Организация принимает участие в выставке-продаже: особенности налогообложения
Многие производственные и торговые компании регулярно участвуют в выставках-продажах. Это мероприятие способствует продвижению продукции и расширению числа потенциальных клиентов. Рассмотрим, на что следует обратить внимание организациям с точки зрения налогового учета и как не ошибиться при выборе режима налогообложения.
Расходы на проведение выставки
Как правило, при проведении выставок-продаж компании несут достаточно большие расходы. Это и арендная плата выставочных площадей, взнос за возможность участвовать в выставке, плата за предоставление организатором выставки различного оборудования и технических средств, оплата электроэнергии и других коммунальных услуг, оплата за охрану. Список таких расходов можно продолжить, так как организаторы выставок предоставляют своим участникам совершенно разные услуги и соответственно покрывают их стоимость за счет компаний, принявших участие в этом мероприятии.
Кроме того, участнику выставки нужно создать или арендовать стенд для выставления экспонатов, оплатить его доставку до места проведения выставки и монтаж, а по завершении мероприятия демонтировать выставочные конструкции. Возникает вопрос: можно ли эти расходы учесть при расчете налога на прибыль.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформлении витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. При этом не уточняется, какие именно расходы на проведение выставок можно учесть при расчете налога на прибыль.
К сожалению, разъяснений Минфина России по данному вопросу нет. В письме УМНС России по г. Москве от 15.12.03 г. N 23-10/4/69784 указано, что компании могут учесть при расчете налога на прибыль расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и тому подобные расходы для участия в выставках.
Арбитражные суды признают, что к расходам на участие в выставках организации имеют право отнести любые расходы, связанные с подготовкой и их проведением. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.05 г. N А43-1729/2004-32-152 суд указал, что ни ст. 264 НК РФ, ни другие нормы действующего законодательства не содержат перечня затрат, которые можно включить в расходы на участие в выставках.
На наш взгляд, для того чтобы избежать споров по вопросу учета расходов на выставку при расчете налога на прибыль, компания должна правильно составить первичные документы. При наличии плана проведения выставки, сметы расходов, первичных документов, подтверждающих фактическое использование произведенных затрат, организация выполнит требования ст. 252 НК РФ и может уменьшить налоговую базу на сумму указанных расходов.
Обратите внимание, названные рекламные расходы при налогообложении прибыли учитываются в полном объеме.
Продажа выставочных экспонатов
В случае продажи выставочных экспонатов собственного производства организация должна с полученного дохода заплатить налог на прибыль и НДС. Аналогичное правило будет действовать и в ситуации, когда участник выставки продает покупные товары и при этом в месте проведения выставки не введен ЕНВД.
Доход, полученный от продажи выставочных экземпляров, будет облагаться налогом на прибыль. Если организация применяет при расчете налога на прибыль метод начисления, такой доход признается на дату реализации (п. 3 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе налогооблагаемый доход возникнет на день поступления денежных средств (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Если компания продает на выставке ранее купленные товары, то она может полученный доход уменьшить на покупную стоимость товаров (ст. 268 НК РФ). В случае реализации продукции собственного производства в расходах учитывается стоимость затрат на ее изготовление (ст. 254 НК РФ).
Кроме налога на прибыль при реализации экспонатов выставки организация должна исчислить НДС (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Пример. Оптовая компания ООО "Обувь для всех" приняла участие в выставке-продаже. В ходе проведения выставки было реализовано 100 пар обуви общей стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Покупная стоимость товара составила 40 000 руб. Предположим, в городе, где проводилась выставка, ЕНВД не введен.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Д-т 62, К-т 90-1 - 59 000 руб. - признана выручка от реализации товара;
Д-т 50, К-т 62 - 59 000 руб. - отражено поступление выручки в кассу организации;
Д-т 90-2, К-т 41 - 40 000 руб. - списана покупная стоимость товаров;
Д-т 90-3, К-т 68 - 9000 руб. - отражен НДС со стоимости реализованного товара.
