Оборот драгоценных металлов в России: законодательные ограничения и спорные моменты
В условиях финансового кризиса российские инвесторы ищут альтернативные пути вложения и сбережения своих средств. Статистика уверяет, что традиционно привлекательный с инвестиционной точки зрения рынок драгоценных металлов в 2008-2010 гг. пережил в России настоящий бум. Банки фиксируют рекордный рост спроса на драгоценные металлы со стороны розничных клиентов. В этой ситуации не удивительно, что российский рынок драгметаллов становится очень заманчивым для иностранного бизнеса. Однако вход иностранных игроков в данный сектор банковских услуг сдерживается серьезными законодательными барьерами.
Мы рассмотрим правовые аспекты оборота драгоценных металлов (прежде всего в виде слитков) в России и те юридические ограничения, которые направлены на удержание золотых запасов внутри территориальных границ страны, а также на воспрепятствование доступу иностранных игроков на российский рынок драгметаллов.
По данным Сбербанка России, за 10 месяцев 2008 г. его клиенты купили на розничном рынке около 16 тонн драгоценных металлов в слитках, в том числе 6 тонн чистого золота, что в 3 раза превышает объем продаж Сбербанком России золотых слитков на розничном рынке за весь 2007 г. Количество обезличенных металлических счетов (ОМС), открытых клиентами Волго-Вятского банка Сбербанка России за год, увеличилось в 2,2 раза, достигнув на конец февраля 2009 г. величины в 1663 единицы. Обороты по ОМС за 2008 г. выросли в 2,6 раза по сравнению с 2007 г., превысив отметку 4370 кг. Остатки на обезличенных металлических счетах клиентов банка достигли 3,5 тонны в золотом эквиваленте, причем доля золота в общей массе остатков увеличилась до 85%*(1).
Резко повысился спрос и на монеты из драгоценных металлов. Так, в 2008 г. Волго-Вятский банк Сбербанка России реализовал более 92 тыс. монет из драгоценных металлов, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 97%.
Цены на золото за эти два года соответственно также росли быстрыми темпами. Если в июле 2008 г., перед самым началом российской волны финансового кризиса, цена данного металла составляла 701,35 руб./грамм, то к марту 2010 г. стоимость золота достигла уже 1050 руб./грамм*(2). Таким образом, на фоне падения спроса на другие финансовые инструменты рынок драгоценных металлов за последние два года, наоборот, бурно и успешно развивался. Этому в известной степени способствовала и либерализация законодательства об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Принятые в этом направлении нормативно-правовые акты существенно расширили круг операций с драгоценными металлами, совершаемых коммерческими банками; разрешили допуск физических лиц на рынок драгоценных металлов; исключили драгметаллы из числа валютных ценностей и соответственно вывели участников данного рынка из-под обязательных требований валютного контроля. На судебном уровне успешно оспорены отдельные положения знаменитого постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации", которое обязывало пользователей недр продавать произведенные слитки только строго определенными лицам, в круг которых входили Центральный банк России и специально уполномоченные коммерческие банки.
Тем не менее золото остается неким официальным фетишем. В соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" драгоценные металлы до сих пор относятся к товарам, свободный оборот которых на территории России ограничен. Государству очень трудно отказаться от своей роли центрального регулятора сделок с драгметаллами и политики протекционизма по отношению к российским банкам во главе с Центральным банком РФ, счастливым обладателям "металлической" лицензии. Установлена государственная монополия на регулирование экспорта драгметаллов, а также на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом изделий из драгметаллов. Иностранные банки и даже российские дочерние компании известных западных банковских гигантов (например, Citigroup, Raiffaiasen, UniCredit) на рынок драгметаллов доступа практически не имеют. Все участники сделок с драгметаллами, в том числе разовых, должны встать на учет в органах пробирного надзора.
Рассмотрим подробнее эти и некоторые другие ограничения по операциям с драгоценными металлами.
Правовое регулирование обращения драгоценных металлов в России
Вопросы добычи, обработки, обращения, использования в России драгоценных металлов, а также лицензирования деятельности с драгоценными металлами, к которым в числе прочего относится и золото, регулируют следующие законы и подзаконные акты:
- Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации";
- приказ Центрального банка РФ от 1 ноября 1996 г. N 02-400 "О введении в действие положения о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами";
- Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализации которых запрещена";
- приказ Министерства финансов РФ от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении";
- инструкция Центрального банка РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и некоторые другие важные акты.
