Комментарий к письму Минфина РФ от 24.06.2010 N 03-03-06/1/429
В комментируемом Письме Минфина РФ от 24.06.2010 N 03-03-06/1/429 рассматривается вопрос об учете в целях налогообложения прибыли расходов организации на приобретение специальной одежды для работников.
Данной теме уделяется особое внимание, так как в действующее законодательство внесены соответствующие поправки (с 27.11.2009 действует новая редакция ст. 212 ТК РФ*(1)), а также приняты новые нормативно-правовые документы, в частности:
- с 06.10.2009 действуют новые Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты*(2) (далее - Правила);
Обратите внимание! Правила обязательны для применения организациями и индивидуальными предпринимателями независимо от организационно-правовой формы и форм собственности.
Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с Правилами, а также с соответствующими их профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ*(3).
- с 18.07.2010 вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ N 205н);
- с 25.01.2011 вступит в силу Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 N 1213 "Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты".
Налогоплательщикам следует разделять расходы на приобретение форменной одежды и обмундирования (в том числе форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации) и расходы на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ), предусмотренных законодательством РФ.
В первом случае расходы будут учитываться в целях применения гл. 25 НК РФ на основании п. 5 ст. 255 НК РФ и подлежат включению в состав расходов на оплату труда при условии, что форменная одежда и обмундирование:
- выдаются в соответствии с законодательством;
- остаются в личном постоянном пользовании работников.
Во втором случае расходы на приобретение СИЗ, предусмотренных законодательством РФ, учитываются как материальные расходы на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Обязанность работодателя выдавать спецодежду и другие средства индивидуальной и коллективной защиты закреплена в трудовом законодательстве, в частности в ст. 212, 221 ТК РФ. Нормы данных статей применяются в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы).
Для того чтобы отнести данные расходы на уменьшение прибыли, необходимо выполнить обязательные условия:
- средства индивидуальной защиты выдаются работникам бесплатно и в соответствии с Типовыми нормами. Типовые нормы выдачи СИЗ могут быть установлены как работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, так и работникам определенных отраслей. Имеет ли право налогоплательщик учитывать указанные расходы при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль, если они не соответствуют установленным типовым нормам?
По данному вопросу суды принимают сторону налогоплательщиков. Так, арбитры не поддержали доводы инспекторов о том, что произведенные расходы на приобретение спецодежды для своих работников следует подтверждать действующими правилами и нормативами, так как это прямо не вытекает из норм налогового законодательства (Постановление ФАС ДВО от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933);
- средства индивидуальной защиты предоставляются работникам на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке *(4) (п. 5 Правил). В случае если конкретное наименование СИЗ отсутствует в Типовых нормах и аттестация рабочих мест не проводилась, суды придерживаются мнения, что обоснованность расходов общества не подтверждена (Постановление ФАС СЗО от 24.04.2006 N А56-25290/2005).
В случае если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, Минфин разрешает учитывать в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение спецодежды, выдаваемой отдельным работникам, профессии которых не предусмотрены типовыми отраслевыми нормами, по нормам, установленным для сходных профессий с опасными условиями труда (Письмо от 24.06.2009 N 03-03-06/1/425);
- приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя (п. 4 Правил);
- работодатель приобретает (арендует) средства индивидуальной защиты, выдача которых допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке (п. 8 Правил).
К сведению. Согласно п. 11 Правил в случае необеспечения работника средствами индивидуальной защиты в соответствии с законодательством РФ он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их выполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.
Согласно ст. 217 ТК РФ работодатель, осуществляющий производственную деятельность, в обязательном порядке должен создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, при превышении численности работающих в организации 50 человек.
Если численность работников не превысила указанную величину, то работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Отметим, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, установлен Приказом N 205н, вступившим в силу с 18.07.2010:
1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение работодателей и работников основам охраны труда.
Организации, оказывающие в настоящее время услуги в области охраны труда, включенные в указанный перечень, и не прошедшие аккредитацию, вправе оказывать данные услуги до 01.10.2010. С указанной даты оказание соответствующих услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается*(5).
Таким образом, если работодатель воспользуется соответствующими услугами организации, не прошедшей в установленном порядке аккредитацию, то понесенные им расходы не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
О.В. Ковалева,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 N 313-ФЗ.
*(2) Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.03.2010 N 16530). Приказ N 28н действует с 23.04.2010.
*(3) Пункт 9 Правил.
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
*(5) Пункт 3 Приказа N 205н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"