Котировочная заявка в свободной форме - нарушение?
Анализ сайта государственных закупок zakupki.gov.ru свидетельствует, что некоторые заказчики, размещая извещения о проведении запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не приводят форму, по которой участники размещения заказа должны подавать котировочные заявки. Разберемся, являются ли подобные случаи нарушениями закона.
Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) определено, что под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей в течение квартала (за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 42 Закона N 94-ФЗ и гл. 5 Закона N 94-ФЗ).
Как того требует п. 3 ст. 43 Закона N 94-ФЗ, запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа. Требования, предъявляемые к котировочной заявке, указаны в статье 44 Закона N 94-ФЗ.
Котировочная заявка подается участником заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает их. Комиссия не рассматривает и отклоняет заявки, не соответствующие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или же в случае, если предложенная в котировочных заявках цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, участнику размещения заказа для целей участия в запросе котировок необходимо не просто подать котировочную заявку, отвечающую требованиям статьи 44 Закона N 94-ФЗ, но данная заявка должна быть оформлена по форме, указанной в запросе.
Из изложенного следует несколько выводов.
1. Отсутствие в извещении о проведении запроса котировок формы котировочной заявки является нарушением Закона N 94-ФЗ.
Иными словами, в случае, если в опубликованном в установленном порядке извещении о проведении запроса котировок не указана форма, по которой участники могут подать котировочные заявки, заказчик (уполномоченный орган) считается нарушившим Закон N 94-ФЗ.
2. Недопустимо в извещении о проведении запроса котировок указывать, что участники размещения заказа вправе подать котировочные заявки в свободной форме (в том числе содержащей все необходимые в соответствии с Законом N 94-ФЗ сведения).
Котировочная заявка должна быть подана по форме, указанной в извещении о запросе котировок, при этом данная форма должна предусматриваться в извещении (либо в том же документе, либо в приложении к нему, являющемуся неотъемлемой частью извещения и размещающемуся в установленном порядке одновременно с извещением).
Указание на то, что котировочная заявка подается в свободной форме с учетом всех необходимых требований, предусмотренных главой 4 Закона N 94-ФЗ, не является надлежащим выполнением требований ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ и п. 3 ст. 43 Закона N 94-ФЗ.
3. Участник запроса котировок не вправе подать котировочную заявку по форме, соответствующей требованиям статьи 44 Закона N 94-ФЗ, однако не по установленной в извещении (приложении к нему), а по другой, разработанной участником самостоятельно. Участнику следует подать заявку по форме, приведенной в приложении к извещению.
Как указал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28.08.2008 N Ф04-5250/2008(10565-А45-23), из анализа статьи 47 Закона N 94-ФЗ следует, что победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, где указана наиболее низкая цена.
Следовательно, при проведении запроса котировок заказчик должен учитывать два момента: форма котировочной заявки, которая установлена заказчиком в извещении, и цена предлагаемого товара (работы, услуги). Участник размещения заказа должен подать заявку по установленной, а не в произвольной форме, которая соответствует требованиям статьи 44 Закона N 94-ФЗ и противоречит положениям статьи 47 Закона N 94-ФЗ.
Дополнительно отметим, что заказчик (уполномоченный орган) не вправе требовать от участников запроса котировок указывать в котировочных заявках сведения, обязательность предоставления которых не установлена Законом N 94-ФЗ.
В соответствии со статьей 44 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Приведенный перечень является исчерпывающим.
Так, например, в нем не указаны сведения об электронном адресе (адресе электронной почты) участника размещения заказа. Следовательно, заказчик (уполномоченный орган) не вправе требовать от участника запроса котировок указания в котировочной заявке своего адреса электронной почты. Также следует учитывать, что в п. 1 ст. 43 Закона N 94-ФЗ законодатель отдельно выделил, что запрос котировок должен содержать адрес электронной почты заказчика (при его наличии). Аналогичное выделение в отношении адреса электронной почты участника размещения заказа в статье 44 Закона N 94-ФЗ отсутствует.
Отметим, что по смыслу главы 4 Закона N 94-ФЗ заказчик (уполномоченный орган) не обязан предоставлять юридическим и физическим лицам копию извещения о проведении запроса котировок.
Со дня опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса (ч. 2 ст. 23 Закона N 94-ФЗ). При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения участником размещения заказа платы (если она установлена) за ее предоставление. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика, уполномоченного органа на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
Данное положение сформулировано в главе 2 Закона N 94-ФЗ, посвященной размещению заказа путем проведения конкурса, однако размещение заказов путем запроса котировок регулируется главой 4 Закона N 94-ФЗ.
Положений, аналогичных указанным в части 2 статьи 23 Закона N 94-ФЗ относительно предоставления конкурсной документации непосредственно лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, глава 4 Закона N 94-ФЗ не устанавливает.
Следовательно, глава 4 Закона N 94-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика предоставить обратившемуся к нему лицу извещения о проведении запроса котировок по его заявлению.
Таким образом, заказчик не обязан, но по желанию может удовлетворить подобное заявление.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95