Наша организация обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налога. В установленный законодательством срок мы не получили от налоговиков никакого решения. Тем временем они направили в наш адрес требование об уплате налога. Может ли данное требование быть признано недействительным?
Требование об уплате налога может быть признано недействительным только в случае, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Напомним, п. 4 ст. 69 НК РФ установлены обязательные реквизиты требования, отсутствие которых может являться основанием для признания его недействительным. Так, требование должно содержать:
- сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
- подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, срок исполнения требования, размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставку пеней.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Срок уплаты налога является составляющей обязанности налогоплательщика по уплате налога и сбора, что следует из ст. 45 и 57 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены ст. 64 НК РФ (Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены поправки в том числе в ст. 64 НК РФ*(1)).
Следовательно, пока уполномоченным органом в установленном законом порядке не принято решение о предоставлении отсрочки по уплате налога, действуют сроки по уплате налога, установленные законодательством о налогах и сборах.
Соответственно, при отсутствии решения об изменении налогоплательщику срока уплаты налога путем предоставления отсрочки налоговый орган, руководствуясь ст. 69, 70 НК РФ, может направить в адрес налогоплательщика требование об уплате налога при наличии неисполненной в установленный законом срок обязанности по его уплате.
Неисполнение ФНС в установленный ст. 64 НК РФ срок обязанности по принятию решения о предоставлении организации отсрочки по уплате налога либо решения об отказе в предоставлении отсрочки является основанием для обжалования такого бездействия в установленном законом порядке, но не основанием для признания недействительным требования об уплате налога (Постановление ФАС ПО от 19.01.2010 N А12-13975/2009).
К сведению. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
В арбитражной практике есть примеры, когда налогоплательщику было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении отсрочки по уплате налога или об отказе в предоставлении отсрочки по заявлению, в связи с тем что бездействие налогового органа не повлекло нарушение законных прав налогоплательщика (Постановление ФАС МО от 24.06.2010 N КА-А40/6528-10).
А.В. Андреевская,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
1 сентября 2010 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 16, 17, 2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"