Ранее драгметаллы относились также к валютным ценностям и соответственно подпадали под действие законодательства о валютном контроле. Однако в 2003 г. с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" драгоценные металлы были исключены из перечня валютных ценностей. Таким образом, положения валютного закона на сделки с драгметаллами больше не распространяются.
В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Правила обращения золота в зависимости от его вида и состояния могут существенно отличаться. Например, на оборот ювелирных изделий не распространяются ограничения, которые применяются в отношении стандартных и мерных слитков, которые, в свою очередь, реализуются по иным правилам, нежели руда драгоценных металлов и самородки.
В настоящей статье мы анализируем прежде всего оборот золота в виде стандартных и мерных слитков аффинированного золота, т.е. очищенного от примесей и сопутствующих компонентов, доведенного до качества, соответствующего российским стандартам качества или международным стандартам, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (ЛБМА) и Лондонской ассоциацией металлов платиновой группы (ЛППМ).
К стандартным слиткам относятся слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 г. - советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами, которые имеют следующие номиналы массы и пробы:
Слитки из драгметалла | Лигатурная масса*(1) (граммы) | Проба |
Золотые слитки | 11 000-13 300 | Не менее 999,5 |
*(1) Лигатурная масса - масса слитка с примесями. |
К мерным слиткам относятся слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 г. - советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными, отраслевыми стандартами и стандартами предприятий, а также слитки иностранного производства, соответствующие международным стандартам качества, массой 1 кг и менее с содержанием химически чистого основного драгоценного металла не менее 99,99% лигатурной массы слитка. Мерные слитки - это нестандартные по весу слитки драгоценных металлов. Мерные слитки имеют следующие номиналы массы и пробы:
Мерные слитки | Проба | Масса в граммах |
Золотые мерные слитки | Высшая 999,9 | 1, 5, 10, 20, 50, 100, 250, 500, 1 000 |
На всех слитках драгоценных металлов выливаются обязательные метки, к которым относятся: серийный номер, проба, литеры драгметаллов, клеймо изготовителя, год изготовления, вес слитка в граммах или унциях.
По Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к операциям с драгоценными металлами относятся:
а) действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы (обращение драгоценных металлов), в том числе их использование в качестве залога;
б) изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;
в) перемещение драгоценных металлов, в том числе транспортировка драгоценных металлов в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов;
г) ввоз драгоценных металлов на территорию России и вывоз с нее.
Субъекты операций с драгоценными металлами
Ключевое значение для определения субъектов сделок со слитками золота на территории России имеет Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено упоминавшимся ранее постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756).
В соответствии с п. 2. Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации субъектами сделок могут являться исключительно резиденты Российской Федерации, а именно:
- Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням;
- Центральный банк РФ;
- специально уполномоченные банки - коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком РФ на совершение операций с драгоценными металлами;
- пользователи недр;
- скупочные предприятия - предприятия, осуществляющие покупку у физических лиц золота и серебра в виде ювелирных и других бытовых изделий и в виде лома;
- предприятия-заготовители, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;
- предприятия-переработчики, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков;
- аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%;
- промышленные потребители, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);
- инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра и монеты.
Данный перечень является исчерпывающим, т.е. иные лица не имеют права заниматься продажей слитков на территории России. Более того, участниками данных сделок могут быть только резиденты России, соответственно иностранные компании полностью исключаются из числа участников сделок с золотом.
В силу п. 17, 18 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации инвесторы и промышленные потребители (частные лица) имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Центрального банка Российской Федерации и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках. Инвесторы и промышленные потребители могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 представляет для юристов особый интерес хотя бы потому, что было неоднократно оспорено в суде. Оспаривались, в частности, требование об обязательной продаже слитков золота и серебра, изготовленных пользователями недр, строго ограниченному числу лиц, а именно Комитету по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральному банку РФ и коммерческим банкам, специально уполномоченным на совершение операций с драгоценными металлами; требование об обязательной регистрации таких сделок. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2000 г. N КАС00-386 п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 и п. 11, 12 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, устанавливавшие указанные требования к сделкам с пользователями недр, были признаны незаконными и не подлежащими применению.
Любопытно, что в заключительную категорию инвесторов не вошли физические лица, даже обладающие предпринимательским статусом. Право физических лиц участвовать в сделках с драгоценными металлами было установлено тремя годами позже отдельным документом - постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 "Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами". Данные правила имели преимущественно технический характер, в них подробно описывалась процедура совершения сделки, вплоть до требований к внешнему виду слитков, оформлению кассовых документов, взвешиванию слитков. Однако там прозвучало самое важное: сделки с драгметаллами между банками и гражданами отныне могли иметь место.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 спустя еще несколько лет было благополучно отменено другим постановлением Правительства РФ - от 24 августа 2004 г. N 433 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Означает ли это, что физические лица опять утратили право покупать и продавать слитки, пусть даже только через банки?
На наш взгляд, то обстоятельство, что постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 утратило силу в связи с принятием Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (и об этом прямо сказано в преамбуле постановления Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433), который вывел драгметаллы из числа валютных ценностей, означает прямо противоположную презумпцию. Физические лица не утратили право покупать и продавать слитки, более того, с 2004 г. они вправе делать это не только через специально уполномоченные банки, но и через любого другого угодного им контрагента, в том числе и совершать сделки напрямую друг с другом. Как ни парадоксально это звучит, но именно отмена постановления Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 в совокупности с принятием нового валютного закона привела к отмене ограниченной оборотоспособности слитков драгоценных металлов, во всяком случае в сделках между физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами).
Однако этот революционный вывод, который, по нашему мнению, прямо вытекает из факта утраты драгметаллами своего статуса валютных ценностей, пока очень незначительно подтверждается на практике. Если "отпустить на свободу" сделки с драгметаллами между физическими лицами, как быть с организациями? Им тоже можно торговать слитками напрямую друг с другом? И что прикажете делать с огромным массивом уже имеющихся нормативных актов, которые адресованы банкам как единственным до недавней поры контрагентам по сделкам с драгметаллами? Как быть с требованиями о лицензировании операций с драгоценными металлами, в конце концов?
Не исключено, что дни постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756, как и многих других актов, которые были приняты в период действия старого валютного законодательства, сочтены. Однако на сегодняшний день законодатель не решается принять меры, направленные на придание нормативным актам о драгметаллах внутренней логики и непротиворечивости. Частные лица по-прежнему покупают слитки в 99 случаях из 100 у специально уполномоченного на торговлю драгметаллами банка. В дальнейшем покупатели слитков могут использовать их разве что для инвестиционных целей путем обычного хранения у себя либо в хранилище у банка, чтобы потом продать опять-таки банку. Немного забегая вперед, скажем, что правила налогообложения в отношении сделок с драгметаллами сформулированы таким образом, чтобы слитки практически никогда не покидали сертифицированных хранилищ банка, а в идеале вообще обращались не в физической форме, а форме записи остатка по банковским металлическим счетам.
Лицензирование субъектов операций с драгоценными металлами. Спорные моменты
По вопросу об обязательном лицензировании субъектов операций с драгоценными металлами в российском законодательстве имеется определенная путаница.
В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит обязательному лицензированию (п. 4 ст. 15). При этом Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" относит к банковским операциям наряду с прочими привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено также, что кредитная организация вправе осуществлять другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Логично было бы предположить, что осуществление иных операций с драгоценными металлами, за исключением привлечения во вклады и размещения, не относится к банковским операциям и поэтому не подлежит обязательному лицензированию.
Кроме того, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в п. 1 ст. 17 содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии. Лицензирование видов, не указанных в перечне, прекращается со дня вступления данного акта в силу (т.е. с 10 февраля 2002 г.), а федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей этому закону.
Драгоценные металлы не упомянуты в перечне, что с учетом приведенной нормы означает: операции с драгоценными металлами, за исключением привлечения во вклады и размещения, не подлежат лицензированию.
Однако инструкцией Центрального банка РФ от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" утвержден перечень лицензируемых банковских операций, в соответствии с которым для привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов, а также осуществления других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитной организации требуется специальная лицензия, отличная от генеральной банковской лицензии, которая имеется у всех кредитных организаций.
Кроме того, в России действует Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами (утверждено приказом Центрального банка РФ от 1 ноября 1996 г. N 02-400), из которого следует, что для совершения любых операций со слитками и монетами из драгметаллов необходимо наличие лицензии Центрального банка РФ на совершение таких операций.
