Основные тенденции развития и приоритеты научного обеспечения реформирования системы управления охраной труда в России
В публикуемых тезисах доклада, представленного в Учебно-исследовательском центре Московской Федерации профсоюзов на городской конференции, посвященной Всемирному Дню охраны труда, обозначены основные, с точки зрения ученого, вопросы научного обеспечения реформирования системы управления охраной труда. Речь идет, в первую очередь, о нормативном обеспечении реформы в сфере охраны труда и переходе от "компенсаторной" модели к системе профилактики профессиональных рисков. Одновременно затрагиваются вопросы информационного сопровождения реформы, аттестации рабочих мест по условиям труда и аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В настоящее время на федеральном уровне реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. Основная задача - модернизация системы управления охраной труда. Переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Переход от "компенсаторной" модели к системе устранения вредных условий труда, снижения воздействия вредных факторов на здоровье работника, упор на профилактические меры.
Настала пора усилить ответственность как работника, так и работодателя за выполнение требований охраны труда. Какие же именно изменения происходят сейчас и будут происходить в ближайшее время?
1. Нормативное обеспечение реформы
В стадии разработки находится ряд проектов федеральных законов. Наиболее значимый из них Федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации в части определения понятий "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками", установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками.
Законопроект позволит установить и законодательно закрепить связь между условиями труда на рабочих местах и состоянием здоровья занятых на них работников.
Второй документ, который хотелось бы упомянуть в этой связи, - проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части регламентирования и усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда". Вносимые в КоАП изменения позволят установить и законодательно закрепить расширенный перечень конкретных требований охраны труда, за нарушение которых предусмотрены те или иные санкции, определить степень ответственности субъектов трудовых отношений за нарушение требований охраны труда, а также установить виды и размеры санкций, применяемых в каждом из перечисленных случаев.
Основным в предлагаемых изменениях является то, что предусматриваются штрафные санкции не только за невыполнение или нарушение требований охраны труда, но и за выполнение этих требований в неполном объеме.
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда
Можно сказать, что аттестация рабочих мест становится основой, краеугольным камнем проводимых в сфере охраны труда реформ. Аттестация рабочих мест является первым шагом при проведении оценки рисков. Предполагается, что в ближайшее время будет введена норма, в соответствие с которой по результатам аттестации рабочих мест назначаются либо отменяются компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда.
Компенсации устанавливаются персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными, а также особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочего места и сохраняются до проведения очередной (повторной) аттестации рабочих мест. В такой ситуации работодателю в принципе становится выгодно улучшать условия труд и это самое важное.
Конечно, надо отметить, что повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными, а также особыми условиями труда, могут устанавливаться коллективными договорами, локальными нормативными актами с учетом финансово-экономического положения работодателя. Это, прежде всего, вопрос эффективного социального партнерства взаимодействия работодателя и профсоюзов.
В стадии разработки находится автоматизированная система "Профриски". Планируется, что это будет единый банк данных, в который аттестующие организации будут вносить первичную информацию об аттестованных рабочих местах. В числе таких данных будет и рассчитанный для каждого конкретного предприятия интегральный показатель профессионального риска, на основании которого будет устанавливаться страховой тариф.
3. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
С целью установления контроля за качеством предоставления услуг в области охраны труда Минздравсоцразвития подготовил проект Приказа об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Этот Приказ в настоящее время находится на согласовании в Министерстве юстиции РФ.
В ближайшем будущем ожидается возрастание роли общественных организаций, как саморегулируемые организации и различные ассоциации, которым может быть передан контроль качества предоставления услуг по охране труда. Прежде всего, такой контроль может выражаться в разработке внутренних отраслевых стандартов и правил, а также в установлении единой договорной тарифной политики на те или иные услуги.
4. Информационное сопровождение реформы
В течение 2010 г. будет разработана и апробирована Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. Она заменит прекратившую свое существование в октябре прошлого года Российскую информационную систему охраны труда.
Заменить мало, надо сделать этот инструмент реально работающим и интересным. Предполагается, что в этой сфере будет активно использован передовой зарубежный опыт. Блок-схемы, интерактивные рисунки, простые и понятные инструкции по каждому случаю, разъяснения по новым принимаемым нормативным актам и прочее. Все то, что может понадобиться работодателю для того, чтобы выстроить нормальную систему управления охраной труда на предприятии. Ведь у нас в последние годы созданы сотни тысяч новых юридических лиц, и эти работодатели часто даже не знают такого понятия, как охрана труда.
5. Обучение по охране труда
Для того чтобы в полной мере оценить риски и управлять ими, необходим грамотный и хорошо подготовленный персонал на всех уровнях управления предприятием: от высшего руководства до инженеров и специалистов по охране труда.
В настоящее время Минздравсоцразвития ведет активную работу по пересмотру совместного постановления Минтруда РФ N 1 и Минобразования РФ N 29 от 13 января 2003 г. об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций. В новой редакции Порядка планируется уточнение терминологического аппарата, а также видов, типов и продолжительности подготовки, которую необходимо проходить руководителям и специалистам организаций и предприятий. Очевидно, что такая подготовка должна быть гибкой и учитывать все нововведения и направления реформирования системы управления охраной труда. Кстати, у НИИ ТРУДА есть очень неплохой опыт обучения, в частности, на основе модуля МОТ по управлению профессиональными рисками. Если кого-то этот опыт заинтересует, то специалисты института готовы им поделиться.
Думаем, что в ближайшем будущем актуальным станет вопрос о разработке системы профессиональных стандартов в сфере охраны труда новые наименования должностей и профессий, описание компетенций, требования к уровню квалификации и образования. Старые справочники и классификаторы не дают адекватных ответов на эти вопросы.
Хотелось бы выразить надежду на то, что на федеральном уровне данная работа будет продолжена, и будет принята Программа на последующие годы. В ближайшее время вновь создаваемую систему предстоит законодательно закрепить, разработать понятийный аппарат, а также права и обязанности субъектов процесса оценки и управления рисками, продолжать совершенствовать методику проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Безусловно, важной будет и работа по методической поддержке расчета страховых тарифов, индивидуальных и интегральных показателей профессионального риска.
Будут серьезно пересмотрены отраслевые и межотраслевые требования и нормы охраны труда. Будут пересматриваться и подходы к обучению и проверке знаний специалистов по охране труда и руководителей предприятий. Велика вероятность восстановления курса охраны труда в вузах и средних специальных учебных заведениях.
В деле формирования практически новой модели охраны труда, безусловно, возрастет и будет весьма велика роль региональных программ действий по улучшению условий и охраны труда. А если говорить о Москве, то это именно тот субъект РФ, который может стать в сфере охраны труда образцом для подражания для регионов страны. В силу того, что здесь наиболее эффективная система исполнительной власти, реально действующие механизмы социального партнерства, развитой рынок труда, расширенные возможности работодателей по улучшению условий труда.
На наш взгляд, региональные программы улучшения условий и охраны труда, прежде всего, должны быть направлены на стимулирование работодателей улучшать условия труда, на профилактические мероприятия, позволяющие своевременно выявить опасность и не допустить возникновение несчастного случая или профессионального заболевания. Не менее важен и обмен лучшей практикой среди предприятий, уже внедривших систему управления охраной труда в соответствии с требованиями государственного стандарта, или проводящих оценку рисков и управляющих этими рисками.
В.В. Федин,
к.э.н. Генеральный директор Института труда и социального страхования
(НИИ ТРУДА) Минздравсоцразвития России
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru