Правовые основы развития основного общего образования в России
Одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот политики, проводимой в области образования, в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и единственном на современном этапе факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной позиции государства.
Согласно части 4 ст. 43 Конституции РФ 1993 г., обязанность получения детьми основного общего образования лежит на родителях*(1) или лицах, их заменяющих.
Основное общее образование представляет собой вторую ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в России, поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, по математическому и естественнонаучному и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условие достижения этой задачи - последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное искусство и музыкальное искусство), технология, физическая культура.
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Более того, в силу установленной законом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Часть 2 ст. 63 СК РФ, в сущности, повторяет смысл данной конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что "родители обеспечивают получение детьми основного общего образования", то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, "родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования".
В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ "Об образовании" родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Родительские права не могут противоречить интересам детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ст. 65 СК РФ).
Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены на основании заявления родителей (одного из них) органом опеки и попечительства или судом. Так, если родители не могут достичь согласия в вопросах воспитания (например, о его способах и методах), они могут обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, который вправе дать родителям письменные или устные рекомендации по преодолению возникших разногласий с учетом интересов ребенка. Данные рекомендации относятся к области педагогики и не подлежат принудительной реализации. Однако, если между родителями возникает спор о праве на воспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, такой спор разрешается в судебном порядке*(2).
В соответствии со ст. 63 и 80 СК РФ родители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей, получение ими основного общего образования, а также за их содержание. Нормы, посвященные ответственности родителей, содержатся не только в Семейном, но и в Гражданском, Уголовном кодексах РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 69-76 СК РФ, если родители (один из них) не исполняют обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, по заявлению одного из родителей (законных представителей) либо близких родственников ребенка, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов и учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, может быть инициирован вопрос об ограничении либо лишении их родительских прав.
Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка вследствие поведения родителей либо по иным обстоятельствам (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.), но не установлено достаточных оснований для лишения родительских прав.
Основаниями для лишения родительских прав является уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе, при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребление своими родительскими правами; жестокое обращение с детьми, включая физическое или психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновенность; хронический алкоголизм или наркомания; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК РФ). Если при ограничении родительских прав родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, то лишение родительских прав влечет за собой утрату родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком. Ограничение либо лишение родительских прав означает утрату права родителей на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей, однако не освобождает родителей от обязанностей по содержанию своего ребенка.
Статья 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и, по существу, единственном на современном этапе фактором достижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной позиции государства*(3). При этом необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:
- образование в совокупности с наукой - главный фактор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-технологической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития;
- образование в совокупности с общественно-политическими институтами и средствами массовой информации - это ключевое орудие формирования в стране гражданского общества, правового демократического государства;
- образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта - определяющий фактор формирования и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности*(4).
Необходимость реализации этих положений определена в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, где говорится, что "стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: 1) создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 2) укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; 3) кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; 4) утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики"*(5).
Сегодня, говоря о развитии системы российского образования или ее подсистемы, все чаще справедливо связывают его с модернизацией системы образования, а не с ее реформой. В этом есть резон, так как "реформа - это преобразование, переустройство", и считается, что как демократическое переустройство реформа образования произошла в 1992 г., когда "обретение знаниями стало носить характер экономической категории. Знания превратились в товар, а носитель знаний - в их собственника"*(6).
В настоящее время в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой практики (внедрение инновационных технологий, появление учреждений образования новых видов и типов, в частности негосударственных, и др.), и классической, традиционной педагогической парадигмой, как правило сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоречие и обусловливает особенность состояния современной ситуации в системе образования России. Разрешение данного противоречия, по мнению автора, составляет основу процесса модернизации.
Сегодняшний этап - этап модернизации, т.е. такого совершенствования образования, которое отвечает современным требованиям. В науке отмечается, что "модернизировать - это делать современным, изменять в соответствии с современным техническим уровнем, требованиями, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования изображении старины придавать ей черты, свойственные новому времени"*(7). Историко-педагогический анализ показывает, что термин "модернизация" неоднократно использовался в сфере образования и в последние десятилетия XX в. обрел богатое социально-философское содержание. Им принято обозначать особый способ общественного прогресса, осуществляющегося не самопроизвольно, а целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.
Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Следовательно, система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодвижения, саморазвития. В концепции модернизации образования предлагается ряд мер по ее переводу в режим развития: адаптация системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более прогрессивными странами мира*(8). С началом 1990-х годов связан резкий перелом в характере и направлениях социально-экономического развития страны. Прежде всего, произошел полный развал экономики как рационально-рефлексивного контура, удерживающего хозяйство, которое, напротив, испытало беспрецедентный и неконтролируемый рост*(9).
С переходом к инновационной экономике, основанной на обороте знаний, традиционное профессиональное образование столкнулось с новыми проблемами*(10). Во-первых, резко сократился жизненный цикл любого товара (в первую очередь инноваций и технологий): новый для рынка продукт уже через 3-5 лет безнадежно устаревает и требует замены (для отдельных классов товаров, в частности, в информационных и коммуникационных технологиях "срок жизни" нового продукта еще меньше - иногда не более года). Вследствие этого традиционный специалист, даже имеющий высокий уровень подготовки по тому или иному технологическому профилю, сталкивается с необходимостью постоянной (зачастую радикальной) переподготовки и переквалификации. Существующая же система профессионального образования к разрешению данной проблемы не приспособлена ни содержательно, ни технологически*(11).
