Минздравсоцразвития разъясняет
С 01.01.2010 вместо ЕСН с фонда оплаты труда необходимо уплачивать страховые взносы в порядке, определенном Законом о страховых взносах*(1). По большому счету правила, установленные для уплаты страховых взносов, во многом напоминают положения отмененной гл. 24 НК РФ. Однако и есть определенные отличия. К тому же трактовка положений нового закона может отличаться от той, которую применяли налоговые органы в отношении ЕСН.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 в целях единообразного применения Закона о страховых взносах Минздравсоцразвития предоставлено право издавать соответствующие разъяснения. Правда, данное министерство не поспешило воспользоваться этим правом. С начала года было выпущено сравнительно небольшое количество писем. Сразу скажем, некоторые из них довольно спорные. Возможно, что, если ПФР и ФСС будут руководствоваться ими, плательщикам придется обращаться в суд.
Источник выплаты взносов значения не имеет
Имеется весьма существенное различие между определением облагаемой базы по ЕСН и по страховым взносам. Речь идет о том, что на основании п. 3 ст. 236 НК РФ у налогоплательщиков-организаций в налоговую базу по ЕСН не включались выплаты, не отнесенные налогоплательщиком к расходам для целей налога на прибыль. Например, в соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ суммы материальной помощи работникам не учитываются при исчислении налога на прибыль. Таким образом, любая сумма материальной помощи не облагалась ЕСН.
А вот для обложения страховыми взносами не имеет значения, учитывается выплата в расходах с целью обложения налогом на прибыль или нет. Важным является другое: производится выплата в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров? Поэтому в Минздравсоцразвития поступают многочисленные вопросы по поводу обложения страховыми взносами выплат, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и на этом основании раньше однозначно не облагались ЕСН.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для их плательщиков, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона*(2), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах*(3)), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В Письме от 01.03.2010 N 426-19 ведомство объясняет, что, поскольку такие выплаты, как единовременная материальная помощь бывшим работникам, члену семьи умершего работника, частичная оплата за членов семей (детей) работников стоимости путевок в санатории, производятся организацией не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг*(4), они не облагаются страховыми взносами.
Другое дело, если та же самая материальная помощь выплачивается работнику в рамках трудового или гражданско-правового договора. В этом случае, по мнению чиновников, она взносами облагается, правда, с учетом необлагаемой суммы, равной 4 000 руб. за расчетный период. Такие рамки установлены п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах. Напомним, что согласно ст. 10 этого закона расчетным периодом является календарный год, поэтому суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам за календарный год:
- в размере до 4 000 руб. на одного работника - не облагаются страховыми взносами;
- в размере, превышающем 4 000 руб. на одного работника, - облагаются страховыми взносами.
Но часто ли возможность выплаты материальной помощи работнику предусмотрена в трудовом или гражданско-правовом договоре? На практике чаще бывает, что она выплачивается в определенной непредвиденной ситуации на основании, например, специального приказа руководителя (мы не имеем в виду какие-либо схемы скрытых форм дополнительной оплаты труда). И наоборот, в трудовом договоре работодатель вполне может гарантировать работнику периодическую оплату отдыха и лечения его самого, а также его родственников. Но тогда, руководствуясь пояснениями Минздравсоцразвития, можно прийти к выводу, что уже материальная помощь работнику полностью не должна облагаться страховыми взносами, а оплата путевок, в том числе и членам семьи работника, если это предусмотрено трудовым договором, надо включить в облагаемую базу.
Нестыковочка вышла...
Кстати, в Письме N 426-19 далее Минздравсоцразвития поясняет, что суммы частичной оплаты за работников стоимости путевок в санатории подлежат обложению страховыми взносами. По мнению ведомства, положения об этом могут включаться сторонами в трудовой договор. Конечно, хотелось бы понять, что имеет в виду уважаемое ведомство, но разъяснений по данному поводу мы не находим. Однако, по нашему мнению, речь идет о возможности фактического включения указанных условий в договор.
В этой связи напомним, что согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
- о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
- об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
- об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В то же время обязательным в отношении выплат является указание в трудовом договоре условий оплаты труда (в том числе размера тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат, а также компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
Заметим, что более ясной видится позиция Минздравсоцразвития в Письме от 10.03.2010 N 10-4/306657-19. В нем ведомство сообщает: даже если материальная помощь, выплаченная работнику, в трудовом договоре прямо не предусмотрена, она произведена, по мнению чиновников, в рамках его трудовых отношений с организацией и, значит, связана с трудовым договором.
Кроме того, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.03.2010 N 10-4/308103-19 говорится, что разовые выплаты, которые не предусмотрены ни в трудовых договорах с работниками, ни в коллективном договоре (соглашении, локальных нормативных актах работодателя), тем не менее производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами.
К объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, вообще всеми его внутренними документами (Письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 559-19).
