Условия допуска к участию в торгах
Основным документом, который регулирует проведение тендеров, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Согласно статье 10 вышеупомянутого закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Таким образом, сначала нужно определиться с тем, какой вид тендера проводится. Для аукциона главным критерием является стоимость услуг, критерии участия в конкурсах довольно-таки размыты. Кроме того, критерии оценки конкурсных заявок предполагают комплексную оценку, включающую в себя оценку качества, гарантийных обязательств, технического обслуживания и других аспектов. В аукционе же оцениваются исключительно стоимостные характеристики. Главным критерием при этом является допуск к участию в аукционе.
Поэтому во многих случаях победить в аукционе или котировке проще, чем в конкурсе.
Самой большой проблемой для участников нередко является отклонение заявки и недопущение к участию в торгах. В статье 12 Закона N 94-ФЗ перечислены следующие случаи, при которых заявка не допускается для участия в конкурсе или аукционе:
1) непредоставление необходимых документов;
2) несоответствие требованиям, установленным законодательством (проведение ликвидации участника, приостановление деятельности, наличие задолженности по налогам, размер которой превышает 25%);
3) непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;
4) несоответствие заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Участник размещения заказа в виде электронного аукциона не допускается к участию в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных законом или представления недостоверных сведений (об условиях и требованиях документации, о потребительских свойствах товара и других его параметрах и т.д.);
2) несоответствия потребительских свойств и других параметров товара требованиям документации об аукционе.
При этом требования к заявке на участие в конкурсе и аукционе имеют свои незначительные отличия.
Заявка на участие в конкурсе | Заявка на участие в аукционе |
1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; б) выписка из ЕГРЮЛ; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа; г) документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа; д) копии учредительных документов участника размещения заказа; е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения; 2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара; 3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе: а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; б) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям | 1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; б) выписка из ЕГРЮЛ; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа; г) копии учредительных документов; д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения; 2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг; 3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов: а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения); б) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям |
Судебная практика
При этом судебная практика изобилует судебными решениями в отношении оспаривания решений комиссии об отказе в допуске к участию в тендере. Рассмотрим некоторые из них.
Например, имеются случаи отказа при несоответствии технических характеристик товаров. Согласно Определению ВАС РФ от 04.05.2010 N ВАС-5143/10 по делу N А17-2537/2009 суд исходил из того, что представленная заявка не соответствует требованиям аукционной документации в части технических характеристик поставляемых аппаратно-программных комплексов.
Также суды проверяют достоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке. Так, согласно Определению ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7809/09 по делу N А20-2508/2008, что в заявке на участие в конкурсе указаны недостоверные сведения об участнике размещения заказа и ненадлежащим образом оформлена конкурсная заявка.
Еще одно существенное основание отказа, которое вызывает массу споров, - внесение денежных средств.
В соответствии с приказом Минэкономики России от 30.09.1997 N 117 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсной документации)" поставщик представляет в составе своей конкурсной заявки финансовое обеспечение на сумму, оговоренную в информационных картах конкурсной заявки.
Такое обеспечение необходимо для защиты заказчика от риска, связанного с поведением поставщика, и обеспечивает лишение последнего этого обеспечения в определенных случаях, оговоренных в настоящем пункте.
С одной стороны, средства, вносимые в качестве обеспечения конкурса, могут быть значительными и их отвлечение может повлечь негативные последствия для исполнителя, с другой стороны, они поступают на счета заказчика и фактически не используются, а проценты на них начисляются.
Вместе с тем в Определении ВАС РФ от 14.04.2010 N ВАС-3888/10 по делу N А75-1241/2009 отмечено, что перечисленные обществом денежные средства во исполнение требования об обеспечении заявки на участие в конкурсе подлежат возврату в связи с отказом в допуске к участию в аукционе.
Судами также принимаются решения, поддерживающие отказ в допуске к участию в конкурсе по формальным основаниям.
Так, в Определении ВАС РФ от 14.08.2009 N ВАС-9875/09 по делу N А20-2506/2008 суд отметил, что, согласно условиям конкурса, информация об участнике конкурса должна была представляться посредством заполнения формы "Анкета участника размещения заказа". Однако среди представленных документов, поступивших муниципальному заказчику от предприятия, анкета участника конкурса отсутствовала. Таким образом, вывод о правомерности отклонения заявки был сделан правомерно.
Постановлением от 18.09.2007 по делу N А56-24633/2006 ФАС Северо-Западного округа отказал в признании недействительным решения об отказе в допуске к участию в конкурсе на право заключения государственного контракта, поскольку представленные документы не соответствовали формальным требованиям к конкурсной документации: не были прошиты и пронумерованы.
Также в суде оспариваются требования федеральной антимонопольной службы о содержании в конкурсных документациях избыточных требований, отсутствующих в законе, таких, например, как предоставление заверенной копии лицензии. В частности, в постановлении ФАС Центрального округа от 10.04.2009 по делу N А08-2078/08-17 было указано, что требование о предоставлении участником размещения заказа копии лицензии, заверенной надлежащим образом, вместе с заявкой наряду с другими документами не противоречит действующему законодательству, является обязательным условием допуска участника размещения заказа к участию в конкурсе.
Рекомендации участникам
В целом для участия в конкурсе и аукционе и подачи заявки необходимо внимательно отнестись к содержанию конкурсной документации. При составлении заявки большое внимание должно уделяться как техническим и качественным характеристикам, так и формальным признакам. При заполнении документов, связанных с техническими и качественными характеристики, исполнитель должен ориентироваться, прежде всего, на свои силы, поскольку привлечение субподрядных организаций не всегда возможно, а неисполнение договора приведет к внесению организации в черный список.
Также следует обратить внимание на вопрос обеспечения заявки и возможности отвлечения оборотных средств. Выбор вида торгов в этой связи тоже является существенным условием, поскольку для небольших компаний целесообразно участвовать в электронных торгах или запросе котировок. Ведь, согласно ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Немаловажное внимание следует уделять заполнению различных форм, анкет и прочих сопроводительных документов. Также внимательно отнеситесь к приложениям к заявке, которые могут содержать немаловажную информацию, в том числе:
- свидетельства о регистрации компании;
- устав;
- приказы и доверенности;
- сертификаты, лицензии;
- сведения о персонале;
- выписки из ЕГРЮД
- и другие документы.
Отсутствие одного из документов может привести к отклонению заявки. Также необходимо обратить внимание на заверение документов и на тот факт, что они должны быть прошиты и пронумерованы. Часто заказчики анализируют представленные документы на предмет актуальности сведений, содержащихся в данных документах, выданы ли они уполномоченными органами, содержатся ли в них ошибки. Поэтому участник должен проверить эти данные заранее. Не лишней будет и опись документации, которая позволит, с одной стороны, облегчить их поиск заказчику, а с другой, участник конкурса сможет доказать в суде факт предоставления необходимых документов.
Е.В. Шестакова,
руководитель группы налогообложения УФПС
г. Москвы - ФГУП "Почта России",
кандидат юридических наук
"Советник бухгалтера", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060