Оптимистичный Федеральный закон N 229-ФЗ. Последние изменения в налоговом законодательстве
Федеральный закон от 27.07.10 N 229-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросах налогового администрирования" (далее - закон N 229-ФЗ) опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 года.
Закон достаточно велик по объёму, разнообразен по содержанию и оптимистичен по общему настроению (есть, конечно, и неприятные новшества, но в целом налогоплательщики должны быть довольны).
Изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ вступают в силу в течение одного месяца со дня опубликования Федерального закона N 229-ФЗ, т.е. со 2 сентября 2010 года, за исключением некоторых пунктов, которые действуют с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ). Кроме того, по некоторым статьям и пунктам кодекса имеются оговорки относительно распространения их действия на возникшие ранее правоотношения.
Итак, посмотрим, какие плюсы, минусы, налоговые льготы и дополнительные трудозатраты принесёт новая редакция части первой НК РФ кредитным организациям.
Сверка расчётов
Пункт 1 статьи 21, содержащий перечень прав налогоплательщиков, увеличивается теперь на одну позицию - право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Вообще-то НК РФ и ранее содержал норму, обязывающую налоговые органы осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (подп. 11 п. 1 ст. 32). Теперь, выходит, права налогоплательщиков стали соответствовать в данном отношении обязанностям налоговых органов, которые также изложены в новой, расширенной и уточнённой редакции:
"11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передаётся налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*(1)".
Кроме того, изменена формулировка, касающаяся сверки расчётов, в пункте 7 статьи 45 НК РФ.
Обмен информацией с налоговыми органами
Да здравствует технический прогресс! Сообщения в налоговые органы о различных событиях в жизни налогоплательщика, поручения налоговых органов и другие документы теперь могут передаваться не только в письменном, но и в электронном виде. Соответствующие изменения вносятся в статьи 23, 31 и 46 первой части НК РФ.
Сообщения (информация) налогоплательщика, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 23, могут быть представлены в налоговый орган:
- лично или через представителя;
- направлены по почте заказным письмом;
- переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения передаются в электронном виде, то они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП) лица, представившего их, или ЭЦП его представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, порядок заполнения форм указанных сообщений, а также порядок представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Несколько изменился перечень информации, которую налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели должны передавать в налоговые органы. Если раньше подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ требовал сообщать в налоговый орган по местонахождению организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения), то теперь эта процедура стала более детализированной и по видам сообщений, и по срокам:
"...подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщённые в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трёх дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;"
дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трёх дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трёх дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения)".
Поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджет неуплаченных налогов со счёта налогоплательщика (налогового агента), налоговое уведомление (в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган), а также требование о перечислении налога в бюджет теперь также могут быть направлены в банк (налогоплательщику) на бумажном носителе или в электронном виде. Соответствующие изменения внесены в статьи 46, 52, 60 и 69 НК РФ.
Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с ФНС России.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронном виде устанавливаются ФНС России.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования (в прежней редакции было 10 календарных дней), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Напомним, что в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уголовная ответственность налогового агента
В соответствии с прежней редакцией пункта 3 статьи 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объёме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В новой редакции статьи 32 к налогоплательщикам и плательщикам сборов присоединяются и налоговые агенты.
Таким образом, банкам, являющимся налоговыми агентами разнообразных категорий налогоплательщиков (от собственных работников до вкладчиков и заёмщиков), следует отнестись по внимательнее к своевременному исполнению требований по уплате чужих налогов и сборов.
Изменение сроков уплаты налога, сбора, пени и штрафа
Возможность переноса срока уплаты налогов и сборов на более поздний срок теперь распространяется также на штрафные санкции. Соответствующие изменения внесены в статью 61.
Существенно изменена и детализирована процедура изменения сроков уплаты налогов, сборов и штрафных санкций. Так, лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога или сбора (заинтересованное лицо), вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные главой 9 НК РФ иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.
Уточняется, что положения главы 9 применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа, но при этом не распространяются на налоговых агентов.
В перечень обстоятельств, исключающих изменение сроков уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 62), добавлен следующий подпункт:
"4) в течение трёх лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 настоящего Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора".
Уточнён состав и полномочия органов, принимающих решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (статья 63 НК РФ).
В новой редакции изложен пункт 2 статьи 64, определяющий условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объёмов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объёме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объёме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счёт оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учёта имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных таможенным законодательством РФ.
При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3-6, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость её чистых активов, а физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
Определён перечень документов, прилагаемых заинтересованным лицом к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. В частности, в него включены справки банков:
- о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках;
- наличии расчётных документов заинтересованного лица, помещённых в соответствующую картотеку неоплаченных расчётных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках.
Изменяются и уточняются порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
Существенные изменения претерпела весьма важная для кредитных организаций статья 76 НК РФ.
Передача сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, теперь будет осуществляться только в электронном виде. Форматы сообщения банком указанных сведений, а также порядок направления банком сообщения в электронном виде утверждаются Банком России по согласованию с ФНС России.
Определён порядок действий банка в случае изменения реквизитов организации-налогоплательщика, по счёту которой приостановлены операции (разъясняется то, что и раньше было понятно, но не описано).
В случае если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование и (или) реквизиты счёта организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, это решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей своё наименование, и операций по счёту, имеющему изменённые реквизиты.
Если налоговый орган запрашивает в банке сведения об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации (в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 76), то сообщение об остатках денежных средств направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа.
Существенно изменился порядок отмены действия решения о приостановлении операций по счёту.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3, 7-9 статьи 76 и в пункте 10 статьи 101 НК РФ, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами (например, после введения процедуры наблюдения и (или) внешнего управления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
Предусмотрена ответственность налогового органа за неправомерное вынесение решения о приостановлении операций по счёту (раньше была установлена ответственность только за нарушение налоговым органом сроков отмены решения о приостановлении операций). Указанная норма (п. 9.2 ст. 76 в новой редакции) действует с 1 января 2011 года.
В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации-налогоплательщика, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.
Арест имущества
Уточнён порядок уведомления налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества (п. 13 ст. 77 НК РФ).
Налоговый (таможенный) орган должен уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.
Налоговая декларация
Этот важнейший как для налогоплательщика, так и для налогового органа документ также может составляться в электронном виде и передаваться по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Впрочем, это уточнение нельзя назвать революционным: и в прежней редакции налоговая декларация могла быть передана в налоговый орган "по телекоммуникационным каналам связи". Не было только конкретного указания на что, что она может быть составлена в электронном виде.
Возможность предоставления в электронном виде касается и документа (копии документа), подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчёта).
Учёт налогоплательщиков
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учёт в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения (в прежней редакции статьи 83 была оговорка "если эта организация не состоит на учёте в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом").
Пункты 3 и 4 статьи 83 изложены в новой редакции.
Постановка на учёт в налоговых органах российской организации по местонахождению её обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ.
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учёт может быть осуществлена налоговым органом по местонахождению одного из её обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту её нахождения.
Уточняется порядок постановки на учёт и снятия с учёта организаций и физических лиц (п. 1-5 ст. 84 НК РФ). Добавлен порядок документооборота (в том числе в электронном виде) между налогоплательщиком и налоговым органом при постановке на учёт и снятии с учёта (п. 5.1 ст. 84).
Обязанности банков, связанные с учётом налогоплательщиков
Сообщения об открытии и закрытии счетов, изменении реквизитов счёта будут теперь предоставляться банками в налоговый орган только в электронном виде (ст. 86 НК РФ).
Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с ФНС России.
Налоговые проверки
Уточнён период проведения выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89): в случае представления налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточнённая налоговая декларация.
Меняется порядок истребования документов при проведении налоговой проверки (ст. 93): теперь документы можно как истребовать, так и представлять в электронном виде. Это касается и процедуры истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1).
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (в прежнем варианте было только "посредством вручения этому лицу (его представителю))". Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (в прежнем варианте - только в виде заверенных копий на бумажном носителе).
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.
В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля (раньше "иные мероприятия" в пункте 5 статьи 93 не были указаны) налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
Дополнена процедура оформления результатов налоговой проверки (ст. 100). К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Лица, в отношении которых проводилась налоговая проверка, теперь смогут до вынесения решения по результатам проверки знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 101).
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности теперь может быть отправлено по почте заказным письмом, если вручить его невозможно (п. 9 ст. 101). Такое решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Копии решений о принятии обеспечительных мер и об отмене обеспечительных мер (п. 13 ст. 101) также могут быть направлены получателю заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней с даты направления такого письма.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений
А теперь - о грустном. Размеры штрафов за совершение налоговых правонарушений в большинстве случаев существенно увеличиваются.
Нарушение порядка постановки на учёт в налоговом органе (ст. 116): нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ранее - 5 тыс. руб.).