Однако с такими выводами трудно согласиться, ведь они выглядят явным дополнением ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, которая объектом обложения взносами определяет выплаты, начисляемые именно по договорам, упомянутым в этой части. А по трактовке ведомства получается, что облагать взносами придется любые выплаты работнику уже в силу того, что он заключил трудовой договор, даже если эти выплаты никакого отношения к трудовому процессу не имеют и, что немаловажно, никаким образом не гарантированы работодателем работнику при поступлении последнего на работу. Если бы это было так, то очевидно, что ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах в этом случае законодатель сформулировал бы иначе.
В Письме от 11.03.2010 N 526-19 министерство в развитие своей позиции, сославшись на ст. 57 ТК РФ, привело дополнительные примеры таких единовременных поощрительных выплат:
- оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти членов семьи;
- оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам за счет средств работодателя;
- единовременные поощрения за производственные результаты;
- единовременное поощрение при увольнении впервые в связи с уходом на пенсию.
Причем в письме чиновники без тени сомнения попросту исправили формулировку ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, видимо, чтобы было удобнее на нее ссылаться. Они указали, что обложению страховыми взносами подлежат выплаты и вознаграждения, начисленные организацией в пользу физического лица, состоящего с данной организацией в трудовых отношениях на основании трудового договора. Сравните с первоисточником!
Когда же не облагать?
Далее в Письме N 526-19 речь зашла о компенсации стоимости бытового топлива нуждающимся работникам. Минздравсоцразвития вознамерилось доказать, что такая выплата не освобождается от обложения взносами, так как к ней неприменим пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, распространяющийся на компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или выплатой соответствующего денежного возмещения. На каком же основании данный пункт неприменим?
А на том, что, по мнению ведомства, компенсация стоимости бытового топлива не отвечает понятию компенсации, приведенному в ст. 164 ТК РФ, как денежных выплат, установленных в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Примечание. Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Но ведь если компенсация не охватывается данной статьей ТК РФ, получается, что она не связана с исполнением работником трудовых или иных обязанностей, не так ли? По нашему мнению, других мотивов неприменения ст. 164 ТК РФ к данному случаю в письме Минздравсоцразвития найти нельзя. Следовательно, на нее не распространяется не только ст. 9, но и ст. 7 Закона о страховых взносах.
Если это не так, в каком же случае вообще будет действовать норма, предусмотренная пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах?
Автору кажется, не все логично также и в Письме Минздравсоцразвития от 12.03.2010 N 550-19. Согласно ст. 606 и 607 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом к объектам аренды относятся, в частности, транспортные средства.
Договор аренды имущества связан с передачей его в пользование. А выплаты и вознаграждения по таким договорам не относятся к объектам обложения страховыми взносами (ч. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах).
Из Письма N 550-19 мы можем сделать вывод, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного транспорта, облагается страховыми взносами, только если это использование не связано (!) с исполнением его трудовых обязанностей.
Если такая связь имеется, то, как справедливо указывается в данном письме, облагать эту выплату страховыми взносами нельзя на основании ст. 188 ТК РФ. Но Минздравсоцразвития подчеркивает, что нельзя облагать только в случае наличия указанной связи.
К сведению. Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
В Письме Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19 обращает на себя внимание и другое пояснение, из которого следует: если выплата предусмотрена трудовым договором, вовсе необязательно, что она будет облагаться страховыми взносами, даже если она не упомянута как необлагаемая в ст. 9 Закона о страховых взносах. Но только при условии, что такая выплата происходит на основании закона (как правило, имеются в виду компенсации разного рода, предусмотренные трудовым законодательством), то есть не имеет значения, упомянута она в трудовом договоре или нет.
В качестве примера приведена выплата организацией среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день. Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Он страховыми взносами не облагается.
О гражданах Республики Беларусь
В письмах Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19 и от 27.02.2010 N 403-19 рассказывается об обложении страховыми взносами выплат гражданам Белоруссии, работающим на территории РФ, временно пребывающим на ее территории.
Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, не подлежат обложению страховыми взносами (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
Напомним, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При получении разрешения на временное проживание он становится временно проживающим, а при получении вида на жительство - постоянно проживающим (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона о страховых взносах в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, применяются правила международного договора.
Минздравсоцразвития в Письме N 424-19 указало на то, что сотрудничество между Россией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 27.01.2006 (далее - Договор). Договор, в частности, регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, то есть РФ и Республики Беларусь.
Статьей 4 Договора предусмотрено, что лица одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора, в частности трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству.
Вместе с тем на основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в РФ признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ.
Далее Минздравсоцразвития делает вывод, что положения Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории РФ, а выплаты по трудовым, гражданско-правовым, а также договорам авторского заказа гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим на территории РФ, не являются объектом обложения страховыми взносами.