В связи с многочисленными вопросами кредитных организаций по этому поводу Банк России выпустил официальное разъяснение от 29 января 2002 г. N 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации", где указал, что банки независимо от наличия лицензии Центрального банка на совершение операций с драгметаллами вправе:
- принимать драгметаллы в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц;
- предоставлять услуги по хранению драгметаллов в специально оборудованных хранилищах ценностей;
- оказывать услуги по транспортировке драгметаллов силами и средствами инкассаторской службы банка;
- осуществлять реализацию драгметаллов по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.);
- использовать принадлежащие им драгметаллы для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях.
Однако данное разъяснение внесло еще большую путаницу в решение вопроса о лицензировании операций, совершаемых кредитными организациями с драгоценными металлами. Получается, что есть три категории операций с драгоценными металлами.
Первая - это привлечение во вклады и размещение драгметаллов, данные операции прямо отнесены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" к числу банковских и, следовательно, подлежат лицензированию.
Вторая - иные операции с драгоценными металлами, на осуществление которых в соответствии с упомянутыми разъяснениями не требуется лицензия (хранение, транспортировка драгметаллов и некоторые иные операции).
И, наконец, третья категория - все иные операции, за исключением привлечения и размещения во вклады драгметаллов, а также операций, упомянутых в разъяснении. Следуя логике разъяснения, на осуществление данных операций опять-таки нужна лицензия, так как они не вошли в перечень освобождаемых от лицензирования операций.
Тем не менее ни в одном нормативном акте применительно к лицензированию операций с драгоценными металлами мы такого разделения не встречаем.
Нельзя не согласиться с Е.А. Aдушкиной, выделяющей чисто формальный критерий. Действительно, если ряд операций с драгоценными металлами кредитные организации могут совершать без лицензии, непонятно, зачем банкам нужна лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая предоставляет кредитной организации право осуществлять также и другие операции с драгоценными металлами*(3).
Законодательство о драгоценных металлах и сделках с ними не дает прямого ответа и на некоторые другие интересные вопросы. Если привлечение во вклады и размещение драгметаллов является одной из банковских операций, зачем кредитной организации нужно получать на этот вид деятельности отдельную, так называемую металлическую лицензию помимо общей банковской лицензии? Могут ли иные субъекты, кроме банков, осуществлять операции с драгоценными металлами, например осуществлять транспортировку и хранение золотых слитков, и если да, то требуется ли им для совершения данных операций лицензия?
Но вернемся к банкам и их лицензиям. В отсутствие четкого перечня лицензируемых операций с драгметаллами большинство исследователей склоняются к тому, что на совершение любых операций с драгоценными металлами кредитной организации нужна специальная металлическая лицензия. Так, доктор юридических наук профессор Н.В. Ерпылева считает, что "операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая выдается при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (так называемую металлическую лицензию)"*(4).
Аналогичного мнения придерживается эксперт ГУПВО "Алмазювелирэкспорт" А.В. Касаткин. Резко раскритиковав упомянутое разъяснение Центрального банка РФ от 29 января 2002 г. N 23-ОР и назвав его толкование "ошибочным", господин Касаткин также пришел к выводу о том, что "для заключения с третьими лицами договоров купли-продажи, залога, хранения, перевозки и иных договоров, имеющих в качестве объекта слитки или монеты, банкам по-прежнему требуется лицензия Банка России на совершение операций с драгметаллами. Отсутствие таковой будет служить веским основанием для оспаривания сделок в судебном порядке"*(5).
Какова же позиция судов по данному вопросу? Обратимся к постановлению Президиума ВАС РФ от 12 сентября 2000 г. N 6278/98, 6288/98.
В соответствии с п. 2 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756, сделки со слитками золота и серебра могут совершать коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Исходя из Положения о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банками операций с драгоценными металлами, введенного в действие приказом Центрального банка РФ от 1 ноября 1996 г. N 02-400, условием для осуществления кредитными организациями операций с драгоценными металлами является наличие специальной лицензии (разрешения) Банка России.
Иные разрешения и обязательные требования к совершению сделок с драгоценными металлами
Перед осуществлением операций с драгоценными металлами все организации и индивидуальные предприниматели обязаны стать на специальный учет в соответствующих государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты (далее - Роспробир) и получить регистрационные удостоверения на право работы с этими ценностями. Данная процедура, как и лицензирование, имеет разрешительный характер. Отсутствие такого удостоверения у продавца может служить основанием для оспаривания договоров купли-продажи золотых слитков в суде*(6).