Зачастую организации продают выставочные экспонаты с большой скидкой. При осуществлении такой операции нужно учесть следующее. Налоговые органы имеют право проверить правильность применения цен по сделкам, если в пределах непродолжительного периода времени произошло отклонение цен более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Если в регионе введен ЕНВД
Еще один вопрос, который возникает у организаций в ходе проведения выставок-продаж: нужно ли вставать на налоговый учет в качестве плательщиков ЕНВД, если в месте проведения выставки введен этот специальный режим.
Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, чью продукцию реализует компания. Если собственного производства, то платить ЕНВД не надо. Это связано с тем, что на этот режим налогообложения переводится деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (п.п. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Реализация продукции собственного производства не признается розничной торговлей. Такое мнение выражено в письме Минфина России от 11.05.08 г. N 03-11-04/3/243.
Если же организация в ходе проведения выставки реализует покупные товары, то она становится плательщиком ЕНВД. Следовательно, ей необходимо в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли встать на налоговый учет по месту проведения выставки (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Обратите внимание, обязанность встать на налоговый учет не зависит от того, сколько дней проходит выставка.
Согласно письму Минфина России от 25.01.06 г. N 03-11-03/02 торговые места, расположенные в культурных и (или) выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий, относятся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Следовательно, базовая доходность в месяц будет определяться либо исходя из количества торговых мест, либо исходя из их площади. Если занимаемая площадь не превышает 5 кв. м, базовая доходность составит 9000 руб. за одно торговое место. Когда показатель окажется больше, размер базовой доходности составит 1800 руб. за 1 кв. м (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Обратите внимание, если организация в связи с продажей товаров на выставке уплачивает ЕНВД, а по основному виду деятельности рассчитывает налоги по общей системе налогообложения или применяет УСН, то возникает необходимость ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Нужно ли применять кассовый аппарат
По общему правилу организации обязаны применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Однако из этого правила есть исключения. При осуществлении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, компании могут не применять ККТ при наличных расчетах с покупателями. К таким видам деятельности отнесена и торговля в выставочных комплексах, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосках, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товаров торговых мест. Таким образом, если организация в ходе проведения выставки продает товары на площадях, не подпадающих под перечисленные торговые места, то она может не применять ККТ.
Вопросы применения кассовых аппаратов при продаже товаров на выставках разъясняются в письме Минфина России от 11.06.08 г. N 03-01-15/7-228, где рассмотрена следующая ситуация. Организация принимала участие в выставке и эпизодически продавала со стенда, рядом с которым располагалось рабочее место (стол со стулом), свои экспонаты. Мероприятие проходило в выставочном комплексе. По мнению Минфина России, в данной ситуации организация обязана была применять ККТ. Такая реализация товаров расценена как торговлю с обустроенных торговых мест. Данная точка зрения аргументирована следующим образом.
Аналогично обустроенным торговым местом в целях применения ККТ следует признать такое, на котором в силу его конструктивных особенностей обеспечиваются показ и сохранность товара. То есть товар с витрин (стеллажей) на ночь не убирается, а само торговое место защищено от неблагоприятных климатических воздействий (температуры, осадков и т.п.), что делает возможным применение ККТ. Ведь при организации выставки компаниям предоставляются в аренду экспозиционные площади, а также комплекс соответствующих услуг (сервис, охрана, связь и др.).
При этом в письме обращается внимание на то, что реализация товаров со стола, стоящего возле выставочного стенда, не может считаться торговлей с лотка, при которой необязательно применение ККТ, поскольку стол, расположенный в выставочном помещении, не является передвижным средством развозной или разносной торговли. Поэтому выставочный стенд и стоящий рядом стол, который служит прилавком при эпизодической продаже товаров, необходимо рассматривать как единое, стационарно обустроенное торговое место. Следовательно, при такой продаже товаров необходимо использовать ККТ.
Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (письмо УФНС по г. Москве от 8.05.07 г. N 22-12/042249).
Однако если в месте проведения выставки введен ЕНВД, то его плательщики освобождаются от применения ККТ. Это связано с тем, что согласно п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ. При этом они обязаны выдать по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств за проданный товар. Это могут быть товарный чек, квитанция или иной документ. Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
ИНН организации или индивидуального предпринимателя;
наименование и количество оплаченных товаров;
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Л. Клименкова,
эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71