Во-вторых, превращение знания в ресурс и углубляющийся разрыв между теоретическим и "рецептурным" знанием порождают проблему его "обратимости": каким образом можно переходить от теоретического знания к орудийному и от орудийного быстро "возвращаться" к теоретическому. По сути, для инновационной экономики знание превращается в главный ресурс только потому, что его становится все меньше. С экономической точки зрения самый дорогой ресурс тот, доступ к которому наиболее ограничен. Очевидно, что основным требованием инновационной экономики к теоретическому знанию как ресурсу становится наличие четкого и действенного механизма практической реализации теоретической модели.
Профессионал в этих условиях вынужден "выходить" в проектную логику, а его качественная подготовка должна предполагать следующую систему переходов: теоретическое - проектное - технологическое - инструментальное - орудийное знание*(12). В условиях инновационной экономики знание дает возможность создавать собственные прецеденты новых, еще не существующих производств и технологий. Технологии же освоения проектной культуры, связанной с особым типом организации мышления, в профессиональном образовании отсутствуют*(13).
В-третьих, в становлении субъекта собственной деятельности, в его позиционировании в условиях современной информационной среды ключевую роль играют овладение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию. Данные качественные характеристики имеют антропологический статус и при этом являются основными условиями успешного профессионального развития. В рамках же традиционной системы профессионального образования соответствующая образовательная задача не ставится в принципе*(14).
Таким образом, современный профессионал должен быть носителем новой интегральной способности к метаорганизации, предполагающей умение: 1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов; 2) строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места; 3) становиться субъектом собственной деятельности, в том числе соотносить содержание деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками*(15).
Устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии отнюдь не решает задачи реализации доступности образования вообще и его конкретного вида, отвечающего интересам человека и общества, а также реализации человеком своего образовательного потенциала в избираемом им виде деятельности. Для этого необходимы определенные условия, в первую очередь наличие права человека на получение образования и реальное обеспечение возможностей реализации этого права*(16). Этот момент особо отмечен во Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе среднего профессионального, следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения*(17). В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, среднее профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным институтом, формирующим свободное от догм и предрассудков мировоззрение личности, интеллектуальный, культурный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших национальных и местных традициях, на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп. В этом заключается социо-культурная функция данного уровня образования*(18).
Образование должно (и способно) сыграть важную роль в демократизации жизни общества, повышении уровня его гражданственности, поскольку лишь по-настоящему образованный человек сумеет разумно и в полной мере использовать возможности, предоставляемые демократией в политической, экономической и социальной сферах жизни*(19). Другой важнейший аспект воздействия профессионального образования на развитие общества - формирование новой генерации работников. В этом аспекте образование выступает, прежде всего, как институт воспроизводства знаний, умений и навыков, свойственных разным профессиям, специальностям; как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельности, что служит базовым условием формирования и развития трудового потенциала общества*(20).
Библиографический список:
1. Административное право / Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.
2. Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. Центр "Школьная книга", 2004. С. 76.
3. Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия "Библиотека Федеральной программы развития образования". М.: Издательский дом "Новый учебник", 2004. С. 68.
4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.
5. Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.
6. Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3, 4.
7. Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение N 1 к журналу "Профессиональное образование". М., 2006. С. 4.
8. Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.
9. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование. 2003. N 5. С. 180.
10. Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва - Киров, 2001. С. 43.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. М., 1995. С. 67.
12. Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр "Школьная книга", 2007. С. 68.
13. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ "Колледж предпринимательства", 2004. С. 64, 67.
Л.Ю. Новицкая,
кандидат педагогических наук
"Образование и право", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 1 ст. 64 СК РФ, родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе, в судах.
*(2) См.: Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование. 2003. N 5. С. 180.
*(3) См.: Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва - Киров, 2001. С. 43.
*(4) См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.
*(5) См.: Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия "Библиотека Федеральной программы развития образования". М.: Издательский дом "Новый учебник", 2004. С. 68.
*(6) См.: Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение N 1 к журналу "Профессиональное образование". М., 2006. С. 4.
*(7) См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.
*(8) Однако это не означает, что модернизация предполагает подражательность. В число ее ценностей входят культурная самобытность, бережное отношение к оправдавшим себя традициям, отказ от единообразия, вариативность подходов к разрешению проблем.
*(9) См.: Административное право / Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.
*(10) См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ "Колледж предпринимательства", 2004. С. 64.
*(11) См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. М., 1995. С. 67.
*(12) См.: Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.
*(13) См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. М.: Центр "Школьная книга", 2004. С. 76.
*(14) См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр "Школьная книга", 2007. С. 68.
*(15) См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ "Колледж предпринимательства", 2004. С. 67.
*(16) См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.
*(17) См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.
*(18) См.: Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.
*(19) См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Указ. соч. С. 4.
*(20) См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 74.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.