Однако, помимо упомянутого в Письме Минздравсоцразвития России N 424-19 Договора, между РФ и Республикой Беларусь заключен также, например, Договор от 25.12.1998 "О равных правах граждан".
В нем декларируется, в частности, предоставление гражданам России и Белоруссии равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Граждане России и Белоруссии имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
Однако и Договор, по нашему мнению, не может привести к выводам, к которым пришло Минздравсоцразвития. В статье 1 Договора разъясняются понятия, в нем употребляемые, в том числе и что понимается под местом жительства (проживания) в каждой из сторон. Но это вовсе не означает, что, как утверждает Минздравсоцразвития, Договор распространяется только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на территории РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Договора настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Получается, что обязательного условия о "проживании там, где работаешь" нет, необходимо лишь, чтобы гражданин проживал в РФ или Республике Беларусь. Кроме того, в ст. 4 Договора говорится, что лица, определенные в п. 1 ст. 2 Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора (то есть государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
И наконец, п. 1 ст. 5 Договора: застрахованные, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.
В то же время на застрахованных, которые подпадают под действие законодательства одной Договаривающейся Стороны, направленных на работу на определенный период на территорию другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство первой Договаривающейся Стороны при условии, что срок командировки не превышает двух лет. По согласованию между уполномоченными органами в индивидуальном порядке действие настоящего подпункта может быть продлено, но не более чем на один год (пп. 2 п. 2 ст. 5 Договора).
Обратите внимание! Согласно п. 1 ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству РФ учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Иначе говоря, на застрахованных, которые подпадают под действие законодательства Республики Беларусь, направленных на работу на определенный период на территорию РФ, распространяется законодательство Республики Беларусь при условии, что срок командировки не превышает двух лет. По нашему мнению, это означает, что только выплаты командированным из белорусских предприятий на срок, не превышающий указанного ограничения, не являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Законом о страховых взносах, так как в этом случае они учитываются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
О гражданско-правовых договорах
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах взносы начисляются и на вознаграждения по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В связи с этим Минздравсоцразвития в Письме от 12.03.2010 N 559-19 напоминает, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках следующих гражданско-правовых договоров:
- предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);
- связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа;
- об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
- издательских лицензионных;
- лицензионных о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно ст. 1370 ГК РФ изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.
Исключительное право на них и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.
Вместе с тем если работодатель не выполнит условия, определенные в абз. 2 п. 4 ст. 1370 ГК РФ, то право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец будет принадлежать работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой работнику компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем.
К сведению. Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику (абз. 2 п. 4 ст. 1370 ГК РФ).
Если же работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о них в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, то работник также имеет право на вознаграждение. Размер этого вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником.
Так или иначе, выплата вознаграждения работнику как автору служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца должна быть закреплена в договоре с ним (основном или дополнении к нему).
Чиновники указали, что если размер, условия и порядок выплаты вознаграждения установлены именно отдельным договором, то такой договор будет являться гражданско-правовым договором не на выполнение работ, оказание услуг, а связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Поэтому вознаграждение, выплачиваемое работодателем работнику как автору служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца по отдельному гражданско-правовому договору, не подлежит обложению страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 Закона о страховых взносах, как и в случае создания изобретения, полезной модели или промышленного образца:
- при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание (ст. 1371 ГК РФ);
- по договору, предметом которого было его создание промышленного образца (по заказу) (ст. 1372 ГК РФ);
- при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (ст. 1373 ГК РФ).
Наконец, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу - автору изобретения, полезной модели или промышленного образца по договору об отчуждении патента, лицензионному договору, а также другому договору, посредством которого осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1367, 1369 ГК РФ), является выплатой по договору, связанному с использованием имущественных прав. Поэтому такое вознаграждение тоже не признается объектом обложения страховыми взносами согласно ч. 1, 3 ст. 7 Закона о страховых взносах.
Учитываем предельную величину облагаемой базы
Для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанную сумму, страховые взносы не взимаются.
Но как быть, если работник числился и получал вознаграждение в одном обособленном подразделении, а потом в течение расчетного периода перешел в другое, где также получал вознаграждение?
В Письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 551-19 указано на то, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, согласно ч. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах, исполняют обязанности организации по их уплате, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
Если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, то в другом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении.
К сведению. Для учета сумм начисленных выплат и вознаграждений плательщикам страховых взносов рекомендована форма карточки индивидуального учета в отношении каждого физического лица, утвержденная совместным Письмом ПФР России и ФСС России от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П.
М.В. Подкопаев,
эксперт журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Имеются в виду организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
*(3) Здесь речь идет о выплатах индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой. Правда, в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования может быть предусмотрено иное.
*(4) Все перечисленные выплаты не могут учитываться в расходах в целях обложения налогом на прибыль на основании п. 23, 29 и 49 ст. 270 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"