Однако относительно регистрации в Роспробире тоже не все понятно. В 2005 г. Роспробиром была приостановлена процедура постановки на учет кредитных организаций до внесения в установленном порядке изменений в инструкцию "О порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями", утвержденную приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н, в части исключения кредитных организаций из перечня организаций, подлежащих постановке на специальный учет.
В связи с этим Центральный банк РФ издал письмо N 50-Т "О постановке кредитных организаций на специальный учет в органах федерального пробирного надзора", в котором официально узаконил проведение кредитными организациями операций с драгоценными металлами без постановки на специальный учет в органах Роспробира. Таким образом, в настоящий момент кредитные организации не обязаны становиться на учет в Роспробире, что опять-таки в высшей степени странно, так как именно кредитные организации являются основными участниками операций с драгметаллами. Кому же, если не им, стоять на спецучете в Роспробире? При этом требование о постановке на данный учет распространяется на участников разовых по сути сделок с драгметаллами, например в случае залога золота*(7).
От участников операций с драгоценными металлами требуется соблюдение иных обязательных требований. Так, для совершения операций с драгоценными металлами кассовый узел кредитной организации в обязательном порядке должен быть оборудован весоизмерительными приборами, метрологические характеристики которого соответствуют определенному классу точности*(8). Центральный банк РФ предъявляет также специальные требования к порядку учета, хранения, транспортировки драгоценных металлов.
Положением Центрального банка РФ от 1 ноября 1996 г. N 50 установлены жесткие требования к обязательному ежедневному ведению банками открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, которая определяется как разность между балансовыми активами и пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами по каждому драгоценному металлу (в физической форме и обезличенном виде). Банки имеют право осуществлять операции с драгоценными металлами с использованием обезличенных металлических счетов только при наличии лимита открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, установленного Центральным банком РФ. Как правило, данный лимит представляет собой 10-20% от собственных средств кредитной организации.
Центральный банк РФ устанавливает также единые правила ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами, порядок переоценки счетов учета драгоценных металлов, формы отчетности, порядок приема, хранения и выдачи драгоценных металлов банками и иные обязательные требования к операциями с драгметаллами.
Совершение кредитными организациями операций с драгоценными металлами. Открытие и ведение металлических счетов
В соответствии с Положением Центрального банка РФ от 1 ноября 1996 г. N 50 банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
- покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);
- привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;
- размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
- предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
- оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.
Сделки купли-продажи драгоценных металлов с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам бывают двух видов:
1) сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки) - когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки;
2) срочные сделки - когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки купли-продажи.
Операции с драгоценными металлами проводятся с обязательным открытием металлических счетов. Выделяют два вида металлических счетов:
1) металлические счета ответственного хранения (МС) - счета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.);
2) обезличенные металлические счета (ОМС) - счета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению. В свою очередь, обезличенные металлические счета подразделяют на две группы: а) счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков; б) счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.
Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов происходит следующим способами:
1) перечисление драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета;
2) снятие со счетов драгоценных металлов в физической форме;
3) совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.
В последнем случае клиент может при закрытии ОМС получить свои сбережения через реализацию "безналичного металла" по курсу банка.
Примечательно, что в соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДС сделки по реализации драгоценных металлов в слитках банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных банковских хранилищ. Другими словами, при оформлении сделки купли-продажи слитков из драгметаллов в целях избежания уплаты НДС требуется не выносить слиток из сертифицированного хранилища банка.
Точно так же при снятии со счета драгметалла в физической форме, т.е. в слитках, в стоимость слитка войдет НДС, даже если клиент производил зачисление драгметалла на обезличенный металлический счет путем передачи (продажи) банку слитков в физической форме. Таким образом, клиент теряет сумму НДС дважды. В этом, кстати, заключается, с одной стороны, один из главных инструментов защиты банков от массового истребования своих вкладов в драгоценных металлах в ситуации финансовой нестабильности, с другой - едва ли не самый существенный недостаток инвестиций в слитки драгоценных металлов.
Ответственность за нарушение законодательства о совершении операций с драгоценными металлами
Несмотря на известную либерализацию законодательства о драгметаллах и исключение их из числа валютных ценностей, купля-продажа слитков, в том числе в безналичной форме, в России на практике осуществляется через специально уполномоченные банки, созданные по российскому законодательству и обладающие специальной лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами. Как мы упомянули, на данный рынок не допускаются не только западные банки, металлических лицензий нет даже у многих российских дочерних структур иностранных кредитных организаций. Инвесторы могут покупать и продавать слитки только у Центрального банка РФ и нескольких специальных банков.
Очевидно, что столь жесткие правила в отношении операций с драгметаллами требуют драконовских мер ответственности по отношении к тем, кто решится торговать слитками в обход данных правил.
Согласно ст. 19.14 КоАП РФ ("Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих") нарушение установленных для оборота драгметаллов обязательных правил влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
В соответствии со ст. 191 Уголовного кодекса РФ совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается:
- штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
- исправительными работами на срок до двух лет;
- ограничением свободы на срок до трех лет;
- арестом на срок до шести месяцев.
Квалифицированный состав данного преступления - те же деяния, но совершенные в крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Крупный размер определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов, превышающей 250 тыс. руб.
Нельзя сказать, что действия правоохранительных органов при расследовании данной категории преступлений четко регламентированы и не вызывают сомнений. При квалификации операции с драгоценными металлами как незаконной правоприменители сталкиваются все с теми же пробелами в законодательстве, о которых мы упомянули. Нужна ли лицензия тому или иному субъекту операций с драгметаллами? Должен ли данный субъект стоять на учете в Роспробире? Где проходят границы допустимого вовлечения физических лиц в сделки с драгметаллами?
Нельзя не согласиться с утверждением А.В. Касаткина о том, что общее "состояние нормативно-правовой базы о драгоценных металлах, характеризующееся множеством действующих актов, неудовлетворительным качеством работ по приведению этих актов в соответствие друг с другом усложняет правоприменителям-практикам (судьям, прокурорам, адвокатам, следователям) решение вопросов, связанных с квалификацией различных нарушений законодательства о драгметаллах"*(9).
Тем не менее барьер в 250 тыс. руб. применительно к торговле драгоценными металлами легко преодолим. Данное обстоятельство следует учитывать при составлении той или иной бизнес-схемы, предусматривающей операции со слитками.
Список литературы
1. Полесова И.В. Операции с драгметаллами и обезличенными металлическими счетами в условиях кризиса // Банковский ритейл. 2009. N 2.
2. Адушкина Е.А. Лицензирование операций банков с драгоценными металлами: противоречия в правовом регулировании // Юридическая работа в кредитной организации. 2006. N 6.
3. Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование операций и сделок российских кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями // Банковское право. 2005. N 4.
4. Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. N 7.
5. Касаткин А.В. Внешнеэкономические сделки с драгоценными металлами // Законодательство и экономика. 2000. N 10.
6. Касаткин А.В. Лицензирование деятельности с драгоценными металлами // Законодательство и экономика. 2002. N 7.
7. Касаткин А.В. Ответственность за нарушение в сфере оборота драгоценных металлов // Законодательство и экономика. 2001. N 3.
8. Буркова А.Ю. Залог золота // Банковское кредитование. 2005. N 4.
9. Недорезков В.В. Драгоценные металлы как объекты банковских сделок // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. N 3.
М.Т. Белова,
юрист юридического бюро Sirota&Mosgo
"Законодательство", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Полесова И.В. Операции с драгметаллами и обезличенными металлическими счетами в условиях кризиса // Банковский ритейл. 2009. N 2.
*(2) Данные с официального сайта Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru/) по состоянию на 12 марта 2010 г.
*(3) См.: Адушкина Е.А. Лицензирование операций банков с драгоценными металлами: противоречия в правовом регулировании // Юридическая работа в кредитной организации. 2006. N 6.
*(4) Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование операций и сделок российских кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями // Банковское право. 2005. N 4.
*(5) Касаткин А. Лицензирование деятельности с драгоценными металлами // Законодательство и экономика. 2002. N 7.
*(6) См., напр.: постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 2 июля 1998 г. по делу N А40-12908/98-24-189, А40-12909/98-24-190.
*(7) См.: Буркова А.Ю. Залог золота // Банковское кредитование. 2005. N 4.
*(8) См.: Недорезков В.В. Драгоценные металлы как объекты банковских сделок // Юридическая работа в кредитной организации.
*(9) Касаткин А.В. Ответственность за нарушение в сфере оборота драгоценных металлов // Законодательство и экономика. 2001. N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оборот драгоценных металлов в России: законодательные ограничения и спорные моменты
Автор
М.Т. Белова - юрист юридического бюро Sirota&Mosgo
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 7