медицинского и фармацевтического персонала, сохраняют право на допуск к работе в ранее установленном порядке на основании приказа Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 года N 990 (приложение 1 и 2) в прежней редакции и приказа N 418 от 13.07.1989 г. об утверждении новой редакции (в приказе N 990) "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные знания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью".
К работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала допускаются также лица, не получившие специальной подготовки и званий в соответствующих средних специальных учебных заведениях СССР, но работавшие в таких должностях работавшие до 1 октября 1972 года. Эти лица могут занимать следующие должности: помощника санитарного врача, врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, энтомолога; медицинского статистика, лаборанта, рентгенолаборанта, инструктора: по санитарному просвещению, лечебной физкультуре, трудовой терапии; медицинской сестры, в том числе руководителя учреждения (структурного подразделения) - медицинской сестры; фармацевта, в том числе руководителя аптечного учреждения (структурного подразделения) - фармацевта" (приложение N 2).
Если обратить внимание на специалистов с высшим сестринским образованием следует учесть, что в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" годичная послевузовская подготовка (интернатура) является обязательной формой профессиональной подготовки (письмо Министерства Здравоохранения РФ от 24 мая 2005 г. N 2374).
После окончания вуза выпускникам факультета высшего сестринского образования присваивается специальность "Сестринское дело", по окончании интернатуры специальность "Управление сестринской деятельностью" приказ N 210н от 23 апреля 2009 г. "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием".
В.Е. Ефремова
"Медсестра", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Медсестра"
Общероссийский ежемесячный журнал (рег. свидетельство ПИ N ФС1-01663 от 01.11.2004 г.) регулярно выпускается с 2005 года.
В издании представлена полная информация по основным направлениям деятельности и организации работы сестринского персонала, о методах ухода за больными, нормативно-правовом и информационном обеспечении, рассматриваются вопросы заработной платы, а также профессионального образовании медсестер.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru