Если к "вмененщику" явился ревизор
Сейчас представители власти говорят об избыточных административных барьерах, мешающих развитию предпринимательства, и чрезмерном внимании проверяющих к малому бизнесу. Вместе с тем в ближайшее время будут увеличены штрафы за налоговые правонарушения и изменены правила проведения налоговых проверок.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) утверждены очередные поправки в НК РФ, которые затрагивают в том числе вопросы проведения и оформления результатов налоговых проверок. Также уточнен состав некоторых налоговых правонарушений и увеличены размеры штрафов за их совершение. Эти изменения вступают в силу с 2 сентября 2010 года (по истечении месяца со дня официального опубликования).
Заметим, что санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, взимаются в прежнем порядке. Кроме того, налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября 2010 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ. Это же правило распространяется на оформление результатов указанных проверок и иных мероприятий налогового контроля (п. 11 и 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Примечание. Нововведения, касающиеся мер налоговой ответственности, представлены в таблице на с. 48.
Размеры штрафов за налоговые правонарушения
Налоговое правонарушение | Размер штрафа* |
Нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) | 10 000 руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) | 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. |
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ) | 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 119.1 НК РФ) | 200 руб. |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения (п. 1 ст. 120 НК РФ) | 10 000 руб. |
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода (п. 2 ст. 120 НК РФ) | 30 000 руб. |
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ) | 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. |
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) | 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению |
Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ) | 30 000 руб. |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) | 200 руб. за каждый непредставленный документ |
Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, равно как и уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ) | 10 000 руб. |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) | 5000 руб. |
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2 ст. 129.1 НК РФ) | 20 000 руб. |
* Ответственность за налоговые правонарушения согласно изменениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. |
Камеральные проверки
Проведение налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ. Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка начинается после того, как плательщик ЕНВД представил в ИФНС налоговую декларацию или расчет. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам). Причем если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается новая камеральная проверка "уточненки" (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Вместе с тем налоговики не вправе дважды проверять одну и ту же декларацию (расчет) за один и тот же период (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009).
Примечание. Камеральные проверки осуществляются дистанционно - в инспекции, в которую "вмененщик" подал декларацию или расчет.
Примечание. В НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки и о дате ее завершения.
Приведем основные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся камеральных проверок:
- на проведение камеральной проверки не требуется специального решения руководителя налогового органа;
- период проведения камеральной проверки не может превышать трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). НК РФ не предусматривает продления трехмесячного срока проверки или ее приостановления (письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 N А52-4313/2009 и ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-458/09-С2);
- если инспекторы выявили ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом они обязаны сообщить налогоплательщику и потребовать представления в течение пяти дней необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в установленный срок. Минфин России в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1 обратил внимание на то, что приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
- для целей проведения налоговой проверки инспекторы могут направить плательщику ЕНВД требование о предоставлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
- в ходе проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем, допрос свидетелей, проведение экспертизы, выемка документов или осмотр помещений);
- если в результате камеральной проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства, то налоговики в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки составляют акт в порядке, предусмотренном в статье 100 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@).
Выездные проверки
Хорошо, если "вмененщику" заранее известно о том, что его деятельностью заинтересовались проверяющие. Тогда к их приходу можно подготовиться:
- выделить отдельное помещение для ревизоров;
- назначить ответственное лицо для координации действий между проверяющими и службами компании, а также для решения текущих вопросов, связанных с проверкой;
- предупредить сотрудников о грядущем событии;
- проверить финансово-хозяйственную деятельность и участки учета, которые заинтересовали инспекторов. Если плательщику ЕНВД удастся самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их заранее, то это позволит ему снизить размер штрафных санкций или вовсе избежать привлечения к ответственности.
Примечание. Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов утверждены распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р.
При внеплановой проверке предупреждения не поступит: ревизоры нагрянут внезапно. Это случится, если у инспекторов есть серьезные подозрения в соблюдении организацией законодательства.
Так, в соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка осуществляется в офисе налогоплательщика. В исключительных случаях, когда фирма или коммерсант не могут предоставить ревизорам помещение, выездная проверка проводится по месту нахождения ИФНС. Реализация такого права имеет ряд преимуществ (отсутствие в офисе фактора, мешающего сотрудникам выполнять свои должностные обязанности, ограничение общения инспекторов с работниками, пресечение возможных злоупотреблений со стороны налоговиков, а также использование дополнительного времени для подготовки соответствующих документов). Но существуют также и отрицательные моменты. В частности, нужно подстраиваться под рабочий график инспекции и транспортировать большое количество документов в ИФНС.
Примечание. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Итак, выездная проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам и охватывать три года, предшествующих году вынесения решения о проверке (если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ). Причем проведение более одной выездной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период допускается, только если:
- осуществляется реорганизация или ликвидация организации (в отношении прекращения деятельности ИП это правило не действует);
- проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего первую проверку;
- проверка осуществляется ИФНС, проводившей первую проверку, если организация (предприниматель) представил уточненную налоговую декларацию, предусматривающую меньшую заявленной ранее суммы налога.
Согласно Закону N 229-ФЗ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Кстати, суды придерживаются мнения, что НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по тем налогам и за те налоговые периоды, в отношении которых ранее проводились камеральные проверки. Подобный вывод содержится в Определении ВАС РФ от 28.04.2010 N ВАС-5231/10.
Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). На основании приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ продление сроков проверки возможно при необходимости получения информации от правоохранительных органов или от иных источников либо наличии форс-мажорных обстоятельств на территории проведения проверки (например, пожара или наводнения). Заметим, что перечень данных обстоятельств является открытым.
Имейте в виду: в пункте 9 статьи 89 НК РФ предусмотрена такая процедура, как приостановление выездной проверки на общий срок не более шести месяцев.
Как встретить налогового инспектора
Организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо перед проверкой потребовать у ревизоров предъявить служебное удостоверение и решение о назначении выездной налоговой проверки, подписанное руководителем налогового органа или его заместителем.
Примечание. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
"Вмененщику" нужно обратить внимание на правильное наименование своей организации (ФИО предпринимателя) и на указанный в решении период проверки. Также следует сопоставить данные, содержащиеся в удостоверениях инспекторов, с информацией о составе проверяющих, указанной в решении.
Если предъявленные документы в порядке, фирма (коммерсант) обязана допустить проверяющих на свою территорию.
Имейте в виду: на основании новой нормы статьи 19.7.6 КоАП РФ незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. (ст. 6 Закона N 229-ФЗ).
Действия налоговиков в ходе проведения проверки
Инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- истребовать документы для осуществления налогового контроля (ст. 93 и 93.1 НК РФ);
- вызывать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
- проводить осмотр территории нахождения организации или предпринимателя в рамках выездной налоговой проверки (ст. 91 и 92 НК РФ);
- осуществлять выемку документов в процессе выездной налоговой проверки (ст. 94 НК РФ);
- назначать экспертизу, привлекать переводчика и специалиста, не заинтересованного в исходе дела, а также вызывать понятых (ст. 95-98 НК РФ).
Требование о представлении документов
Истребование документов (информации) у "вмененщика" возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц (ст. 93 и 93.1 НК РФ).
На основании изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в статью 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого письма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 НК РФ "вмененщик" вправе представить необходимые документы в ИФНС лично или через представителя, направить их по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Примечание. См. статью "Как отправить по почте налоговую декларацию по ЕНВД" // Вменёнка, 2010, N 6.
Если документы подаются на бумажном носителе, то представить нужно заверенные плательщиком единого налога на вмененный доход копии. При этом "вмененщик" не обязан нотариально удостоверять копии документов, представляемых в инспекцию (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае если истребуемые у организации (предпринимателя) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок их передачи по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.
При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Итак, в требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Налоговики должны получить их в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).
