Каким образом ОФК осуществляют контроль над средствами, полученными от приносящей доход деятельности? Должна ли смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности бюджетного учреждения содержать расходы по уплате налога на прибыль?
Во-первых, в соответствии с положениями п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов" средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных ОФК. Расход данных средств должен осуществляться в соответствии:
- с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином порядке;
- со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах.
Таким образом, без наличия вышеприведенных документов расходование средств от приносящей доход деятельности органами ОФК не допускается.
Во-вторых, в соответствии с п. 4.5 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок N 88н), при санкционировании платежей за счет средств от приносящей доход деятельности ОФК проверяет представленные получателем средств федерального бюджета заявки на кассовый расход, в том числе на непревышение сумм, указанных в заявках на кассовый расход, над суммой остатка средств от приносящей доход деятельности, за минусом средств, зачисленных на лицевой счет получателя без права расходования. Указанное требование в части уменьшения суммы остатка средств от приносящей доход деятельности на сумму средств, зачисленных без права расходования, не распространяется на заявки на кассовый расход на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, а также для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ.
Исходя из норм вышеприведенного пункта для перечисления получателями средств федерального бюджета налоговых и иных обязательных платежей в бюджет за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, контроль ОФК на наличие в разрешении данного направления использования внебюджетных средств не осуществляется.
Далее, что касается включения в состав сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности статьи расходов по уплате налога на прибыль, нужно отметить следующее.
В соответствии со ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Таким образом, смета доходов и расходов бюджетного учреждения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утверждаемая главным распорядителем средств федерального бюджета, должна содержать платежи в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом.
В силу п. 3.1 Порядка N 88н платежи в бюджет должны быть отражены следующим образом:
- уплата налогов и сборов, включаемых в состав расходов, - по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ;
- уплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость), - по соответствующим кодам доходов от приносящей доход деятельности, отражающим объекты налогообложения.
При этом главный распорядитель средств федерального бюджета в рамках установленных бюджетных полномочий вправе при формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности установить требование об отражении в ней показателя соответствующего кода доходов бюджета для уплаты налогов, не включаемых в состав расходов, путем выделения отдельной суммы либо включения суммы налога в сумму дохода, отражающего объект налогообложения.
Например, в соответствии с п. 11 Порядка*(1) уплата налогов, не включаемых в состав расходов (налога на прибыль, НДС), отражается со знаком минус по соответствующим кодам доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Иными словами, суммы налога на прибыль и НДС не увеличивают расходную часть, а уменьшают доходную. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 23.07.2009 N 02-03-09/2983.
А. Бирюков,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля
и аудита Федерального казначейства, к.э.н.,
профессор Академии бюджета и казначейства Минфина РФ
1 сентября 2010 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок составления, утверждения и изменения федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, смет доходов и расходов по учету и распределению средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и бюджетных смет, утв. Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2010 N 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"