Плоды интеллектуальной деятельности - в жизнь!
Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнен положениями, позволяющими бюджетным образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества. Как же реализовать эти возможности на практике?
Порядок создания хозяйственных обществ
В статью 27 Закона N 125-ФЗ с 15 августа 2009 года был добавлен пункт 8, в соответствии с которым высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями (далее - учреждения), вправе быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ без согласия собственника их имущества. Причем учреждения вправе быть учредителями хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности*(1).
Таким образом, бюджетные образовательные учреждения вправе создавать хозяйственные общества в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Напомним, что хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом*(2). Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. При создании хозяйственного общества в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности учреждение должно совершить следующие действия*(3):
- провести инвентаризацию для сбора информации о результатах интеллектуальной деятельности (далее - РИД), полученных при выполнении государственных контрактов, договоров, за счет собственных средств и приобретенных у третьих лиц по договорам об отчуждении исключительных прав;
- определить перечень РИД, включая оценку охраноспособности, для практического применения в создаваемом хозяйственном обществе;
- внести изменения в свой устав;
- оформить исключительные права на РИД, планируемые к внедрению в создаваемом хозяйственном обществе;
- поставить объекты нематериальных активов на свой бюджетный учет в учреждении;
- произвести денежную оценку прав использования исключительных прав на РИД;
- выбрать организационно-правовую форму, определить местонахождение и размер уставного капитала хозяйственного общества и подготовить учредительные документы по его созданию;
- осуществить государственную регистрацию хозяйственного общества, уведомить Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию о его создании;
- сформировать уставной капитал хозяйственного общества.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные действия.
Проведение инвентаризации прав
Инициативную инвентаризацию прав на результаты научно-технической деятельности учреждение проводит в соответствии со следующими нормативными правовыми актами*(4):
- постановлением Правительства России от 14.01.2002 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" в редакции от 12.09.2008;
- Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений России, Министерства промышленности, науки и технологий России, Министерства юстиции России от 22.05.2002 N 1272-р/Р-8/149.
Определение перечня РИД, включая оценку охраноспособности
Перечень РИД, право на использование которых может быть внесено учреждением в уставный капитал хозяйственных обществ, содержит изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау)*(5).
Этот перечень не может быть дополнен или изменен.
РИД для практического применения (внедрения) учреждение отбирает самостоятельно, учитывая анализ их базы данных и исследования потребностей рынка*(6).
Затем учреждение исходя из результатов патентных исследований, выполняемых по ГОСТ Р 15.011-96, оценивает охраноспособность отобранных РИД. Для оценки охраноспособности РИД целесообразно создать в учреждении специальное структурное подразделение, например отдел (управление) интеллектуальной собственности или центр передачи (трансфера) технологий. Результатами патентных исследований являются выводы о наличии либо об отсутствии признаков охраноспособности отобранных РИД*(7).
Внесение изменений в устав учреждения
Изменения в устав учреждения, предусматривающие создание хозяйственного общества, вносятся в установленном порядке и с учетом письма Минобрнауки России от 18.09.2009 N АХ-692/04 и писем Рособразования от 21.09.2009 N 20-1398 и N 20-1399.
Оформление исключительных прав учреждения на РИД
Исключительные права на РИД, отобранные для практического применения (внедрения), оформляются в соответствии с обширным перечнем нормативных правовых актов, которыми нужно руководствоваться бюджетникам для решения данного вопроса*(8). Так, в случае оформления исключительных прав учреждения на изобретения нужно руководствоваться:
- постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941;
- приказом Министерства образования и науки России от 29.10.2008 N 327;
- приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 N 322;
- приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента) от 25.01.2005 N 9.
Постановка объектов нематериальных активов на бюджетный учет
Бюджетный учет исключительных прав на РИД (нематериальных активов), принадлежащих учреждению, проводится им в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н*(9).
На бюджетный учет могут быть поставлены нематериальные активы, отвечающие одновременно следующим условиям*(10):
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения от другого имущества);
- использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Не включаются в состав объектов нематериальных активов:
- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.
Объекты нематериальных активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости*(11), под которой понимается сумма фактических вложений в приобретение и создание объектов нематериальных активов, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету. При этом рыночной стоимостью признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данных активов на дату принятия к бюджетному учету.
Первоначальной стоимостью объектов нематериальных активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету и стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Проведение денежной оценки исключительного права на использование РИД
Денежная оценка права на использование РИД, являющегося вкладом учреждения в уставный капитал хозяйственного общества, проводится учреждением самостоятельно или с привлечением независимого оценщика*(12). Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при создании или приобретении соответствующих РИД.
В случае если требуется оценить стоимость права использования РИД на сумму более 500 000 руб., привлечение независимого оценщика является обязательным*(13).
Денежная оценка указанного права утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, которое принимается всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно*(14).
Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала, подготовка документов по созданию хозяйственного общества
Учреждения единолично или совместно с соучредителем (соучредителями) выбирают организационно-правовую форму хозяйственного общества для целей практического применения (внедрения) РИД, определяют его местонахождение и размер уставного капитала, подготавливают учредительные документы*(15).
Принятие решений и рассмотрение документов для создания хозяйственного общества целесообразно отнести к компетенции ученого совета и (или) научно-технического совета учреждения*(16).
В решении ученого совета или научно-технического совета учреждения о создании хозяйственного общества необходимо отразить предложения по поводу:
- его наименования с указанием организационно-правовой формы;
- определения места нахождения
- состава участников;
- размера уставного капитала и размера долей каждого участника в уставном капитале;
- состава имущества, вносимого учредителем (учредителями) в уставный капитал, включая сведения о предполагаемой оценке неденежных вкладов в уставный капитал;
- назначения единоличного исполнительного органа;
- формирования коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров)*(17).
Порядок госрегистрации и уведомления Минобрнауки и Рособразования о создании хозяйственного общества
Решение о создании хозяйственного общества и его устав принимаются на собрании учредителей хозяйственного общества*(18). При наличии двух и более учредителей данное решение оформляется протоколом общего собрания учредителей общества.
В случае если учреждение является единственным учредителем создаваемого хозяйственного общества, решение о создании общества и об утверждении его устава принимается исключительно учреждением на основании соответствующего решения его научного (научно-технического) совета и подписывается руководителем учреждения.
Решение о создании хозяйственного общества, иные необходимые для этого документы принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и направляются на государственную регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества*(19).
Минобрнауки России и Рособразование уведомляются о создании хозяйственного общества в течение 7 дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества*(20).
Порядок формирования уставного капитала
Учреждение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества вносит право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за учреждением*(21).
Данное право не может предоставляться хозяйственным обществом третьим лицам по договору или передаваться третьим лицам по иным основаниям.
Право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителей (учредителя) о создании хозяйственного общества непосредственно после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в Единый государственный реестр юридических лиц путем заключения между учреждением и хозяйственным обществом лицензионного договора*(22).
Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются законодательно*(23). Учреждение вправе заключить с хозяйственным обществом лицензионный договор либо на условиях простой (неисключительной) лицензии, либо на условиях исключительной лицензии*(24). В лицензионном договоре должна быть оговорена денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества*(25).
Если исключительное право на использование РИД, передаваемое учреждением в уставный капитал, подлежит государственной регистрации, то учреждение должно зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте*(26).
При наличии других (помимо учреждения) участников создаваемого хозяйственного общества доля учреждения в уставном капитале акционерного общества должна составлять более 25%, в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более одной трети*(27).
Доля (акции) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.
Оставшаяся часть доли (акций) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества, не являющихся бюджетными учреждениями, может быть оплачена:
- исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- правом использования результатов интеллектуальной деятельности;
- материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право на использование которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества*(28).
Обратите внимание! Учреждение не может внести денежные средства в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества, так как это противоречит положениям статьи 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"*(29).
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. В связи с этим оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения и закрепленное за учреждением собственником либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение этого имущества, не могут быть самостоятельно внесены учреждением в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества*(30).
Полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)*(31).
Распоряжение доходами от долей учреждения в уставном капитале созданного хозяйственного общества
Учреждение вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия собственника (Росимущества)*(32).
Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставном капитале хозяйственного общества, а также часть его прибыли, полученная учреждением (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам и на финансирование уставной деятельности учреждения*(33).
Для выполнения всех этих действий должны быть внесены соответствующие изменения в устав учреждения и генеральное разрешение главного распорядителя бюджетных средств (Рособразования), которому подведомственно учреждение*(34).
Учреждение управляет долями (акциями) в уставном капитале хозяйственного общества в качестве участника согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ*(35).
Правами участника хозяйственного общества от имени учреждения наделен его руководитель*(36).
Итак, закон принят, методические указания внимательно изучены, осталось применить их на практике и продвинуть вузовскую науку по инновационному пути к финансовой независимости.
В.В. Семенихин,
консультант-эксперт по финансовым, экономическим,
налоговым, правовым и бухгалтерским вопросам
"В курсе правового дела", N 17, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 2 Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ..."
*(2) п. 1 ст. 66 ГК РФ
*(3) п. 1.4 Методических рекомендаций по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, утв. письмом Минобрнауки России, Рособразования от 03.12.2009 N 20-1834
*(4) п. 2.1 Методических рекомендаций
*(5) п. 2.2 Методических рекомендаций
*(6) п. 2.3 Методических рекомендаций
*(7) п. 2.5 Методических рекомендаций
*(8) п. 4 Методических рекомендаций
*(9) п. 5.1 Методических рекомендаций
*(10) п. 5.2 Методических рекомендаций
*(11) п. 5.3 Методических рекомендаций
*(12) п. 6.1 Методических рекомендаций
*(13) п. 6.2 Методических рекомендаций
*(14) п. 6.3 Методических рекомендаций
*(15) п. 7.1 Методических рекомендаций
*(16) п. 7.2 Методических рекомендаций
*(17) п. 7.3 Методических рекомендаций
*(18) п. 8.1 Методических рекомендаций
*(19) п. 8.2 Методических рекомендаций
*(20) п. 8.3 Методических рекомендаций
*(21) п. 9.1 Методических рекомендаций
*(22) п. 9.2 Методических рекомендаций
*(23) ст. 1235-1237 ГК РФ
*(24) ст. 1236 ГК РФ
*(25) п. 9.3 Методических рекомендаций
*(26) п. 9.4 Методических рекомендаций
*(27) п. 9.5 Методических рекомендаций
*(28) п. 9.5 Методических рекомендаций
*(29) п. 9.6 Методических рекомендаций
*(30) ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК РФ
*(31) постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
*(32) п. 10.1 Методических рекомендаций
*(33) п. 10.2 Методических рекомендаций
*(34) п. 10.3 Методических рекомендаций
*(35) п. 10.4 Методических рекомендаций
*(36) п. 10.5 Методических рекомендаций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"