При получении данного требования и невозможности его исполнить "вмененщик" должен не позднее дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить ИФНС об отсутствии у него соответствующих документов с указанием сроков, в течение которых они могут быть представлены. Подобная ситуация может, в частности, возникнуть, если оригиналы документов:
- представлены в государственные учреждения в связи с осуществлением различного рода регистрационных действий;
- находятся у контрагентов и еще не возвращены налогоплательщику;
- изъяты правоохранительными органами;
- утеряны по вине плательщика ЕНВД или третьих лиц.
Инспекторы оценивают основания невозможности представления документов и продлевают сроки их представления либо отказывают в этом. В последнем случае "вмененщик" может быть привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Данный вид ответственности не следует путать с отказом от представления документов (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Примечание. См. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41).
Заметим, что если невозможно достоверно определить количество документов, которые должны быть представлены "вмененщиком", то налоговый орган не вправе рассчитывать сумму штрафных санкций исходя из предположительного количества таких документов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа 02.09.2009 N А19-19148/08, ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2009 N Ф03-2528/2009 и ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2007 N А82-2642/2006-20).
В процессе проведения проверки могут быть затребованы любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов. Перечень документов не ограничен. Контролеров могут заинтересовать данные не только налогового, но и бухгалтерского учета. Однако имейте в виду: все истребованные документы должны относиться к проверяемому периоду. В противном случае в представлении документов инспекции можно отказать.
Примечание. См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2006 N А33-30829/05-Ф02-3938/06-С1.
С 1 января 2010 года согласно пункту 5 статьи 93 НК РФ налоговые органы не вправе повторно запрашивать у проверяемой организации (предпринимателя) документы, которые она ранее представила в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Есть лишь два исключения из данного правила:
1) документы представлялись в виде подлинников и были возвращены фирме (ИП);
2) инспекция утратила документы вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Примечание. Эта норма применяется в отношении документов, представляемых в инспекции после 1 января 2010 года.
Обратите внимание: при направлении налоговиками требования о представлении документов (информации) в целях проведения камеральной или выездной проверки третьего лица должны соблюдаться положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 93 НК РФ.
Согласно новой редакции пункта 5 статьи 93.1 НК РФ истребуемые документы представляются с учетом норм, установленных в пунктах 2 и 5 статьи 93 НК РФ. Данный пункт применяется в отношении документов, которые будут представлены в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Вызов свидетелей
В процессе осуществления камеральных и выездных налоговых проверок инспекторы вправе вызвать любое физическое лицо, обладающее необходимой информацией, в том числе сотрудника "вмененщика" (п. 1 ст. 90 НК РФ). Инспекторы могут предложить должностным лицам организации (предпринимателя) дать письменные или устные пояснения. Поэтому работники должны знать, что согласно пункту 1 статьи 51 Конституции РФ они не обязаны свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Отвечать нужно только на те вопросы, которые касаются исключительно функциональных обязанностей работника.
Примечание. Повестка, на основании которой физическое лицо приглашается на допрос, должна быть подписана руководителем инспекции (его заместителем) либо должностным лицом, осуществляющим проверку.
Осмотр помещений
В процессе проведения выездной проверки налоговые инспекторы вправе осматривать не только помещения (в частности, производственные, складские и торговые) и территорию для установления их соответствия инвентаризационным и правоустанавливающим документам, но также документы и предметы (ст. 92 НК РФ).
Осмотр территорий, помещений, документов и предметов отличается от доступа на территорию тем, что при осуществлении осмотра присутствуют понятые и по итогам осмотра должен быть составлен протокол (п. 3 и 5 ст. 92 НК РФ).
В ходе такого мероприятия допускаются фото- и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов и иные подобные действия. В осмотре также может участвовать приглашенный налоговыми органами специалист (например, для обеспечения доступа к программным продуктам организации).
Заметим, что осмотр без доступа в рамках выездной налоговой проверки невозможен. Поэтому для этой процедуры достаточно наличия решения о проведении выездной проверки.
Выемка документов и предметов
Согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем.
Данное мероприятие налогового контроля не может осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки. При выемке документов и предметов должны присутствовать понятые и лица, у которых указанная выемка осуществляется. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Если плательщик ЕНВД откажется выдать документы добровольно, выемка может производиться принудительно.
Примечание. Не допускается выемка документов и предметов в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени).
В процессе выемки документы и предметы должны быть описаны с указанием их наименования и признаков, предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в выемке, а также при необходимости упакованы на месте. Изъятые документы необходимо пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью и подписью налогоплательщика. В случае его отказа в протоколе делается специальная отметка об этом.
Примечание. Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ использование в судебном процессе доказательств, полученных с нарушением федерального закона, не допускается.
При изъятии документов с них снимаются копии, которые заверяются должностными лицами налогового органа и передаются плательщику единого налога на вмененный доход.
Копия протокола под роспись вручается или высылается по почте "вмененщику".
Привлечение эксперта
Согласно статье 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Эксперт привлекается для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Чаще всего проводятся почерковедческая экспертиза и оценка соответствия цен сделок организации (предпринимателя) рыночным в целях статьи 40 НК РФ.
Эксперт дает письменное заключение, в котором он излагает свои выводы и ответы на поставленные вопросы. Кстати, эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными.
При назначении и производстве экспертизы "вмененщик" вправе заявить отвод эксперту, просить назначить эксперта из числа предложенных им лиц, ставить дополнительные вопросы для целей экспертизы, присутствовать при ее производстве, ознакомиться с заключением эксперта, давать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 7 и 9 ст. 95 НК РФ).
Оформление результатов проверки
В последний день проведения выездной налоговой проверки налоговый инспектор обязан составить соответствующую справку, в которой он фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Данная справка вручается "вмененщику" или его представителю либо направляется по почте заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Примечание. Об этом - статья 100 НК РФ.
В случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностные лица ИФНС, проводящие проверку, составляют акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт подписывается налоговиками, проводившими проверку, и "вмененщиком" (его представителем).
На основании нормы нового пункта 3.1 статьи 100 НК РФ к акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. А документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
На основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, если плательщик ЕНВД не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. "Вмененщик" вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Возражения по акту выездной проверки подписывает руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или иное должностное лицо, обладающее правами представительства в налоговых правоотношениях.
Примечание. Формы акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и акта камеральной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Акт и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком возражения рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для подачи письменных возражений налогоплательщика.
Кстати, Минфин России в письме от 15.07.2010 N 03-02-07/1-331 указал на то, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе принимать решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в срок, установленный для представления лицом, в отношении которого проводилась эта налоговая проверка (его представителем), письменных возражений по акту налоговой проверки (в частности, на 15-й рабочий день с момента вручения акта налогоплательщику).
Руководитель ИФНС или его заместитель обязан известить "вмененщика" о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Плательщик ЕНВД вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя. Более того, в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 229-ФЗ, налогоплательщик до вынесения решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности знакомится со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Примечание. См. Определение ВАС РФ от 21.12.2009 N ВАС-12182/08 и постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2422.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения "вмененщику" (его представителю). Соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. Если решение вручить невозможно, оно направляется плательщику ЕНВД по почте заказным письмом.
Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются организации (индивидуальному предпринимателю) либо ее представителю под роспись или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
В случае направления решения (копии решения) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Примечание. О проведении неналоговых проверок читайте в статьях "Проведение неналоговых проверок по новым правилам" // Вменёнка, 2009, N 8 и "К вопросу о проверке Роспотребнадзором" // Вменёнка, 2009, N 9.
Напомним, что если "вмененщик" не согласен с решением налогового органа, вынесенным по итогам налоговой проверки, и желает подать иск в суд, то он должен обязательно соблюсти досудебный порядок обжалования этого решения. Для этого необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном в статье 101.2 НК РФ.
А.В. Сорока,
эксперт журнала "Вменёнка"
"Вмененка", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.