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе влечёт взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (ранее - штраф от 10 тыс. руб. до 20% доходов, но не менее 40 тыс. руб., в зависимости от срока работы без постановки на учёт).
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 119) в установленный срок влечёт взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. (ранее - дифференцированный размер штрафа в зависимости от длительности срока непредставления декларации).
Дополнительно установлена ответственность (правда, символическая) за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчёта) (ст. 119.1). Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчёта) в электронном виде в случаях, предусмотренных кодексом, влечёт взыскание штрафа в размере 200 руб.
Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120):
- грубое нарушение организацией правил учёта доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120, влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ранее - 5 тыс. руб.);
- те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ранее - 15 тыс. руб.);
- те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога (ранее - 10%), но не менее 40 тыс. руб. (ранее - 15 тыс. руб.).
Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта или налогового учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта, в регистрах налогового учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ранее регистры налогового учёта в пункте 3 статьи 120 не упоминались).
Штраф по статье 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" остался прежним (20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению), но изменилась формулировка состава правонарушения: теперь таковым является "неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом".
Статья 125 "Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест" теперь распространяется и на имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Сумма штрафа за это правонарушение возросла с 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126):
- непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечёт взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ранее - 50 руб.);
- непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у неё документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьёй 135.1 НК РФ, влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ранее - 5 тыс. руб.).
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129) влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.).
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 126 кодекса (ст. 129.1), влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.).
Те же деяния, совершённые повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. (ранее - 5 тыс. руб.).
И наконец, специально для банков.
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платёжного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очерёдности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ (ст. 134) влечёт взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб. (ранее - 10 тыс. руб.).
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечёт взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. (ранее - 10 тыс. руб.).
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
В статью 141 "Последствия подачи жалобы" добавлено следующее положение: о принятом решении в течение трёх дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Последние изменения в налоговом законодательстве
Рассмотрим изменения, внесённые Федеральным законом от 27.07.10 N 229-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросах налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) во вторую часть Налогового кодекса РФ в части, касающейся так или иначе кредитных организаций.
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Постановка на учёт налогоплательщиков
Статья 144 "Постановка на учёт в качестве налогоплательщика" признана утратившей силу. Возможно, потому, что вся необходимая информация теперь содержится в статье 84 "Порядок постановки на учёт и снятия с учёта организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика" части первой НК РФ. Небольшие изменения, касающиеся учёта налогоплательщиков, внесены также в статьи 149 и 165 НК РФ.
Статья 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" дополнена пунктом 7 следующего содержания:
Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учёта в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации.
О своём выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
Такой порядок касается только НДС, иначе соответствующие изменения были бы внесены в часть первую НК РФ.
Счёт-фактура
Хотя большинство банковских операций не подлежат обложению НДС, счета-фактуры, как выданные, так и полученные, составляют немалую часть в банковском документообороте.
Ещё один важный пункт пополнил список документов, которые, наряду с бумажным носителем, могут составляться в электронном виде. Пункт 1 статьи 169 "Счёт-фактура" дополнен абзацем следующего содержания:
Счёт-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приёма и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Соответствующие изменения внесены в подпункт 1 пункта 5 и в пункт 5.1 статьи 169: термин "выписка" заменён на "составление".
Пункт 6 статьи 169 дополнен следующим текстом:
Счёт-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с новой редакцией пункта 8 статьи 169 Правительством РФ будет устанавливаться не только порядок ведения журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, но и форма счёта-фактуры и порядок его заполнения, формы журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Электронными счетами-фактурами займутся другие регуляторы. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином России, а форматы счёта-фактуры, журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - Федеральной налоговой службой (п. 9 ст. 169).
В перечень обязательных реквизитов счёта-фактуры (п. 5 и 5.1 ст. 169) добавлен новый реквизит - "наименование валюты".
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 169 НК РФ в новой редакции (форма счёта-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж), составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учётом требований, установленных до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ.
Таким образом, подпункт 4 статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ фактически вступает в силу не 1 января 2011 года, как другие изменения во вторую часть НК РФ, а, возможно, ещё позже.
Выходит, что самостоятельно включать в форму счёта-фактуры дополнительное поле банкам не придётся. С другой стороны, перейти на электронный документооборот в части счетов-фактур до особого распоряжения Правительства РФ тоже не получится.
Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Изменения в этот раздел Налогового кодекса РФ будут интересны не только банкам (как налоговым агентам), но и их сотрудникам (как налогоплательщикам).
Погашение кредитов за счёт страхового возмещения
Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" дополнена пунктом 48.1 следующего содержания:
доходы заёмщика (правопреемника заёмщика) в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счёт страхового возмещения по заключённым заёмщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заёмщика, а также по заключённым заёмщиком договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заёмщика (залогом), в пределах суммы задолженности заёмщика по заёмным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
Таким образом, если банк является выгодоприобретателем по указанным видам договоров страхования, то поступившие по ним в погашение задолженности заёмщика суммы страхового возмещения не являются объектом обложения по НДФЛ. Пункт 48.1 статьи 217 теперь логически дополняет положения статьи 213 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы по договорам страхования (в части доходов в виде страховых выплат, полученных налогоплательщиком).
Кроме того, новая формулировка пункта 48.1 статьи 217 тесно коррелирует с новой формулировкой пункта 3 статьи 290 НК РФ (см. ниже).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ положения пункта 48.1 статьи 217 НК РФ в новой редакции распространяют своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Налоговые вычеты по НДФЛ
Пункт 4 статьи 218, определяющей порядок предоставления налогоплательщикам стандартных налоговых вычетов по НДФЛ, после слов "на основании" дополнен текстом "налоговой декларации и" (речь идёт о перерасчёте налоговой базы налоговыми органами в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено статьёй 218).
Статья 220 "Имущественные налоговые вычеты" дополнена пунктом 4 следующего содержания:
4. В случае если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент неправомерно удержал налог без учёта данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьёй 231 настоящего Кодекса.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 220 речь идёт об имущественных вычетах в виде фактически произведённых налогоплательщиком расходов на строительство и приобретение недвижимости и земельных участков (в том числе процентов по займам и кредитам на такое строительство или приобретение). Статьёй 231 предусмотрен порядок возврата налоговым агентом излишне удержанных из дохода налогоплательщика сумм налога.
Из пункта 5 статьи 220.1, посвящённой налоговым вычетам при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, исключено требование о предоставлении налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления для получения такого налогового вычета. Теперь для этого будет достаточно предоставления налоговой декларации.
Уплата НДФЛ
В пункт 7 статьи 226, определяющей порядок и сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами, внесены небольшие уточнения: налог уплачивается в бюджет по месту учёта (местонахождению) налогового агента или его подразделения.
Из статьи 228, устанавливающей порядок уплаты НДФЛ, исключён пункт 5, согласно которому налогоплательщики, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, должны были уплачивать налог равными долями в два платежа.
Учёт доходов налогоплательщиков и представление информации налоговыми агентами
Пункты 1 и 2 статьи 230 "Обеспечение соблюдения положений настоящей главы" изложены в новой редакции.
1. Налоговые агенты ведут учёт доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учёта.
Формы регистров налогового учёта и порядок отражения в них аналитических данных налогового учёта, данных первичных учётных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платёжного документа.
По действующей редакции статьи 230 предполагается ведение налоговыми агентами учёта доходов, полученных от них физическими лицами, по форме, установленной Минфином России (форма 1-НДФЛ). Теперь с нового года налоговым агентам, и банкам в том числе, придётся вести такой учёт в собственных регистрах налогового учёта, а значит, до 1 января 2011 года такие регистры необходимо разработать и утвердить внутренними документами банка (учётной политикой для целей налогообложения, например). Подозреваю, что в большинстве случаев это будет всё та же форма 1-НДФЛ (а чего велосипед изобретать?), однако утвердить её в качестве регистра налогового учёта распорядительным документом банка всё же нужно.
2. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учёта сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области на логов и сборов.
Правила представления налоговыми агентами информации в налоговые органы, достаточно подробно изложенные в действующей редакции пункта 2 статьи 230, с нового года утрачивают силу. Ждём от Федеральной налоговой службы новые формы, форматы и порядок представления сведений (в том числе, будем надеяться, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
Порядок взыскания и возврата НДФЛ
Пункт 1 статьи 231, ранее состоящий из полутора строк, излагается в новой редакции, включающей весьма подробное описание процедуры возврата налоговым агентом излишне удержанной из дохода налогоплательщика суммы налога.
1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Эта фраза - всё, что осталось от прежней редакции пункта 231.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Хорошо бы утвердить форму такого уведомления, способ передачи информации и ответственных лиц.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счёт сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счёт предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трёх месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Форму (бланк) заявления налогоплательщика на возврат излишне удержанных сумм с указанием номера счёта в банке тоже желательно разработать и утвердить.
В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Правило "не вернул вовремя - заплати проценты", установленное в отношении налоговых агентов, вполне логично вписывается в общий контекст как Налогового, так и Гражданского кодексов.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учёта заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьёй 78 настоящего Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учёта за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счёт собственных средств.
Несмотря на пугающее выражение "за счёт собственных средств", это будет, по-видимому, дебиторская задолженность налогового органа, отражаемая в бухгалтерском учёте банка на счёте 60302 "Расчёты по налогам и сборам".
В соответствии с пунктом 6.5 Положения Банка России от 26.03.07 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) основанием для отражения в бухгалтерском учёте переплат по налогам и сборам (других сумм, подлежащих возмещению (возврату) из бюджета), а также их зачёта в счёт уплаты других налогов или очередных платежей по данному налогу является решение налогового органа, оформленное в соответствии с законодательством о налогах и сборах и обычаем делового оборота.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
После пункта 1 статья 231 дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчётом по итогу налогового периода в соответствии с приобретённым им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учёт по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьёй 78 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 231 исключён (в нём указывалось, что суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за всё время уклонения от уплаты налога).
Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
Перечисленные ниже изменения должны быть отражены в учётной политике для целей налогообложения банка на 2011 год.
Материальные расходы
Абзац второй пункта 2 статьи 254 в новой редакции выглядит следующим образом:
Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтённого налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.
Раньше было только "при ремонте"; неопределённость в отношении материалов, полученных из основных средств при других обстоятельствах, теперь ликвидирована.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ положения абзаца второго пункта 2 статьи 254 НК РФ в новой редакции распространяют своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Амортизируемое имущество
Очень важное изменение: с 1 января 2011 года в два раза - до сорока тысяч рублей - повышается минимальная стоимость амортизируемого имущества (основных средств). Соответствующие изменения вносятся в абзац первый пункта 1 статьи 256 "Амортизируемое имущество" и в абзац первый пункта 1 статьи 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества".
По такому случаю, кроме внесения изменений в учётную политику для целей налогообложения, необходимо также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в учётную политику для целей бухгалтерского учёта (в соответствии с пунктом 2.3 приложения 10 к Положению N 302-П руководитель кредитной организации имеет право установить лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учёту в составе основных средств).
Налоги, сборы и иные обязательные платежи
Подпункт 1 пункта 1 статьи 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" изложен в новой, расширенной редакции:
1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.
Выделенные позиции и раньше, конечно, включались организациями в состав расходов для целей налогообложения налогом на прибыль в составе "других расходов, связанных с производством и (или) реализацией" (подп. 49 п. 1 ст. 264), но только теперь эти действия обрели законное основание. Видимо, Минфину России надоело отвечать на запросы по этому поводу (см., например, письмо Минфина России от 25.05.10 N 03-03-06/2/101).
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в новой редакции распространяют своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Процентные расходы
В статье 269 "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам" тоже произошли существенные изменения.
В пункте 1 абзац четвёртый дополнен словами "если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи", в абзаце пятом слова "В целях настоящего пункта" заменены словами "В целях настоящей статьи".
А вот так выглядит вновь введённый пункт 1.1, определяющий особый порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществлённых с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года:
1.1. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 269 необходимо будет скорректировать процентные расходы при расчёте налога на прибыль за 2010 год.
Признание доходов и расходов в виде авансов в иностранной валюте
В статье 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" подпункт 7 пункта 4 после слов "стоимость которых выражена в иностранной валюте" дополнен словами "(за исключением авансов)".
В статье 272 "Порядок признания расходов при методе начисления" подпункт 6 пункта 7 после слов "стоимость которых выражена в иностранной валюте" дополнен словами "(за исключением авансов)".
Здесь речь идёт о признании доходов и расходов в виде курсовых разниц - положительной и отрицательной переоценке имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте. Таким образом, для целей налогообложения авансы в иностранной валюте (как выданные, так и полученные) переоцениваться не должны.
Соответствующие изменения вносятся также в порядок ведения бухгалтерского учёта полученных и выданных авансов Указанием Банка России от 06.07.10 N 2477-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Вот таким образом выглядит в новой редакции шестой абзац пункта 1.17 части I Положения N 302-П:
Переоценка средств в иностранной валюте осуществляется в начале операционного дня до отражения операций по счёту (счетам). Переоценке подлежит входящий остаток на начало дня, за исключением сумм полученных и выданных авансов и предварительной оплаты за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, учитываемых на балансовых счетах по учёту расчётов с организациями-нерезидентами по хозяйственным операциям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ положения подпункта 7 пункта 4 статьи 271 и подпункта 6 пункта 7 статьи 272 НК РФ в новой редакции распространяют своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Кстати, новый порядок бухгалтерского учёта полученных и выданных авансов в иностранной валюте уже действует (с 22 августа 2010 года).
Авансовые платежи
В пункте 3 статьи 286 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей" слова "не превышали в среднем трёх миллионов рублей за каждый квартал" заменены словами "не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал". Таким образом, существенно повышен максимальный средний размер доходов от реализации за квартал, позволяющий организации уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчётного периода.
Зато сокращены сроки перечисления налога на прибыль налоговыми агентами: на перечисление в бюджет соответствующих сумм налога им теперь отводится один день. В статью 287 "Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей" внесены следующие изменения:
- в абзаце втором пункта 2 слова "в течение трёх дней после дня выплаты (перечисления)" заменены словами "не позднее дня, следующего за днём выплаты (перечисления)" (для налоговых агентов иностранных организаций);
- в абзаце первом пункта 4 слова "в течение 10 дней со дня выплаты дохода" заменены словами "не позднее дня, следующего за днём выплаты" (для налоговых агентов, выплачивающих налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
И ещё раз - погашение кредитов за счёт страхового возмещения (см. раздел "Налог на доходы физических лиц")
Пункт 3 статьи 290 "Особенности определения доходов банков" изложен в следующей редакции:
3. Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заёмщика банка, страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заёмщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заёмщика по заёмным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой (прощаемой) банком за счёт указанных страховых выплат.
Таким образом, указанные здесь суммы страховых выплат исключаются как из облагаемого НДФЛ дохода заёмщика, так и из облагаемого налогом на прибыль дохода банка. У банков, впрочем, они и раньше в доходы не включались (за исключением сумм, направленных на погашение штрафных санкций), зато сейчас формулировки пункта 48.1 статьи 217 и пункта 3 статьи 290 в части страхового возмещения практически идентичны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ положения пункта 3 статьи 290 НК РФ в новой редакции распространяют своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1)
Уточняются сроки вручения налогоплательщикам налоговых уведомлений и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 закона налоговые уведомления об уплате налога должны будут вручаться плательщикам налоговыми органами "в порядке и в сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации" (в прежней редакции было "ежегодно не позднее 1 августа").
Согласно новой редакции пункта 9 статьи 5 уплата налога должна производиться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (ранее предполагалась уплата равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября).
Статья 3 Федерального закона N 229-ФЗ, внёсшая изменения в закон о налогах на имущество физических лиц, также вступает в силу 1 января 2011 года.
Послесловие
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Изменения в порядке оформления, регистрации, выставления и получения счетов-фактур (статья 169 НК РФ в новой редакции) вступают в силу лишь после того, как Правительством РФ будут установлены порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, Минфином России - порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, а Федеральной налоговой службой - форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 169 НК РФ в новой редакции, составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ.
Таким образом, подпункт 4 статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ фактически вступает в силу не со 2 сентября 2010 года, как другие изменения во вторую часть НК РФ, а позже.
Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Изменения в порядке предоставления имущественных налоговых вычетов (в части возврата налоговым агентом излишне удержанных из дохода налогоплательщика сумм налога, пункт 4 статьи 220 НК РФ) действуют с 1 января 2011 года.
Пункты 1 и 2 статьи 230 НК РФ "Обеспечение соблюдения положений настоящей главы" в новой редакции (относительно учета доходов налогоплательщиков и предоставления информации налоговыми агентами) вступают в силу 1 января 2011 года.
Новая редакция пункта 1 статьи 231, описывающего процедуру возврата налоговым агентом излишне удержанной из дохода налогоплательщика суммы налога, вступает в силу 1 января 2011 года.
Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
Измененный порядок признания доходов и расходов в виде авансов в иностранной валюте (ст. 271, 272 НК РФ) вступает в силу 1 января 2011 года.
Изменение предельной суммы среднего дохода от реализации за квартал, позволяющей организации уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ), действует с 1 января 2011 года.
Сокращение сроков перечисления налога на прибыль налоговыми агентами (новая редакция статьи 287 НК РФ) тоже переносится на 1 января 2011 года.
М. Корф
"Бухгалтерия и банки", N 9-11, сентябрь-ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506) таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"